Как создавался "Geonik"

panova-77@ya.ru

Низкий интерес учащихся к предметам регионального цикла, который был выявлен в практической работе творческой группы учителей и отсутствие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках регионального и школьного компонента подтверждают актуальность данного проекта. Задачи проекта четко прослеживаются в работе на каждом этапе, имеют теоретическую и практическую значимость как для педагогов, так и для учащихся. Посредством разнообразных видов деятельности, предусмотренных в проекте, формируется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, повышается их ИКТ-компетентность, интерес к изучаемому предмету. Все эти факторы основываются на Концепции модернизации образования и способствуют формированию компетентностного похода учащихся к учебной деятельности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  •  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  •  развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  •  формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  •  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  •  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Метод обучения (от греч. слова metodos – “путь к чему-либо”) означает способ достижения цели определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, во включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Однако для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения.

Существует большое количество классификаций, делящих все проекты на группы. Мы придерживаемся следующей:

  •  Практико-ориентированный проект, который нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
  •  Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Мониторинг реки Патхи”), который напоминает подлинно научное исследование.
  •  Информационный проект (“Курение и его опасность”, “История географических открытий”, “Поэма как литературный жанр”), который направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  •  Творческий проект (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео- и слайдфильмы и т.п.)

Наш проект «GeoNike» относится к типу групповых проектов и имеет ряд преимуществ над индивидуальными. На протяжении проекта у его участников:

  •  Формируются навыки сотрудничества.
  •  Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  •  Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  •  В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В групповом проекте происходит и формирование общеучебных умений и навыков:

  •  Рефлексивных.
  •  Поисковых (исследовательских).
  •  Навыков оценочной самостоятельности.
  •  Умений и навыков работы в сотрудничестве.
  •  Коммуникативных умений.
  •  Презентационных умений и навыков.

По результатам нашей проектной деятельности мы выделили несколько условий, которые показались нам необходимыми для успешной реализации проекта.

  1.  Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
  2.  Обучение учащихся и овладение ими технологиями проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, при достижении цели проекта.
  3.  Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.
  4.  Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

Для четкой и своевременной реализации проекта нами был разработан примерный план работы по проекту в школе, который выглядит следующим образом.
План работы над проектом:

  1.  Подготовительный этап
  2.  Основной этап (процесс обучения)
  3.  Заключительный этап.

На подготовительном этапе было выполнено следующее:

  1.  Обсуждены вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр.;
  2.  Составлен список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, компьютерные программы для обработки изображений – Adobe Photoshop, Microsoft Office Picture Manager, Windows Bitmap image, PhotoShaman).
  3.  Составлен план-график использования компьютерного класса.
  4.  Подготовлены необходимые книги (справочники, энциклопедии) и электронные материалы, сформирована подборка веб-сайтов по теме проекта.
  5.  Проведены подготовительные занятия с участниками проекта.

В процессе работы над проектом:

  1.  Предварительно просмотрен собранный учащимися материал (фото, тексты, карты), дать рекомендации по дальнейшей работе.
  2.  Организовано выполнение учащимися самостоятельных мини-исследований и поисковых заданий учителя по теме проекта.

На заключительном этапе работы по проекту планируется:

  1.  Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.
  2.  Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.
  3.  Вернуть оборудование, книги.
  4.  Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета, родительского комитета и пр.
  5.  Наградить отличившихся учеников грамотами.
  6.  Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Такой четко структурированный план помогает не только четкому выполнению самого проекта, но и «наведению порядка» в головах и действиях его участников. Когда ясно, что нужно делать, работать становится гораздо проще, и становится меньше тех, кому нечем заняться.

Конечно, любой из пунктов плана может быть пересмотрен, какие-то пункты исключены или, наоборот, добавлены. План деятельности по проекту должен составляться совместно с участниками проекта, и поэтому существует разнообразие составляющих план задач.

Еще раз хочется заметить, что проектная деятельность школьников при изучении своего региона, края, района станет более эффективным, чем в нынешнем массовом опыте, средством развития познавательного интереса, комплекса информационных и проективных умений, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, если при ее организации будут соблюдаться следующие условия:

  •  наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;
  •  ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;
  •  поэтапное выполнение проекта;
  • осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;
  •  презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.

Таким образом, при построении проектной деятельности в образовательном процессе важно:

  •  чтобы тема проекта, была на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
  •  хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
  •  организация хода работы над раскрытием проблемы проекта во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
  •  раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику.

Практичность проектной деятельности выражается, на наш взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.

Проектирование - процесс, требующий от автора серьезных усилий, интеллектуальных, временных, физических и другого типа вложений. Это деятельность, требующая принятия на себя ответственности, что не может не вызывать напряжения.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 GalinaBabich • 22:32, 10.04.2012
Ольга Викторовна, мне тоже очень нравится проектная технология и на своих уроках географии использую постоянно. Этот метод помогает включаться детям в исследовательскую деятельность, учит их находить и выделять главное в большом потоке информации, анализировать ее, обобщать, систематизировать и делать выводы. и, что еще немаловажно, учит их защищать свою точку зрения, преподносить свой труд на обозрение сверстников и старших товарищей. Ваша задумка оригинальна и расширяет возможности сотрудничества детей.