Некоторые приемы обучения аудированию на уроках английского языка в начальных классах


Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов аудирования. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия ( жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Основные задачи учителя на уроке аудирования:
  • подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
  • помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию;
  • обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования.

PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа урока так называемого приема PDP, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP - это PRE-listening.

Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на уроке ученик также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания.

Так каковы же цели первого этапа - PRE-Listening?

  1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.
  2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д.
  3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны?
  4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?”
  5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь.
  6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи.
  7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании .

Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например:

Listening Guide:

Sample listening Guide (*)
1. Situation: …………………
2. Speaker's name: …………….
3. When ………………..
4. Where: ……………………….
5 What is the general subject of this talk? ………
6. What is the main point or message of this talk? ……………….
7. What transitional expressions does the speaker use? ………………..


В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны:

  • определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.;
  • обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос;
  • подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening;
  • сделать выводы, оценить.

Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо:

  • резюмировать - что происходило до сих пор;
  • попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными;
  • попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа "правильно" или "неправильно", и используя такие как "возможно", "вероятно".

Чтобы сфокусировать внимание учащихся во время прослушивания, целесообразно также использовать раздаточный материал - так называемый “Listening guide”( см. выше)

Этап POST-listening не менее важен. Он показывает:

  • насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал;
  • насколько он им интересен;
  • оказались ли верными их предположения.

Для этого можно:

  • просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”;
  • проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу;
  • суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д.

Помогают этому следующие упражнения:

  • выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала;
  • Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary;
  • ответить на вопросы;
  • проиллюстрировать эпизод;
  • составить план, пересказать;
  • сравнить с ситуацией из жизни и т.д.

Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них:

  • говорить короткими предложениями;
  • говорить грамматически простыми предложениями;
  • интонировать речь;
  • выделять ключевые слова;
  • ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем;
  • употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения;
  • перефразировать высказывания;
  • обязательно давать паузы между высказываниями;
  • размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог;
  • органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы;
  • задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают;
  • давать ясные корректные задания;
  • использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст;
  • на начальном этапе задания также иллюстрировать;
  • систематически проверять понимание учащимися речи учителя;
  • соблюдать английские речевые нормы.

Речь учителя - не только задания на языке, но и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения. Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и совершенствовать навыки аудирования.

Большое значение имеет и атмосфера на уроке. Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно:

  • вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом;
  • подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность;
  • объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно;
  • дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать;
  • развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений;
  • просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию;
  • просить детей соблюдать тишину во время аудирования;
  • заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.

Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся во 2-3 классах, то есть на самом раннем этапе школьного обучения иностранному языку. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ)

I. Самое простое задание – диктант.

1) Listen & write a letter.
2) Listen & write only the first letter.
3) Listen & write a word.
4) Listen & write a sentence.

II. Упражнения на развитие фонематического слуха.


III. Для развития навыков аудирования используем песни.

1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании.

Hello! …………. day!
Please to see you!
Let’s …………..!
Let’s ………………...!
I will ……………. to you!


IV. Учим аудированию в игровой форме.

Игры помогают:
  1. научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  2. научить выделять главное в потоке информации;
  3. научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
  4. развивать слуховую память учащихся;
  5. развивать слуховую реакцию
Например:
  1. Follow me! – Смотри и дела как я, по теме ‘Action verbs’.
  2. Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’.
V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.

 

 

Литература и интернет-ресурсы

1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council
2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd.
3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ».
4. Ресурсы образовательных сайтов:
www.onestopenglish.com
www.esl.about.com
www.elf-english.ru
www.eglishexercises.com
5. Ресурсы прочих сайтов:
www.youtube.com
www.google.com
www.geocities.com

Марванова Елена Раисовна
учитель английского языка
ГБОУ г.Москвы ЦО 1455

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Arnautova • 23:05, 12.11.2015
В изучении английского языка, в том числе и в аудировинии, может очень помочь прикольный сайт http://translang.ru/

Это сервис поиска английских слов по их произношению. То есть, если услышал незнакомое слово, но не знаешь как его писать или что оно означает, можно русскими буквами вписать слово, как слышится, а выведется это слово на английском с транскрипцией и переводом. Бывает очень полезно!