Особенности и классификация игровой деятельности учащихся на уроках истории


Активная информатизация общества требует новых подходов к созданию адаптивной педагогической системы, которая позволила бы управлять развитием личности. А управлять развитием личности ребенка, подготовить его к активной деятельности смогут только неравнодушные взрослые. Под управлением развитием личности нужно понимать не бесконечные нотации о том, что и как нужно делать, а вовлечение ребенка в активную деятельность через доступные, а главное - интересные с точки зрения ребенка формы учебно-познавательной деятельности.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
Жан-Жак Руссо, хотя он и не жил в век информационных технологий, выразил свое отношение к особенностям детского восприятия так: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим». С этой точки зрения игра – наиболее эффективный прием педагогической техники, который при умелом подходе будет иметь высокую результативность. Но для этого, что вполне осознают многие даже очень опытные педагоги, необходима соответствующая теоретическая подготовка учителя, его четкое представление о структуре познавательного процесса как о триаде, состоящей из процессов отражения, рефлексии и разума, а также осмысление им механизма «работы» этих процессов на уровне ассоциативного, логического и творческого мышления.


Игровая деятельность на уроке имеет свои особенности:

  • она должна быть управляема учителем;
  • она служит определенным познавательным и воспитательным целям;
  • она имеет глубокий практический смысл, поскольку развивает коммуникативные навыки.

Рассмотрим каждую из этих особенностей в отдельности. Чтобы управлять игровой деятельностью учащихся, нужно попытаться посмотреть на мир глазами ребенка определенного возраста, предположить, что могло бы заинтересовать ребенка, заставило бы его увлечься игрой, пробудило бы желание узнать новое. «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» - говорит Эбнер Эшенбах, да и не только она. Для многих педагогов это аксиома. Именно на этом этапе (увлеченность - желание узнать новое) важна направляющая роль учителя.

Вторая особенность игровой деятельности на уроке тесно взаимосвязана с первой. Исход детских игр, если он неуправляем, предугадать невозможно. Здесь возможны варианты от позитивных до негативных и даже агрессивных. Играющий ребенок включает все свои мозговые функции и наполняет свой мир ощущений яркими эмоциями. Конечно, при условии, если его увлекает игра. Учитель, умело режиссируя игру, наполняя ее конкретным смыслом, должен построить игровой фрагмент так, чтобы направить эмоции ребенка в необходимое русло и вывести детей на позитивное восприятие, иначе педагогический эффект игры будет прямо противоположным ожидаемому результату.

Третья особенность игровой деятельности на уроке – развитие коммуникативных навыков – задача не только педагогическая, но и социально-адаптивная. Девиз педагога здесь – «Научи общаться!».

Дети эмоциональны. В демографических условиях нашей столицы, когда на множество взрослых в семье – один ребенок как субъект для «педагогических экспериментов» представителей разных поколений: от сердобольных дедушек и бабушек, до авторитарных «продвинутых» родителей. И он (ребенок) часто теряется и не знает, какую позицию занять в окружении ровесников. Многие родители, ложно считая, что они развивают в своем чаде модные сейчас качества лидера, на самом деле лишь сеют семена неуступчивости и зазнайства, которые потом будут мешать жить.

Задача учителя корректировать коммуникативную деятельность учащихся в процессе игры, призывать к доброжелательному диалогу, умению выслушать, а главное, услышать друг друга. Каждый игровой фрагмент урока должен сопровождаться вступительным словом учителя об этической стороне игры. Это определенный набор заповедей, которые дети, услышав и осознав, будут затем тщательно оберегать от всевозможных посягательств.

Итак, исходя их анализа особенностей игровой деятельности на уроке, изложенного выше, попытаемся дать определение этой деятельности.Игровая деятельность на уроке – это управляемый учителем активный познавательный процесс, способствующий развитию коммуникативных навыков учащихся.

В.В.Гукова дает такое определение игры: «Игра – вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением».

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности; выделяют имитационные, символические и исследовательские игры.

По форме деятельности и характеру отражения действительности выделяются несколько вариантов учебных занятий на основе игровой деятельности:

  • игры–реконструкции;
  • игры–обсуждения;
  • игры–соревнования.

Многие исследователи выделяют несколько видов игр по способу воздействия на учащегося:

  • интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ресурсы, кроссворды);
  • интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);
  • неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).

Сразу же нужно определить несколько видов этого процесса по числу участников:

  • индивидуальная игра;
  • игра в паре (учащийся – учащийся);
  • игра в небольшой группе (3-4 учащихся);
  • коллективная игра (участники – весь класс).

Существует также классификация, разделяющая игры на деловые и ретроспективные. Деловая игра моделирует ситуацию современную. Ученик получает в ней роль исследователя-историка (археолога, научного или музейного работника, писателя, журналиста). Существует два подвида таких игр: игра-обсуждение и игра-исследование. Ретроспективные игры ставят учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.

Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Ролевые игры (театрализованные представления, спектакли, театрализованные игры с залом) имеют четко обозначенный сценарий и прочие атрибуты театральной постановки (актерскую игру, костюмы, декорации, музыку, свет). Это очень занимательный, но требующий тщательной подготовки, вид деятельности. И здесь очень важно за предпремьерной суетой не упустить главного: смысл такой игры не только в самом театрализованном действии, но и в совместной разработке сценария, созданного на основе глубокого изучения представляемой эпохи под руководством учителя с последующим обсуждением исторических сцен всем классом.

В основе проблемно-дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация из исторического прошлого. Действие во время такой игры строится не по сценарию и предполагает спор участников. Учитель обозначает проблему, промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Участники игры решают проблему с позиции своих персонажей. Результат решения заранее известен (может быть принято и несколько решений), но здесь важен результат – участие каждого в разработке проблемы.

Существует также классификация по сущностной игровой основы:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (например, КВН).

В.В.Гукова в статье «Дидактические игры на уроках истории» предлагает также классификацию по структурным элементам урока:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления материала;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

Она же (Гукова В.В.) предлагает классификацию по межпредметным связям:

  • историко-литературные игры;
  • историко-филологические игры;
  • историко-географические игры;
  • историко-математические игры.

Игры можно классифицировать также и по источнику познания:

  • игры на основе работы с наглядностью;
  • игры на основе практической работы;
  • игры на основе устного изложения материала.

Цели игровых уроков:

  • дидактические (расширение знаний, формирование умений и навыков),
  • развивающие (умение находить оптимальное решение),
  • воспитательные (формирование мировоззренческих установок) всячески способствуют совершенствованию личности ребенка. Он обучается в игре не столько истории, сколько умению жить, действовать, творить, общаться, управлять эмоциями и так далее.

В прилагаемой таблице приводится классификация игровой деятельности учащихся ещё по нескольким критериям (Приложение 1). Какие из этих видов необходимо отнести к интерактивным играм и какие из них наиболее эффективны? М.Г. Ганелина дает такое определение интерактивных форм обучения – это «…учебное занятие, нацеленное на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся».

Для учащихся среднего звена игровые формы уроков особенно важны, поскольку возраст от 10 до 15 лет - это возраст фантазеров, возраст рождения увлеченности. Задача учителя - направить эти естественные желания ребенка в нужное русло. Как писал Э.Кант, "предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе возникает опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие".

Подведем итоги. Знания, приобретенные в играх на уроках истории, становятся для каждого участника игры личностно значимыми¸ эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять и буквально почувствовать изучаемую историческую эпоху. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Применение игр на уроках истории дает хороший результат при системном подходе в развитии определенных навыков в обучающей игре. Необходим также индивидуальный психологический подход к каждому играющему, чтобы не навредить, играя, и не нанести ребенку психологическую травму, не усугубить его переживаний по поводу собственной значимости в мире людей.

Интерес к игровым урокам возрастает, число игр увеличивается, играть на уроке становится модным, в них (играх) становится все сложнее ориентироваться. Многие традиционные детские игры, развивающие коммуникативные навыки, вытесняются опосредованными интерактивными играми на электронных носителях, что не всегда прогрессивно и полезно, так как ограничивает двигательные и социально-адаптивные возможности ребенка.
Игры же, формирующие коммуникативные навыки, развивают сопереживание, умение поставить себя на место другого, «лечат» от инфантилизма и безразличия, неспособности преодолевать возникающие жизненные проблемы. Однако абсолютизировать игровой метод не стоит, так как он хорош лишь при разумном пропорциональном сочетании с традиционными уроками.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гукова В.В., Кравченко А.А., Михайлова Л.И., Лутовинова О.В., Вах Е.А., Ордынцева Е.Б., Кашлева Н.В., Ярцева Н.Н. История 5-11 классы. Технологии современного урока, Волгоград, Учитель, 2009.
2. Методическое пособие. М., МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009.
3. Плескач Л.Е., Шамис Г.М. Технология педагогики. Краснодар, 1998, с.205.
4. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания, Волгоград, Учитель, 2009.
5. Янин И. Т. Энциклопедия мудрых мыслей, Калининград, ГИПП «Янтарь», 2000.

 

 

Воронина Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ЦО № 1434,
г. Москва

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Voronina_EN • 16:18, 16.01.2012
Прошу опубликовать работу от моего имени
avatar
Опубликовали.
avatar
3 Voronina_EN • 20:02, 20.01.2012
спасибо