Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности классного руководителя, обеспечивающие формирование здорового образа жизни уч-ся

19951972@mail.ru

Опыт работы классного руководителя при формировании идеалов здорового образа жизни у учащихся класса, умения следовать им в повседневной жизни, через реализацию областного социально-педагогического проекта «Будь здоров».


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно­-нравственного развития и воспитания обучающихся», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Но сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики.

В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями встает проблема - осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения, падения приоритетов здорового образа жизни, ценности семьи среди несовершеннолетних, найти новые формы профилактической работы. На мой взгляд, одной из таких форм является участие в областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров». Проект включает в себя мероприятия: самостоятельно инициированные, творческие и спортивно–массовые, то есть фактически работа идет в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности Базисного учебного плана: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

В 2010-2011 учебном году была сформулирована цель воспитательной работы: формирование идеалов здорового образа жизни у учащихся 8А класса, умения следовать им в повседневной жизни, через реализацию областного социально-педагогического проекта «Будь здоров».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1.  Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
  2.  Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя.
  3.  Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.
  4.  Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.

На классном собрании учащиеся единогласно приняли решение участвовать в областном проекте «Будь здоров». Сроки проведения мероприятий в рамках проекта: с 12 сентября 2010 г. по 24 мая 2011 г. В течение всего учебного года наш класс занимал призовые места на всех общегородских мероприятиях, что позволило занять 1 место в городе. А затем уже 4 место в Екатеринбурге среди команд-победителей на муниципальном уровне Свердловской области. Помимо общегородских мероприятий ежемесячно мы проводили общешкольные и внутриклассные мероприятия.

Общегородские мероприятия, которые были проведены в рамках проекта:

Спортивно-оздоровительное направление:

  1.  Соревнование «Осенние старты».
  2.  Конкурс «Иван–царевич».
  3.  Финальный конкурс в Екатеринбурге «Веселые старты».

Научно-познавательное направление

  1.  Финальная викторина в Екатеринбурге «Полководцы России».
  2.  Конкурс агитбригад «Здоровый образ жизни».

Творческое направление:

  1.  Конкурс плакатов.
  2.  Конкурс видеороликов «Иван да Марья».
  3.  Литературный конкурс.

Самостоятельно инициированные мероприятия:

Спортивно-оздоровительное направление:

  1.  Шашечный турнир в классе.
  2.  Шахматный турнир в классе.
  3.  Веселые старты.
  4.  Конкурс «Супермен».
  5.  12 февраля приняли участие в XXIX всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России 2011».

Научно-познавательное направление:

  1.  22 ноября - выступление учащихся о вреде курения и о пользе ЗОЖ для учащихся 7-8-х классов;
  2.  25 ноября - показ презентации о вреде курения в 6-х классах;
  3.  20 января - проведение общешкольной викторины по теме «Здорово быть здоровым!»

Общественно полезная деятельность:

  1.  15-20 ноября - раздача листовок-памяток о вреде курения на улицах города.
  2.  20-21 декабря - представление новогодней сказки на английском языке для учащихся 5-6 классов.
  3.  22 декабря -представление презентаций на немецком языке в 5-6 классах «Встреча Рождества в странах мира».
  4.  25 декабря - театрализованное представление и игровая программа, посвященная встрече нового года «В новый год сбываются все мечты».
  5.  24 января - представление театрализованного представления «Суд над сигаретой» (8-9 классы).
  6.  22 февраля - встреча с ветеранами трех поколений в выставочном зале.

Художественно-эстетическое направление:

  1.  19 января - выпуск общешкольной стенгазеты «Ликбез здорового образа жизни».
  2.  28 марта - расклеивание листовок в микрорайоне школы с целью наглядной агитацией отказаться от вредных привычек табакокурения и алкоголя.
  3.  23 марта - раздача буклетов по микрорайону школы «Здоровым быть модно!»

В заключение хотелось бы отметить, что данный проект:

  1.  Позволил учащимся раскрыть в себе такие чувства, как чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности, расширился их социокультурный опыт.
  2.  Конкурсные мероприятия создавали благоприятные условия для индивидуального развития личности.
  3.  Участие в проекте способствовало развитию сплоченности классного коллектива.

Сегодня ребенок нуждается в коллективе, в котором он может раскрыться творчески, научиться общаться, быть неравнодушным к происходящему, стать активным, научиться жить в обществе. Что дает ребенку общение со сверстниками? Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, о которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид отношений. Групповая работа и другие виды совместной деятельности вырабатывают не¬обходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это особенный вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Булычева Надежда Владимировна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 32» г.Краснотурьинск 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 abashka • 21:25, 22.11.2014
Я тоже со своим классом организую расклеивание и раздачу листовок о вреде курения. В классе, где я была классным руководителем , мы всем классом отказывались от курения ( дети ставили свои подписи каждый год, а родители поощряли их).Когда ребята стали взрослыми, они говорили , что это действовало на них.Из этого выпуска ни один юноша не курит и сейчас. Об этом опыте я узнала из статьи о школе в Краснодарском крае.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Екатерина_Пашкова • 00:29, 23.11.2014
Что-то мне кажется, что это листовки — самый неэффективный метод, более того, только привлекающий к этой теме. Если Ваш опыт положителен, могу только поздравить Вас и порадоваться.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 helen1970z • 20:47, 22.11.2014
Прививание ЗОЖ у нашей молодежи должно в первую очередь происходить в семье - это базис для дальнейшей счастливой жизни ребенка.
avatar
3 Гельширя • 18:44, 09.01.2013
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!
avatar
2 Larisa_Ionina • 20:26, 05.11.2012
В ноябре в нашей школе проходит месячник ЗОЖ и Ваши идеи нам пригодятся при его организации и проведении.
avatar
1 ушу • 07:34, 29.08.2012
Материал интересен, возьму на вооружение