Индивидуально-деятельностный подход к реализации программы "Одарённые дети"

sanya.lapenkoff@yandex.ru

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сказано: «…Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Какого ребенка считать одаренным?
В ряде источников одаренность трактуется как высокая степень функциональных и потенциальных возможностей человека.
Основываясь на данном утверждении, исследователи подсчитали, что одаренных детей от 2 до 5% от общего числа учащихся России.
Суть другого подхода к определению одаренности базируется на утверждении о том, что нет детей, которые не могли бы создать своей собственной образовательной или творческой продукции, а значит, все дети одаренные.

Сравнивая два подхода, можно говорить о том, что в первом случае под одаренностью понимается только гениальность, а во втором – одаренность понимается в более широком смысле. И если ребенок способен созидать продукты интеллектуальной или творческой деятельности, то он одарен. Из второй теории следует, что одаренность детей проявляется в процессе деятельности. Поэтому важно создавать условия для включения ребенка в разного рода деятельность. В процессе этой деятельности раскроются способности, талант и гениальность ребенка.

Итак, работа с одарёнными детьми сводится к следующему: диагностика (Комплексные методики для педагогов и родителей: опросник для выявления одарённых школьников А. А. Лосева; методика оценки общей одарённости А. И. Савенков, методика «Карта одарённости» А. И. Савенков), классно-урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Этапы реализации программы «Одарённые дети»
1 этап: диагностико - прогностический, методологический Мониторинг одаренности.
Создание:

  • банка данных одарённых детей;
  • банка творческих работ учащихся;
  • банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
  • рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

  • системы дополнительного образования (обучение школьников в заочных физико-математических школах)
  • внеклассной работы по предмету;
  • деятельности педагогического коллектива (являюсь руководителем школьного научного общества «Мой путь в науку»)
  • олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
  • профильных курсов по подготовке к ЕГЭ

2 этап: деятельностный

  • Составление индивидуальных маршрутов обучения для одарённых детей.
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Ведение межшкольного элективного курса по теме «Решение олимпиадных задач по математике в 7 классе»
  • Проведение конкурсов, научно-практических конференций.

Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя.

На протяжении многих лет я провожу работу по развитию математических способностей у учащихся, привитию интереса к предмету через традиционные и новые формы.

Задачи:

  1.  создание системы дополнительного образования учащихся;
  2.  развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
  3.  организация системы исследовательской работы учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • повышение качества знаний учащихся по математике;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Формы работы с одарёнными детьми

Традиционные формы:

  • Элективные курсы
  • Факультатив
  • Научно-исследовательская работа
  • Индивидуальные групповые занятия
  • Детское объединение «Моя математическая школа»
  • Предметная декада
  • Олимпиады

Новые формы:

  • Научно-практические конференции
  • Дистанционные олимпиады всероссийского и международного уровня
  • Участие в сетевых сообществах
  • Участие в дистанционных научно-практических конференциях («Портфолио»)

Особое место в работе с одаренными детьми занимает исследовательская работа.
Внедрение исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс способствует повышению мотивации к изучению математики, развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Данным видом деятельности занимаются все желающие с 5 по 11 класс.
Завершённые исследовательские работы представляются на фестивалях, конкурсах, конференциях различного уровня:

  • Школьный фестиваль «Парад наук»
  • Школьная конференция «Мой путь в науку»
  • Районная конференция «Эврика»
  • Научно-практическая конференция студенческого научного общества КГОУ СПО «Амурский политехнический колледж»
  • Научно-практическая конференция студентов и учащихся на факультете информационных технологий, математики и физики ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
  • Краевой конкурс творческих работ учащихся «У учителя на полке» в рамках сетевого сообщества учителей математики Хабаровского края
  • Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
  • Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»
  • Работы учеников размещены на сайте http://irinagorbunova.ucoz.ru/

Мои ученики входят в состав школьного научного общества учащихся «Мой путь в науку», и так же – в состав районного научного общества.
Осуществляя деятельностный подход, организую учебную работу так, чтобы учащиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Таким образом, современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности»
Л. Фейербах

Источники информации
1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года // Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с.
2. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. Издательский центр «Академия». // 2000
3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // М., 2003. – 204 с.
4. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в массовой школе. Библиотека журнала «Директор школы». // М.: Сентябрь, 2001
5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8
6. http://irinagorbunova.ucoz.ru/[c]

Автор: Горбунова Ирина Анатольевна,
Место работы: МБОУ СОШ №2 г. Амурск, Хабаровский край
Должность: учитель математики

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 oksana-motova • 23:16, 30.01.2015
в нашей школе разработана целя программа по одаренности, ведется журнал работы с ними. Именно так мы растим своих призеров олимпиад и медалистов.В классе, где нет таких звездочек, они могут погаснуть.