Откуда берутся школьные трудности?

detok@rambler.ru
Среди ключевых факторов, лежащих в основе школьных трудностей есть те, на которые повлиять кардинальным образом достаточно сложно. Например, состояние экологии; общая ослабленность здоровья будущих родителей; наследственные заболевания и т.п. А есть факторы, которые поддаются эффективной коррекции, причем, на самых ранних этапах развития ребенка.
Жаль, что многие родители об этом узнают с большим опозданием...

Обсудить статью (уже 5 коммент.)
Опубликовать свой материал
В последние годы в школу приходит все больше первоклассников, испытывающих серьезные трудности с формированием произвольного внимания и усидчивости. Любой педагог начальных классов может без устали рассказывать о шатаниях, хождениях, ползаниях, работой под партой, проверки на прочность парт, стульев, терпения одноклассников и нервов учителя новоиспеченными "первачками", часто – второклассниками, нередко – третьеклассниками, и периодически - четвероклассниками.

Не вдаваясь в подробный анализ причин стремительно растущего числа детей с низким уровнем психофизиологической готовности к школьному обучению, отмечу основные из них: особенности протекания беременности и родов; сильные ушибы и травмы головы в раннем детстве, перенесенные инфекционные заболевания, своевременность и хронология фаз раннего эмоционального, двигательного и речевого развития и др.

Среди ключевых факторов есть те, на которые повлиять кардинальным образом достаточно сложно. Например, состояние экологии; общая ослабленность здоровья будущих родителей; наследственные заболевания и т.п. А есть факторы, которые поддаются эффективной коррекции, причем, на самых ранних этапах развития ребенка.

Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сами родители мало информированы о причинах этих трудностей, и, будучи мамами, папами 2-3-х летних малышей, не придают им должной значимости. Ну, в самом деле, какая разница молодому родителю, что их ребенок сначала пошел, а потом начал ползать? Или не ползал вообще? Откуда им знать, что если в двигательном развитии их чада был нарушен этот этап, то ползать, в прямом смысле слова, ему, скорее всего, придется на занятиях сенсомоторного развития лет в восемь-девять. И как ему, родителю, уловить причинно-следственную связь между, тем же самым ползанием ребенка в 8 месяцев, с трудностями ориентировки на тетрадном листе в 8 лет?

Вот и получается с точки зрения родителя, что, поступая в школу, ребенок никаких проблем не имел: в поликлинике особого внимания на предвестников будущих трудностей никто не акцентировал, в саду, воспитатели жаловались периодически, но на что? Ну, бегает много, высидеть занятие не может, вечно ногами болтает, обижает детей в группе: в общем, всё, как у всех. А тут пришел в школу, и начались жалобы, просьбы, обращения… А кто их предъявляет? Правильно – первый учитель. Но раньше-то их, жалоб, не было! Вывод, к которому чаще всего приходят родители: виноват учитель – не может найти подхода к ребенку.

Важно понимать, что для осуществления успешной учебной деятельности ребенку мало уметь читать и считать! Необходим определенный уровень его психофизиологической готовности, который не приходит «по заказу» 1 сентября. И меньше всего здесь спрос с ребенка! Ему труднее всего, причем, не по своей воле. В этой ситуации детям необходима системная коррекционно-развивающая помощь, которую могут оказать психолог и нейропсихолог.

Часто задают вопрос: «Как же мы и наши родители учились без помощи психологов и психотерапевтов? Ничего, выросли! Не было их раньше, и никто не умер». Ответ на поставленный вопрос короткий: да, жили, не умирали. Вопрос только в качестве жизни – сохраненных или разрушенных отношениях с близкими и друзьями, использованных или упущенных возможностях, адекватной или заниженной самооценке, верном или ошибочным выбором профессии, руководством психологическими знаниями или горьким жизненным опытом. Цена счастья у каждого своя.

Можно, конечно, и сейчас ни к кому не обращаться, только необходимо понимать, что цена «необращения» - это тоже цена, и отнюдь не низкая.

Маленький ребенок себе счастливую судьбу не выбирает. Её закладывают родители.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
5 Чемодан • 20:07, 20.12.2012
К сожалению, в современной школе классные руководители нередко плохо знают своих учеников. Особенности "трудных" подростков порой скрываются. И вместо того чтобы уделять им особое внимание, вникнуть в их интересы, трудности, радости и печали от них стараются избавиться. Считаю, что лучше раньше взять "трудных" подростков под контроль, чем потом скорбеть по искалеченным судьбам.
avatar
4 Marken • 19:42, 17.12.2012
Лично я сам недавно закончил школу, каких либо трудностей и не было, но никогда не обращался к психологам. Просто нужно на ранних этапах сообщать родителям ребенка и только они и их поддержка поможет преодолеть трудности.
avatar
3 olgab • 22:46, 23.08.2012
Спасибо.
avatar
2 Вадим Сергеевич • 22:03, 29.03.2012
Родителей, конечно, просвещать на более ранних этапах нужно, как врач говорю.
Хорошо бы еще, чтоб в этой теме и учителя ориентировались, а не только психологи. Предыдущий комментарий тому прямое подтверждение...
avatar
1 Игорь Анатольевич • 21:47, 23.03.2012
16 лет работаю в образовании. Еще ни разу не видел, чтобы психолог мог чем-то помочь. От родителей в адрес психологов только ирония и сожаление.
А выдавать старые подходы в образовании за якобы "новые психологические разработки" много ума не нужно. Психология - это наша самая серьезная "экологическая" проблема в образовании.
Психологи говорят об экологии, а сами детям рекомендуют наркотические препараты, чего раньше никогда не было.