Откуда берутся школьные трудности?

detok@rambler.ru
Среди ключевых факторов, лежащих в основе школьных трудностей есть те, на которые повлиять кардинальным образом достаточно сложно. Например, состояние экологии; общая ослабленность здоровья будущих родителей; наследственные заболевания и т.п. А есть факторы, которые поддаются эффективной коррекции, причем, на самых ранних этапах развития ребенка.
Жаль, что многие родители об этом узнают с большим опозданием...

Обсудить статью (уже 5 коммент.)
Опубликовать свой материал
В последние годы в школу приходит все больше первоклассников, испытывающих серьезные трудности с формированием произвольного внимания и усидчивости. Любой педагог начальных классов может без устали рассказывать о шатаниях, хождениях, ползаниях, работой под партой, проверки на прочность парт, стульев, терпения одноклассников и нервов учителя новоиспеченными "первачками", часто – второклассниками, нередко – третьеклассниками, и периодически - четвероклассниками.

Не вдаваясь в подробный анализ причин стремительно растущего числа детей с низким уровнем психофизиологической готовности к школьному обучению, отмечу основные из них: особенности протекания беременности и родов; сильные ушибы и травмы головы в раннем детстве, перенесенные инфекционные заболевания, своевременность и хронология фаз раннего эмоционального, двигательного и речевого развития и др.

Среди ключевых факторов есть те, на которые повлиять кардинальным образом достаточно сложно. Например, состояние экологии; общая ослабленность здоровья будущих родителей; наследственные заболевания и т.п. А есть факторы, которые поддаются эффективной коррекции, причем, на самых ранних этапах развития ребенка.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сами родители мало информированы о причинах этих трудностей, и, будучи мамами, папами 2-3-х летних малышей, не придают им должной значимости. Ну, в самом деле, какая разница молодому родителю, что их ребенок сначала пошел, а потом начал ползать? Или не ползал вообще? Откуда им знать, что если в двигательном развитии их чада был нарушен этот этап, то ползать, в прямом смысле слова, ему, скорее всего, придется на занятиях сенсомоторного развития лет в восемь-девять. И как ему, родителю, уловить причинно-следственную связь между, тем же самым ползанием ребенка в 8 месяцев, с трудностями ориентировки на тетрадном листе в 8 лет?

Вот и получается с точки зрения родителя, что, поступая в школу, ребенок никаких проблем не имел: в поликлинике особого внимания на предвестников будущих трудностей никто не акцентировал, в саду, воспитатели жаловались периодически, но на что? Ну, бегает много, высидеть занятие не может, вечно ногами болтает, обижает детей в группе: в общем, всё, как у всех. А тут пришел в школу, и начались жалобы, просьбы, обращения… А кто их предъявляет? Правильно – первый учитель. Но раньше-то их, жалоб, не было! Вывод, к которому чаще всего приходят родители: виноват учитель – не может найти подхода к ребенку.

Важно понимать, что для осуществления успешной учебной деятельности ребенку мало уметь читать и считать! Необходим определенный уровень его психофизиологической готовности, который не приходит «по заказу» 1 сентября. И меньше всего здесь спрос с ребенка! Ему труднее всего, причем, не по своей воле. В этой ситуации детям необходима системная коррекционно-развивающая помощь, которую могут оказать психолог и нейропсихолог.

Часто задают вопрос: «Как же мы и наши родители учились без помощи психологов и психотерапевтов? Ничего, выросли! Не было их раньше, и никто не умер». Ответ на поставленный вопрос короткий: да, жили, не умирали. Вопрос только в качестве жизни – сохраненных или разрушенных отношениях с близкими и друзьями, использованных или упущенных возможностях, адекватной или заниженной самооценке, верном или ошибочным выбором профессии, руководством психологическими знаниями или горьким жизненным опытом. Цена счастья у каждого своя.

Можно, конечно, и сейчас ни к кому не обращаться, только необходимо понимать, что цена «необращения» - это тоже цена, и отнюдь не низкая.

Маленький ребенок себе счастливую судьбу не выбирает. Её закладывают родители.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
5 Чемодан • 20:07, 20.12.2012
К сожалению, в современной школе классные руководители нередко плохо знают своих учеников. Особенности "трудных" подростков порой скрываются. И вместо того чтобы уделять им особое внимание, вникнуть в их интересы, трудности, радости и печали от них стараются избавиться. Считаю, что лучше раньше взять "трудных" подростков под контроль, чем потом скорбеть по искалеченным судьбам.
avatar
4 Marken • 19:42, 17.12.2012
Лично я сам недавно закончил школу, каких либо трудностей и не было, но никогда не обращался к психологам. Просто нужно на ранних этапах сообщать родителям ребенка и только они и их поддержка поможет преодолеть трудности.
avatar
3 olgab • 22:46, 23.08.2012
Спасибо.
avatar
2 Вадим Сергеевич • 22:03, 29.03.2012
Родителей, конечно, просвещать на более ранних этапах нужно, как врач говорю.
Хорошо бы еще, чтоб в этой теме и учителя ориентировались, а не только психологи. Предыдущий комментарий тому прямое подтверждение...
avatar
1 Игорь Анатольевич • 21:47, 23.03.2012
16 лет работаю в образовании. Еще ни разу не видел, чтобы психолог мог чем-то помочь. От родителей в адрес психологов только ирония и сожаление.
А выдавать старые подходы в образовании за якобы "новые психологические разработки" много ума не нужно. Психология - это наша самая серьезная "экологическая" проблема в образовании.
Психологи говорят об экологии, а сами детям рекомендуют наркотические препараты, чего раньше никогда не было.