Ирина Епанова, 02.04.2012 7971 0

Школьная практика подготовки первичного восприятия художественного текста (на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")


В настоящее время проблема восприятия художественной литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия. Но до сих пор мало изученным в методике литературы остается аспект подготовки первичного восприятия художественного текста, поэтому эта проблема представляет большой интерес, так как «встреча с художественными произведениями должна быть подготовлена, иначе она останется незамеченной учеником»


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В обычной практике учащимся в конце учебного года дают список литературы художественных произведений, которые они должны прочесть во время летних каникул. У учащегося, оставшегося наедине с текстом произведения, идет процесс поверхностного чтения. Часто восприятие художественного текста в силу разных причин бывает искаженным, что затрудняет углубленный анализ художественного произведения, поэтому необходимо продумать, когда и каким образом организовать подготовку первичного восприятия текста.

Восприятие любого текста – это процесс, при котором текст – закодированная в знаках информация – с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и распознается, адекватно декодируется.

Необходимо отметить, что вопрос адекватности восприятия в первую очередь актуален для произведений художественной литературы. Восприятие художественного текста – это процесс и результат речемыслительной деятельности человека, приводящий в движение весь его жизненный опыт в ответ на сигналы, поступающие из художественного текста[1;104]. Данными сигналами могут быть культурологический и исторический контексты произведения, слово, за которым стоит определенная картина мира.

Говоря о восприятии художественных произведений, нужно иметь в виду восприятие первичное и вторичное. Под первичным восприятием понимаются те образные и эмоциональные впечатления, мысли, которые возникают у школьников после самостоятельного прочтения текста. На этапе первичного восприятия художественного текста задействованы специфические читательские умения: умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображенные писателем с помощью слова, умение эмоционально откликаться на художественные образы и картины, критически осмыслять их.

В процессе подготовки первичного восприятия выделяют два этапа: этап «до чтения» произведения, то есть подготовка первичного восприятия художественного текста, и этап самостоятельного чтения, когда происходит непосредственное знакомство учащихся с текстом, формируется первичный отклик на него.

В отличие от первичного восприятия вторичное восприятие является уже результатом совместного анализа произведения учителем и учениками, и чем адекватнее будет первичное восприятие учеником текста, тем плодотворнее будет его анализ.

Одной из сложностей в первичном восприятии художественного произведения может быть отдаленность эпохи, изображенной в нем, наличие исторического и национального компонентов в тексте, и это должно быть учтено учителем. На этапе подготовки первичного восприятия художественного произведения учителю необходимо сформировать у учащихся фоновые знания культурологического характера: дать сведения о быте, нравах, социальных отношениях определенной эпохи и т.п. Поэтому учителю необходимо продумать методику ввода культурологического материала в уроки изучения художественных произведений[3;207]. Обязательными составляющими при этом являются историко-литературный (материалы, поясняющие характер эпохи, изображенной в произведении), этнографический (материалы, описывающие особенности жизни определенного народа) и лексический (материалы, дающие толкование непонятных для учащихся слов) комментарии.

В средних классах, как в русских школах, так и в национальных достаточно сложной с точки зрения первичного восприятия является повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», так как многие исторические реалии быта казаков, нравственно-этические нормы и идеи эпохи, представленные на страницах этого произведения, школьникам просто не известны. Отсюда и неточные, далекие от авторской позиции оценки поступков героев, например эпизода убийства Тарасом Бульбой своего сына Андрия. Тарас Бульба не жестокосердный человек, он один из лучших людей своего времени, убивая сына, он восстанавливал поруганную сыном честь своего рода, честь казачества и честь самого Андрия.

Можно выделить несколько, на наш взгляд, эффективных методических приемов подготовки первичного восприятия повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Например, продуктивен урок-экскурсия в форме компьютерной презентации, целью которого будет погружение в историческую и культурно-бытовую сферу жизни казаков 16 века, Запорожской Сечи. Такой урок не только информативен, но и формирует образные «кирпичики», на основе которых произойдет образная конкретизация (визуализация) текста.

С целью мотивации на чтение художественных произведений часто используется такой прием, как заполнение дневника читателя. Структура подобного дневника может быть разнообразной. Дневник читателя «требует» творческого подхода как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Чаще всего это «красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для самостоятельного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения»[2;204].

Например, дневник читателя можно построить таким образом, при котором ученику дается возможность выступить в нескольких ролях и выполнить предложенные задания.

В роли читателя ученик отвечает на предложенные вопросы, направленные на выявление его эмоционального отклика, на внимательность, на понимание. Выступая в роли языковеда, ученик должен выявить в тексте незнакомые ему слова и, пользуясь словарями, узнать, что они обозначают. Выступая в роли критика, учащиеся получают, например, такое задание: напиши письмо другу, в котором расскажи о прочитанной книге, дай ей свою оценку, порекомендуй прочитать ее или, наоборот, отговори. Начни его словами: «Книга мне понравилась (не понравилась), потому что в ней…». Выступая в роли художника, учащиеся создают собственные иллюстрации к эпизодам произведений или оформляют обложку книги, по которой можно было бы понять, о чем эта книга.

Читательский дневник поможет учителю проверить уровень восприятия, осмысления художественного произведения, уяснить сложности, мешающие ученику качественно воспринимать произведение, построить дальнейшую работу с учетом выявленных особенностей.

Еще один мотивационный прием – создание выставки разных изданий изучаемого произведения. Выставка должна быть оформлена за 2-3 дня до урока подготовки первичного восприятия художественного текста и иметь яркое название, привлекающее к себе внимание учащихся (например «Не проходи мимо!», «Обрати внимание!», «Читай, книгочей, не жалей очей»). Подобная выставка может привлечь внимание учащихся к творчеству писателя, заинтересовать, заинтриговать.

Интересной для учеников является работа с репродукциями картин, отражающих представленную в произведении эпоху, но не являющихся иллюстрациями к нему. Например, для того чтобы учащиеся при чтении повести «Тарас Бульба» увидели национальный колорит в образах Тараса, его сыновей и реальных запорожских казаков, уместно будет сравнить внешность запорожских казаков и русских богатырей. Но, несмотря на национальные отличия во внешности, всех этих персонажей можно охарактеризовать как людей мужественных, отважных, физически сильных, в их облике ощущается сила духа, уверенность – в этом их общность, таковы народные защитники в любой нации.

Выявить особенности первичного восприятие можно при помощи написанного учениками эссе. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание на стадии рефлексии. В конце урока подготовки первичного восприятия повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» можно попросить учеников написать эссе-пятиминутку. Такая работа дает учащимся возможность осмыслить в целом полученные знания по изученной теме, а для учителя – это возможность получить обратную связь, выяснить моменты конфликтного восприятия нравственных ценностей эпохи, отраженной в художественном тексте. В качестве формирующих содержание эссе можно предложить учащимся два вопроса: что узнали удивительного и на какой еще вопрос они хотели бы получить ответ.

Также может быть использован такой прием, как инсерт – прием интерактивной записи для эффективного чтения и размышления, который включает в себя несколько этапов.

Первый этап: предлагается система маркировки текста или наиболее значимых мест произведения, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • ˅ «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
  • - знаком «минус» помечают то, что противоречит их представлениям;
  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Второй этап: в процессе чтения художественного текста учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Третий этап: учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
˅ + - ?
Четвертый этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала, выявляет то понятийное поле, которое требует дополнительного комментария.

Таким образом, уроки подготовки первичного восприятия художественного произведения работают на его целостный, объективный, более глубокий анализ, предотвращают возможность искажений восприятия национальных компонентов художественного произведения, сокращают «временной вакуум» в диалоге «художественный текст отдаленных эпох – современный читатель».

Литература

  1. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
  3. Филина О.В. Культурный космос на страницах художественных произведений XIX века / О.В.Филина // Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. статей по материалам межрегион. научн.-практ. конф. – Пермь, 2008. – С. 207 – 218.

Об авторе: Епанова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 7 п. Новоильинский.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: