Панова Ольга Викторовна, 20.03.2012 1

Как создавался "Geonik"

panova-77@ya.ru

Низкий интерес учащихся к предметам регионального цикла, который был выявлен в практической работе творческой группы учителей и отсутствие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках регионального и школьного компонента подтверждают актуальность данного проекта. Задачи проекта четко прослеживаются в работе на каждом этапе, имеют теоретическую и практическую значимость как для педагогов, так и для учащихся. Посредством разнообразных видов деятельности, предусмотренных в проекте, формируется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, повышается их ИКТ-компетентность, интерес к изучаемому предмету. Все эти факторы основываются на Концепции модернизации образования и способствуют формированию компетентностного похода учащихся к учебной деятельности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  •  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  •  развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  •  формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  •  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  •  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Метод обучения (от греч. слова metodos – “путь к чему-либо”) означает способ достижения цели определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, во включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Однако для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения.

Существует большое количество классификаций, делящих все проекты на группы. Мы придерживаемся следующей:

  •  Практико-ориентированный проект, который нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
  •  Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Мониторинг реки Патхи”), который напоминает подлинно научное исследование.
  •  Информационный проект (“Курение и его опасность”, “История географических открытий”, “Поэма как литературный жанр”), который направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  •  Творческий проект (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео- и слайдфильмы и т.п.)

Наш проект «GeoNike» относится к типу групповых проектов и имеет ряд преимуществ над индивидуальными. На протяжении проекта у его участников:

  •  Формируются навыки сотрудничества.
  •  Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  •  Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  •  В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В групповом проекте происходит и формирование общеучебных умений и навыков:

  •  Рефлексивных.
  •  Поисковых (исследовательских).
  •  Навыков оценочной самостоятельности.
  •  Умений и навыков работы в сотрудничестве.
  •  Коммуникативных умений.
  •  Презентационных умений и навыков.

По результатам нашей проектной деятельности мы выделили несколько условий, которые показались нам необходимыми для успешной реализации проекта.

  1.  Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
  2.  Обучение учащихся и овладение ими технологиями проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, при достижении цели проекта.
  3.  Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.
  4.  Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

Для четкой и своевременной реализации проекта нами был разработан примерный план работы по проекту в школе, который выглядит следующим образом.
План работы над проектом:

  1.  Подготовительный этап
  2.  Основной этап (процесс обучения)
  3.  Заключительный этап.

На подготовительном этапе было выполнено следующее:

  1.  Обсуждены вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр.;
  2.  Составлен список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, компьютерные программы для обработки изображений – Adobe Photoshop, Microsoft Office Picture Manager, Windows Bitmap image, PhotoShaman).
  3.  Составлен план-график использования компьютерного класса.
  4.  Подготовлены необходимые книги (справочники, энциклопедии) и электронные материалы, сформирована подборка веб-сайтов по теме проекта.
  5.  Проведены подготовительные занятия с участниками проекта.

В процессе работы над проектом:

  1.  Предварительно просмотрен собранный учащимися материал (фото, тексты, карты), дать рекомендации по дальнейшей работе.
  2.  Организовано выполнение учащимися самостоятельных мини-исследований и поисковых заданий учителя по теме проекта.

На заключительном этапе работы по проекту планируется:

  1.  Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.
  2.  Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.
  3.  Вернуть оборудование, книги.
  4.  Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета, родительского комитета и пр.
  5.  Наградить отличившихся учеников грамотами.
  6.  Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Такой четко структурированный план помогает не только четкому выполнению самого проекта, но и «наведению порядка» в головах и действиях его участников. Когда ясно, что нужно делать, работать становится гораздо проще, и становится меньше тех, кому нечем заняться.

Конечно, любой из пунктов плана может быть пересмотрен, какие-то пункты исключены или, наоборот, добавлены. План деятельности по проекту должен составляться совместно с участниками проекта, и поэтому существует разнообразие составляющих план задач.

Еще раз хочется заметить, что проектная деятельность школьников при изучении своего региона, края, района станет более эффективным, чем в нынешнем массовом опыте, средством развития познавательного интереса, комплекса информационных и проективных умений, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, если при ее организации будут соблюдаться следующие условия:

  •  наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;
  •  ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;
  •  поэтапное выполнение проекта;
  • осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;
  •  презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.

Таким образом, при построении проектной деятельности в образовательном процессе важно:

  •  чтобы тема проекта, была на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
  •  хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
  •  организация хода работы над раскрытием проблемы проекта во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
  •  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику.

Практичность проектной деятельности выражается, на наш взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.

Проектирование - процесс, требующий от автора серьезных усилий, интеллектуальных, временных, физических и другого типа вложений. Это деятельность, требующая принятия на себя ответственности, что не может не вызывать напряжения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Сайт: http://geonik.ucoz.ru
Комментарии:
avatar
1 GalinaBabich • 22:32, 10.04.2012
Ольга Викторовна, мне тоже очень нравится проектная технология и на своих уроках географии использую постоянно. Этот метод помогает включаться детям в исследовательскую деятельность, учит их находить и выделять главное в большом потоке информации, анализировать ее, обобщать, систематизировать и делать выводы. и, что еще немаловажно, учит их защищать свою точку зрения, преподносить свой труд на обозрение сверстников и старших товарищей. Ваша задумка оригинальна и расширяет возможности сотрудничества детей.
[Материал]