Алина Бикеева, 22.08.2012 4904 3

Игра учителя «Мой предмет – самый важный», или Испытание ребёнка школой


Почти каждый школьный учитель считает свой предмет самым важным. И задаёт ученикам соответственно. Как можно скоординировать домашние задания, задаваемые ученикам разными учителями? Обязаны ли дети любить учиться, и главное ли это дело их жизни?


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

Реплика ученика: Учиться рад, заучить всё тошно!

«Мой предмет – самый важный, и, чем больше я задаю заданий на дом, тем лучше будут знания моих учеников», - так на полном серьёзе думает каждый (ну или почти каждый) учитель. Приведём несколько высказываний, записанных за нашими учителями их учениками:
Учитель химии: «Каждый нормальный человек в здравом уме должен знать химию!»
Произнесено победоносно.

Учитель математики: «Не мне вам рассказывать, что математика – главный предмет в современной школе. Запомните, ребята, великий человек сказал: «Математика – царица всех наук». Учите математику и вы будете высокоразвитыми и образованными людьми!»
Произнесено с видом победителя-триумфатора.

Учитель физики: «Ну, куда вы в жизни без физики? Жизнь без физики – это абсурд и хаос». Произнесено без малейшей тени сомнения.

Учитель английского языка: «Английский язык сейчас занял лидирующее положение среди языков мира. Он стал, поистине, международным языком. Я думаю, никто не будет спорить с тем, что английский язык – главный учебный предмет в школьной программе. Это – самый нужный предмет и самый престижный».
Произнесено преисполненным гордости человеком с ярко выраженным чувством собственного достоинства.

Учитель информатики: «Ребята, я думаю, вам ваши учителя постоянно говорят о важности изучения русского языка, литературы, истории, химии, физики и т. д. Но вы же понимаете, что вся наша современная жизнь завязана на компьютерах. Поэтому, сами подумайте, какой предмет самый жизненно необходимый и главный во всём школьном курсе». Произнесено почти иронично.

Учитель биологии: «Без знаний законов биологии, анатомии человека в жизни не обойтись». Произнесено тоном, не терпящим возражений.

Учитель истории: «Весь интеллект человека базируется на знаниях истории. Всё мировоззрение личности формируется на исторических знаниях. Не знать историю – это глупо, тупо и просто стыдно! Это – недостойно современного человека. Скажите мне, как глубоко человек знает историю, и я скажу, кто он». После чего взята многозначительная пауза, и слушатели окинуты взглядом человека, знающего себе цену.
Итак, каждый учитель считает свой предмет самым важным и главным во всей школьной программе и заданий задаёт соответственно. Учитель рассуждает приблизительно так: «Другие могут задать и поменьше, а ведь мой предмет – самый важный».

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему в нашей российской школе такие объёмные, нескончаемо-огромные домашние задания у детей. Отсидев в школе 5-6 (6-7) уроков, ребята, вернувшись домой, могут ещё столько же времени затратить на выполнение домашних заданий. В такой ситуации родители, естественно, бросаются ребёнку помогать. Ни в одной даже из самых высокоразвитых стран мира не принято сидеть с ребёнком после школы и учить уроки. У нас это – национальная традиция. По крайней мере, этим занимается большинство взрослых, а уж с 1 по 5 классы обязательно. Итак, одни взрослые люди задают детям огромное количество домашних заданий, другие взрослые – сидят с детьми и выполняют эти задания совместными усилиями.

Получается какая-то странная игра. Попробуйте поговорить с иностранцами и объяснить им, что значит «учить с ребёнком уроки». Вас мало кто поймёт. Они этим просто не занимаются. А наши российские бабушки и мамы, а также старшие сёстры и братья делают это почти ежедневно. Если по каким-либо причинам они этого делать сами не могут, тогда нанимают репетиторов. Институт репетиторства прочно обосновался в российской системе образования и функционирует стабильно и эффективно.

Помню, когда дочь училась в начальных классах гимназии, я, папа и бабушка распределили учебные предметы между собой и занимались с нашей ученицей все втроём – по очереди.

Известно, что каждые пять лет (сейчас поговаривают, что каждые 2-3 года) количество информации удваивается. А мы, взрослые, всё это сбрасываем на детей. Ведь урок у нас остался прежним – 40-45 минут. И мы пытаемся восполнить недостаток времени и увеличение информации, объёмностью домашних заданий, создавая детям непомерные сложности.

Возникает вопрос: для чего всю информацию заучивать наизусть, а потом воспроизводить?

А, может быть, разумнее учить детей работать с информацией? Зачем заучивать наизусть то, что можно легко найти в энциклопедии, если, конечно, уметь ей пользоваться.

Размышление школьника: Учить или не учить – вот в чём вопрос.
Итак, с младшим школьником уроки учит почти вся семья. Причём, рабочий день ученика не нормирован. Попробуем приблизительно просчитать, каков объём домашних заданий и время, затрачиваемое на их выполнение у 11-классника. Беру дневник дочери (11 класс гимназии) и делаю из него выписки. На ближайшую пятницу у дочери в расписании стоит 6 уроков и 1 факультатив. Итак, домашнее задание 11-классника на один день:
1 урок. Литература: Горький «Песнь о буревестнике», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Коновалов» - перечитать; составить кратко в тетради портреты главных персонажей; ответить на 6 вопросов, записанных на уроке.
Время на выполнение: 1,5 часа.
2 урок. История: § 8 учебника (6 печатных страниц) – изучить; составить в рабочей тетради сводную таблицу «США, Англия, Франция, Германия, Япония накануне второй мировой войны; пользоваться лекциями с уроков.
Время на выполнение: 1,5 часа.
3 урок. Физика: § 21 учебника (4 печатных страницы) – изучить; задачи 13.13; 13.17; 12.89; 12.66; 13.10; 11.24 (всего 6 задач) – решить в тетради.
Время на выполнение: 1 час.
4 урок. Английский язык (программа углубленного изучения): Тема «Политическая система Великобритании» - выучить наизусть (данная тема отрабатывалась в классе несколько уроков). Грамматические упражнения (по дополнительному учебнику грамматики) стр. 258-262 – сделать карандашом в книге (всего 14 упражнений).
Рассказ «Идеалист» (по основному учебнику) – ознакомительное чтение, выписать новые слова. Слушать кассету с фонетическими упражнениями (дополнительный фонетический аудиокурс «Ship or sheep?»)
Время на выполнение: 1,5 часа.
5 урок. ОСЦ (Основы современных цивилизаций): Религии мира – сделать сопоставительную таблицу (вопросы прилагаются) по параграфам учебника и лекциям уроков; пользоваться детской энциклопедией «Религии мира» (2 тома).
Время на выполнение: 1,5 часа.

Ничего себе задание! Уважаемые взрослые, попробуйте сделать для интереса сопоставительную таблицу «Религии мира». Сколько у вас уйдёт на это сил и времени? Каковы будут ваши ощущения после выполнения такого задания?
6 урок. Физкультура. Повезло! Задания нет!
7 урок. Факультатив по русскому языку: Повторить окончания во всех частях речи; сделать 4 упражнения (из учебника Розенталя).
Время на выполнение: 1 час.
Итого: 8 часов – на выполнение домашних заданий, если выполнять их добросовестно.

* Да, судя по домашнему заданию на пятницу, учителя, видимо, полагают, что у их учеников 7 пятниц на недели (за одну пятницу такое задание не осилить!), 7 суббот, 7 четвергов и т.д. Но, они, к сожалению, совсем забывают, что у детей всего лишь одно воскресенье на всей учебной неделе.

Расчёты были сделаны по личным наблюдениям за дочерью – одиннадцатиклассницей. Но, ведь у каждого человека свой темп выполнения домашних заданий и, вообще, свой индивидуальный ритм жизни.

Таким образом, после учебного дня в школе у наших детей – ещё один рабочий день дома по подготовке к следующему учебному дню. Вполне естественно, что многие школьники перестают добросовестно выполнять домашнее задание. Наверное, это – своеобразная защита детей от нашей системы образования. Возможно ли выполнять добросовестно все задания ежедневно, имея лишь один выходной – воскресенье? А задания на дом задают, кстати, и на выходные, и на праздничные дни, и даже на каникулы.

* Просто совет: Терпи, ученик, студентом будешь!
Одним из законов общения лектора с аудиторией психологи называют законом прогрессивного невнимания. Он состоит в том, что первые 10 минут слушания длятся для слушателей как 10 минут; вторые 10 минут воспринимаются как 20 минут; третья же десятиминутка кажется слушателям уже тридцатиминуткой. Потом происходит отключение внимания слушателей, если не сменить режим работы.

Так, мне кажется, и с выполнением домашних заданий. Дети сначала начинают выполнять домашние задания ежедневно. Их утомляемость и усталость постепенно накапливаются. Но огромные монотонные задания всё не заканчиваются. И на определённом этапе многие ребята вообще отключаются, т.е. совсем бросают делать уроки. И это – вполне естественно, просто организму необходим отдых, а человеку – жизнь, жизнь яркая, полная, разнообразная, а не только сидение за уроками.
Почему же так мучительно учиться в нашей российской школе? Почему мы, учителя, учим наших детей нудно, скучно и очень тяжело? Почему ставку делаем не на урок, а на домашние задания, растягивая и усложняя их до бесконечности? А, может быть, можно эффективнее работать на уроке?

Каждый учитель – предметник, задавая домашнее задание, должен умножить его на 6 или на 5, ведь у ребят 5, а чаще 6 уроков в день. Учитель часто ведёт себя так, как будто его предмет – единственный и самый важный.

А что, если провести такой эксперимент: в учительской повесить лист ватмана и маркером крупно записывать домашние задания, которые заданы учащимся хотя бы в 10-11 классах. Это наглядно показало бы нам, учителям, какой объём домашних заданий получают ребята в школе. Кстати, таким же образом можно было бы и составлять расписание предполагаемых на учебной неделе контрольных, самостоятельных, тестов, опросов и всевозможных зачётов, которых иногда у ребят оказывается по несколько в день.

Нельзя, чтобы у ребёнка ничего в жизни кроме учёбы не было. Нельзя обеднять жизнь подрастающего человека, лишая его права иметь личные дела и интересы вне школьных программ и занятий. Ведь сейчас на первый план выходит (хотелось бы в это верить!) индивидуально-личностное развитие человека, а не количество вызубренных формул и заученных страниц учебников.

Так наши дети учатся, чтобы жить, или живут, чтобы учиться?
В Конвенции ООН о правах ребёнка дано определение детству, как времени от рождения до совершеннолетия. Причём отмечается, что отличительная особенность детства – то, что это – время самого бурного развития человека, которое, однако, невозможно без помощи взрослых. Взрослые ответственны за многое в жизни детей. Но почти все взрослые забывают о том, что они ответственны ещё и за счастье детей. Ведь дети должны быть жизнерадостными и счастливыми. После многочисленных исследований врачи-наркологи и психологи вывели, что наркоманами становятся прежде всего несчастливые дети. Счастливы ли наши дети в свои школьные годы?

В России принято считать, что дети должны быть, прежде всего, накормлены, одеты, обуты. Мы много говорим о том, как трудно «прокормить детей» в наше время. И почему так часто мы говорим о «кормлении»? Разве это - самая большая трудность в воспитании детей? Неужели главное дело взрослых - накормить детей? А разве легко сделать ребёнка жизнерадостным и счастливым? И разве это - неглавное дело взрослых?

Может быть, действительно, самое важное дело взрослых – накормить детей? Но в детских домах, в основном, все сыты, одеты, обуты, но большинство – несчастливы.

Так и на наших уроках мы «кормим» учащихся знаниями, искренне полагая, что наш предмет – самый важный, и его изучение должно стать главным делом жизни подрастающих людей. Некоторые из наших учеников (наверное, те, кто дома особенно старательно делает все уроки) выглядят как старички: потухшие глаза, бледность лица, зевота, сонливость, сутулость, опущенные плечи, замедленные движения. Им ничего не хочется, ничего не интересно, у них нет увлечений и любимых дел. Кажется, они устали от жизни. Диагноз: «замучен тяжёлой неволей» в школе. Диагнозы, конечно, могут быть разные, но ясно одно – каждый российский школьник проходит в своей жизни испытание школой. И это испытание устраиваем ему мы – взрослые, причём, из лучших побуждений.

А в других странах, например, в США, Великобритании, Чехии, где уроков на дом детям почти не задают, учащиеся после школы каждый день проводят на стадионе, в бассейне, на катке или на дорожке для роликовых коньков. И вырастают здоровые и успешные в жизни личности.

Мечта каждого школяра: Урокам – время, а потехе – час. (Хотя бы один час, но ежедневно).

Так всё-таки, уважаемые учителя с большим стажем и не очень, что главное – ваш предмет или счастье и здоровье ребёнка? И что нам важнее: вызубривание длинных параграфов из учебника с последующим выполнением однотипных задач и заданий или максимальная активизация способностей ребёнка и его личностный рост? А возможно ли развитие способностей и интеллектуально-творческий рост обучаемого при постоянной нескончаемой зубрёжке и механическом воспроизведении учебного материала? В чём заключается наша методика преподавания – завалить детей невыполнимым количеством домашних заданий, забивать их на уроках бесконечными контрольными, самостоятельными, опросами, зачётами и модными сегодня тестами? А, может быть, важнее создать условия для личностного роста и развития ребят, научить их учиться и при необходимости переучиваться? Как же создать в нашей школе атмосферу успешного и радостного, а не монотонно-мучительного учения? Ответы каждый желающий составляет самостоятельно.

Получается, что наши дети в школьные годы не живут, а только готовятся жить. И мы – взрослые – принуждаем их к этому долгих 10 лет, бесконечно повторяя: «Вы должны готовить себя к жизни!» Как будто, школьные годы – это не жизнь. А, если так и получается на самом деле, так это – наша вина; это мы – взрослые – лишаем детей их интересной детской жизни, лишаем детства, да ещё создаём при этом иллюзию какой-то подготовки к какой-то будущей жизни. К какой? Человек живёт здесь и сейчас, а ребёнок тем более. У поэта С.Я. Маршака есть такие строки:
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».1

Надо спокойно понять и принять, что у подрастающей личности, которую мы, уважаемые коллеги, ежедневно видим, не может быть наш предмет самым главным делом жизни. Для этой растущей личности есть ещё очень много значимого и важного в жизни, кроме нашего предмета. И это – нормально!
Афоризм нашего времени: Не школой единой жив человек!

Другие книги Алины Бикеевой: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 2mlrd • 09:48, 31.10.2015
Какая правильная статья!!!!!!
Хотела поделиться ей на фб но почему то не удалось
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 12:00, 31.10.2015
Здравствуйте!
Спасибо! Попробуйте в ФБ просто вставить ссылку на http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2650 - и статья "подтянется".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Kon-kon • 22:41, 23.11.2014
А ведь мало того, что есть учителя, которые считают свой предмет самым-самым, большинство учителей задают домашние задания на каникулы, и много задают. И учащиеся вместо того, чтобы отдыхать, переживают, что им надо уроки делать в большом количестве. Хотя по нормам в дневнике должна быть сделана запись - по желанию.