Лощева Наталья Александровна, 03.02.2012 2

Роль социальных проектов с использованием ИКТ в гражданском образовании


В формировании гражданского мировоззрения большую роль играют новые педагогические технологии, которые используются педагогами в образовательном процессе. Модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество современного образования.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную и гражданскую воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного и гражданского образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за свою страну.

Гражданское образование в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся стремления участвовать в общественной жизни класса, школы. Это воспитание человека, влияющего на свою судьбу и судьбу школы, города разумными и полезными мыслями, а главное – действиями. Я считаю, что ребёнок ещё в начальной школе должен готовиться к выполнению гражданского долга, формировать в себе чувство гражданской ответственности, приобретать правовые знания, стремиться участвовать в общественной жизни.

В формировании гражданского мировоззрения большую роль играют новые педагогические технологии, которые используются педагогами в образовательном процессе. Модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих качество современного образования. Я считаю, что самыми удачными и наиболее полно отвечающими требованиям современного образования являются такие инновации, как ИКТ и методика проектного обучения. Сочетание этих двух инноваций обеспечивает формирование ключевых компетенций (исследовательской, коммуникативной, информационной) как учащихся, так и учителей.

В основу гражданского воспитания положена идея участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов воспитания является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования — создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

Метод проектов представляет собой совокупность проблемных, поисковых, эвристических методов, направленных на развитие познавательной деятельности, самостоятельности учащихся и одновременно - формирование личностных качеств гражданина. Использование ИКТ позволяет реализовать на практике идею проектно-созидательного обучения, значительно повысить степень осмысленности учебного материала, закрепления его в практической деятельности. Осмысленность учебного материала достигается как за счет четкости и конкретности поставленной проектной задачи, так и за счет наглядных образов, которые предоставляет компьютер. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта.

Использование информационно–коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет учащимся новые возможности:

  •  поиск и использование необходимой информации;
  •  возможность выступать в качестве субъекта деятельности наряду с учителем;
  •  представить защиту проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.

Методику проектной деятельности я начала применять в 1 классе. С первых дней в школе дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила поведения в школе». Я решила познакомить первоклассников с правилами поведения в школе через создание проекта.

На подготовительном этапе проекта «Мы школьниками стали» первоклассникам была показана вводная презентация, включающая фрагменты урока и перемены, видеозаписи и фотографии для того, чтобы дети смогли дать оценку "хорошо"/"плохо". Первоклассники с помощью опроса одноклассников, старших школьников, родителей, учителя, исследовали: зачем нужны правила поведения, чем отличается урок от перемены. Обрабатывать полученную информацию детям помогала я и родители (на родительском собрании я познакомила родителей с методом проектов и заручилась их поддержкой и помощью детям). В конце первой четверти наш класс провел праздник для первоклассников «Мы школьниками стали», где в игровой форме рассказывалось о правилах поведения в школе.

Во втором классе в учебный план вводится предмет «Информатика и ИКТ», поэтому у учащихся появилась возможность собирать информацию для проекта не только из письменных источников, но и из Интернета. Наиболее удачными получились проекты: «Безопасные перемены», «На зарядку становись!», «Школьный двор», «Чудо-городок», «Ветеран живет рядом».

Методика проектной деятельности с применением ИКТ включает в себя несколько этапов, и лишь последовательное их прохождение приводит к эффективному результату.

I. Подготовительный этап. В контексте гражданского образования метод социальных проектов предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем своего класса, школы, а в дальнейшем - города, района, страны. После обсуждения этих проблем учащимся предлагается выбрать тему будущего проекта. Ни в коем случае учитель не должен навязывать ребятам свои темы, т.к. им не будет интересно. Здесь важную роль играет мотивация, а именно - самореализация своего творческого потенциала. Пусть это будет маленькая, но - их проблема.

При выборе темы проекта необходимо ориентировать учащихся на следующие критерии:

  1.  Проблема, которую они будут решать в своем проекте, должна быть соизмерима их возможностям.
  2.  Она должна работать на результативность.
  3.  Широкое использование ИКТ в подготовке, оформлении проектов.

Так, проблема опозданий и малой активности на первом уроке была исследована в проекте «На зарядку становись!», проблема благоустройства территории вокруг школы отразилась в проекте «Школьный двор». В зависимости от выбора проблемы формируются и рабочие группы.

II. Исследовательский этап, включающий в себя:

  •  обсуждение методов исследования;
  •  сбор информации как из письменных источников, так и из Интернета.

На этом этапе используются различные методы исследования (социальный опрос, интервью, анкетирование).

III. Оформление проекта. На этом этапе идет анализ полученных данных, подведение итогов, оформление конечных результатов. Учитель здесь выступает консультантом. В первой части учащиеся обосновывают актуальность проблемы, которую они выбрали, а также определяют цели и задачи проекта. Вторая часть – теоретическая. Она должна быть небольшой по объему. Демонстрационная же часть может включать презентации, видеоролики, фотомонтаж.

IV. Защита проекта. Проводится публичная защита проектов, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Защита проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способностей аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Визитная карточка проекта «Ветеран живет рядом»


Проект «Ветеран живет рядом» предполагает формирование гражданских качеств у учащихся, воспитание патриотов своей страны, развитие познавательнойактивности, углубление знаний детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года. Он знакомит детей с земляками-кстовчанами, с теми, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, с ныне живущими ветеранами Великой Отечественной войны.

В рамках проекта изучается общественное мнение: «Почему мы не вправе забывать тех, кто отстоял для нас Великую Победу?»
В проекте исследуются:

  •  вклад кстовчан в победу на фронте и в тылу;
  •  исторические источники-хранители памяти о грозных сороковых.

После завершения проекта учащиеся смогут:

  •  узнать о героическом прошлом Родины;
  •  познакомиться с кстовчанами-героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла;
  •  находить, анализировать, обрабатывать информацию;
  •  работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Возрастная группа учащихся, класс - 9-10 лет, 4 класс.
Время для выполнения проекта (приблизительно) - 6 недель
Основополагающий вопрос - "Почему мы должны помнить ветеранов Великой Отечественной войны?"

План проведения проекта


I этап. Подготовительный. Перед проектом учитель проводит родительское собрание «Знакомство родителей с методом проекта». Учитель показывает вводную презентацию, знакомит с безопасностью работы в Интернете.

1 урок. Используя вводную презентацию, учитель проводит «Мозговой штурм», определяет уровень осведомленности детей по данной теме. Распределение по группам, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

Вводная презентация:

  •  видеоролик «Хроника событий Великой Отечественной войны»;
  •  фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, памятников, вечный огонь.

Им так много пришлось пережить:
Ужасы войны на фронте,
Непосильную работу в тылу,
Горечь и унижение плена.
Но они выстояли!
Их тысячами забирала война,
Но они победили!
Для того, чтобы жили мы!
Сейчас они нуждаются в нашей поддержке.
Помните о них всегда!

Группы

1. Какие были решающие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 года?
Закончилась ли Великая Отечественная война 9 мая 1945 года?
Если вас заинтересовали эти вопросы, тогда это ваша группа.

2. Кто из кстовчан удостоен высшей награды – Золотой Звезды Героя Советского Союза?
Кто из наших земляков стал полным кавалером ордена солдатской Славы?
Какие подвиги совершили кстовчане-герои?
Какую помощь фронту оказывали труженики тыла?
Если вас заинтересовали эти вопросы, тогда это ваша группа.

3. Как можно сохранить, увековечить имена, тех, кто погиб на полях сражений?
Что мы можем сделать для ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны?
Если вас заинтересовали эти вопросы, тогда это ваша группа.

II этап. Исследование.

2 урок. Во время исследования происходит обмен информацией, ее анализ, редактирование текстов, проводится консультация по сбору и обработке материала. Ведется работа по оформлению работ.

III этап. Оформление проекта.

3-4 урок. Идет работа по выполнению проекта. Проверяются и оцениваются результаты работы в группе, выясняются причины удач и неудач.

IV этап. Защита проекта.

5 урок. Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке.

Лощева Наталья Александровна,
учитель нач. классов
МБОУ СОШ №5
г. Кстово

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 апогея • 19:29, 06.04.2012
Идея понравилась, но я бы добавила уборка территории братских захоронений и исследовательскую работу по поиску родственников и данных о памятнике , которые можно взять у архитектора. Главное идея, а применять каждому можно на свой материал. Огромное спасибо!!!
[Материал]
avatar
1 Солоир • 20:22, 26.02.2012
Спасибо за полезную информацию.
[Материал]