Развитие речи дошкольников с нарушением интеллекта в процессе работы с картинками


Развитие речи является одной из самых важных задач всей коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, которые отличаются наибольшей сензитивностью для овладения речью. Поэтому основная задача - найти наиболее эффективные методы и приемы, которые способствовали бы формированию у дошкольников с нарушением интеллекта способности словесно передавать содержание не только простых, но и сложных в композиционном отношении картинок.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал
Своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Значительные трудности испытывают эти дети в процессе словесного интерпретирования содержания картин. Вместе с тем школьное обучение с самого начала предъявляет значительные требования к уровню речевого развития ребенка. Поэтому перед нами стояла задача найти наиболее эффективные методы и приемы, которые способствовали бы формированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способности словесно передавать содержание не только простых, но и сложных в композиционном отношении картин (конечно, в рамках возрастной доступности).

В ходе обучения особое внимание было уделено сглаживанию имеющегося дефицита жизненного и социального опыта детей, формирование у них необходимых представлений об окружающем мире, развитие интереса к взрослым и сверстникам. Для того чтобы научить детей осмысленному восприятию изображений различных форм движений, чтобы сформировать у них способность замечать не только позы персонажей, но и видеть скрытую за ними динамику, мы придерживались определенной последовательности в работе.

1. Имитирование движений.

Сначала взрослый демонстрировал реальные действия, сопровождая показ словесным объяснением. Дети в это время наблюдали за действиями педагога, а затем воспроизводили их по подражанию. После этого на глазах у детей педагогом выполнялись схематические рисунки соответствующего содержания, что также сопровождалось словесным пояснением.

Рассматривая рисунки в процессе и после их выполнения, дети должны были не только сообщить об их содержании, но и показать, что и как делают изображенные персонажи. Затем переходили к восприятию картинок аналогичного содержания. Во всех случаях дети действовали и рассказывали о том, что делают.
 
По этой методике мы знакомили детей с изображениями различных видов основных движений (идет, бежит, прыгает, ползает), а также бытовых действий, связанных, главным образом, с самообслуживанием и режимными моментами.

2. Действия с реальными и воображаемыми предметами.

С целью обучения восприятию изображений действий с игрушками и разными бытовыми предметами также были использованы наблюдения за взрослыми и сверстниками, воспроизведение действий по подражанию, словесное объяснение чужого и собственного выполнения, рассказывание по рисунку и готовой картинке соответствующего содержания. Дети учились не только воспроизводить и словесно определять содержание наблюдаемых действий с бытовыми предметами (утюгом, веником, молотком, расческой и другими предметами), которые выполнял на их глазах педагог, но также воспринимать, понимать и объяснять содержание имитационных движений и действий (игры типа "Угадай и скажи, что я делаю?", "Что делает Маша, как она играет?")

3. Использование музыки для выработки у детей понимания взаимосвязи внешних графических свойств картины и ее внутреннего содержания.

На занятиях по музыкальному воспитанию проводились специальные музыкально-имитационные игры, в ходе которых дети должны были двигаться в соответствии с характером музыкального звучания, подражая различным животным, птицам, персонажам сказок; воспроизводить адекватные музыке действия с куклой; выполнять воображаемые действия – кататься на велосипеде, лыжах, коньках; играть с воображаемым мячом, кеглями и шарами.

4. Восприятие мимики действующих в изображении лиц.

На индивидуальных коррекционных занятиях педагог включал специальные упражнения с детьми, в течение которых учил их воспроизводить по подражанию различные мимические движения. Затем предлагалось это сделать по словесной просьбе и в связи с описываемой взрослым ситуацией. Каждое предлагаемое упражнение непременно было связано с личным эмоциональным опытом ребенка. Для того чтобы выражение лица вообще приобрело для детей значимость и стало информативным, организовывались беседы при одновременном рассматривании специально изготовленных для этого картинок, отражающих различные эмоциональные состояния человека (смех, плач, улыбку, удивление, гнев).

5. Комментированное рисование.

Специальная работа осуществлялась на занятиях по развитию речи. Для того чтобы активизировать речь детей и одновременно развивать восприятие плоскостных изображений, нами был использован прием, получивший название "комментированного рисования". Этот вид работы заключался в том, что учитель-дефектолог на доске создавал несложные изображения, отражающие жизнь, занятия, прогулки, совместные игры детей. Действующими лицами здесь были непосредственно дети, наблюдавшие за рисованием взрослого.

По ходу создания таких картин педагог организовывал общение детей, побуждая их к тому, чтобы они задавали друг другу разнообразные вопросы и соответственно на них отвечали. В процессе комментированного рисования широко использовалось имитирование различных действий. Применение комментированного рисования приводит к развитию речевого общения детей благодаря введению в речь взрослого и ребенка различных видов коммуникативных высказываний и широкому использованию прямой речи, так как во всех случаях перед ребенком стоит задача сообщения о содержании изображенных на рисунке действий.

Таким образом, применение специальных приемов и методов, использование иллюстративного материала в значительной степени способствует коррекции имеющихся у детей недостатков речевого развития.

Список литературы

1. Ержанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: Просвещение 2005.- 125 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2001.- 206 с.
3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
4. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников /под ред. Носковой Л.П.- М.: Педагогика, 1989.- 325 с.
5. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. /под ред. Носковой Л.П.- М.: 1984.
6. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте //Развитие высших психических функций. - М., 1965.

Петрова Елена Валентиновна,
учитель - дефектолог,
МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №2",
г. Архангельск


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
4 Fornoreason • 06:20, 20.03.2013
Спасибо за информацию!
avatar
3 Fornoreason • 06:19, 20.03.2013
Спасибо за информацию.
avatar
2 Солоир • 06:14, 01.03.2012
Полезная информация.Желаю творческих успехов!
avatar
1 Nike_Pashkov • 14:53, 22.01.2012
Свидетельство №1440/2012