Роль учителя в системе обучения с помощью метода учебных проектов

nara13@list.ru

В традиционном обучении взаимоотношения учитель - ученик – это взаимоотношения активной и пассивной сторон, в которой учитель «старается «напичкать» учащихся стандартным набором готовых знаний», применяя зачастую самый распространённый объяснительно-иллюстративный метод, требующий лишь запоминать и воспроизводить знания.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
Новые цели современного образования (научить добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации) определили вектор поисков творческих учителей, которые для актуализации внимания учеников и мотивирования их на самостоятельное приобретение знаний стали включать проблемные, игровые ситуации, уровневую дифференциацию и убедились в том, что нужны «деятельностные», рефлексивные методы обучения. Хотя эти средства лишь отчасти улучшают существующую систему обучения, уже при их применении (даже фрагментарном) учителю приходится перестраивать своё видение учебного процесса в целом и роли учителя в нём. Учитель в первую очередь освобождает учащихся от «гиперопеки», предоставляя больше самостоятельности.

В новой системе обучения метод учебных проектов занимает главенствующее место, а роли учитель-ученик в нём коренным образом отличаются от их ролей в традиционной системе обучения. Проектирование предполагает самостоятельную деятельность детей в организации и в осуществлении проекта. Учитель же из «всезнающего оракула» превращается в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.

Учитель проектного обучения оказывается в непривычной ему роли наблюдателя. Он должен проявлять активность при «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, при возбуждении рефлексивных действий и при систематизации полученных результатов, а в остальном он должен подключаться только тогда, когда попросят о помощи. Учителю приходится работать «по ситуации», что требует особой научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учителю проектного обучения самому необходимо владеть проектированием и уметь применять его для решения конкретных учебных задач.

Таким образом, чтобы стать учителем проектного обучения необходимо измениться внутренне (пересмотреть своё понимание учительской компетенции), изменить свои взаимоотношения с учениками для участия в учебном проектировании в качестве партнера.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 wowanandramonov • 13:21, 28.02.2016
Какие бы стандарты мы не принимали, вернее, нам не навязывали "сверху-снизу": либо существующие, давно забытые, выдвигая кем-то за обновленные; пусть даже будут некие совершенно новые, если нет хорошо и по-современному оборудованных кабинетов, на старой рухляди далеко не уедешь! Кабинеты кое-как оборудуются только для начальных классов - это для отчета. А старшеклассники, как правило, практически занимаются в старых кабинетах, где стоят столы, стулья-развалюхи, выпущенные ещё при царе Горохе! Даже двери в кабинеты на ладан дышат! Учительская зарплата составляет 5 000 рублей!!! На эти деньги учителя ещё должны покупать учебники и материалы УМК, да ещё несколько пачек писчей бумаги (для составления рабочей учебной программы, для ксерокопирования раздаточного материала и т.д. и т.п.)
Чтобы как-то поправить материальное положение, любая школьная администрация идет на прямое нарушение: заставляют работать на 1,5-2 ставках! Разве можно в наше время заниматься в две нормы, когда учащиеся перестали вообще заниматься. У них в голове только планшеты, навороченные телефоны за 15-30 тыс. руб. и + интернет-ресурсы с дурацкими играми, которые кроме вреда ничего ребенку не приносят!
Преподаю я английский язык. За последние 6-8 лет сколько раз был переиздан учебник Enjoy English (автора не буду называть!). Всякий раз нахожу грамматические ошибки в каждом учебнике для любого класса. Учебник сам по себе очень "сырой", много недоработки; да ещё перенасыщен всякой-всячиной, дети порой не понимают для кого они составлены. Ни одну рабочую тетрадь не могут заполнить без помощи преподавателя. Так возникает вопрос: для кого выпускают такие учебники?
Лишний раз вспомнишь слова В.Л. Ленина: "Лучше меньше, да лучше", переводя на современный лад: "Дать меньше информации, и преподнеси её качественно и доходчиво", а не прыгать и скакать галопом по земному Шарику.
Есть, конечно, учебники доступные детям среднего ума (СОШ - средняя образовательная школа). например. под авторами г-жи Ваулиной "Spotlight", г-жи Афанасьевой "Английский язык", они не единственные, но всегда нам навязывают те учебники, которые ...(?)
В заключении хотелось бы добавить, уважаемые дамы и господа, которые далеки от школы, Ваш ФОГОС - это очередная утопия! Нам учителям всё это по ф... Девиз учителя: "Какая зарплата - такая отдача!" Кушать мы тоже хотим каждый день!
На энтузиазме пусть работает "Россия, называемая Единой".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 13:27, 28.02.2016
"Девиз учителя: "Какая зарплата - такая отдача!"
Это Вы за всех учителей страны говорите?