Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности школьника, как фактор позитивной интеграции обучающихся в современное общество


Духовно-нравственное развитие личности гражданина Российской Федерации - приоритетное направление модернизации страны. Место общеобразовательной школы в формировании и развитии национального самосознания.

Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Нравственный климат 1990-х годов

Несмотря на общий позитивный характер политических преобразований, которые происходили в России в 1990-х годах, страна в этот период переживала серьезный упадок общественных настроений, который сопровождался утратой гражданского самосознания. Вместе с ним ушли в небытие жившие несколько десятилетий в сердцах советских людей моральные ценности. Все это в конечном итоге «подарило» России лидерство по количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления наркотиков и алкоголя. Некогда великая держава вплотную приблизилась к черте физического вырождения нации.

Стремительный демонтаж идеологической системы СССР, насаждение западных идеалов и рыночной модели мышления вызвали деформацию ряда базовых морально-нравственных норм. Посредством СМИ, рекламы, кинематографа и Интернет прививаются чужеродные модели, основной мотив которых – личный успех и обогащение любой ценой.

Размытость общей системы ценностей, которые могли бы объединять россиян в целостную культурно-историческую общность, опасливое отношение людей друг к другу, низкий уровень доверия государству и бизнесу делают из России страну, которая в глазах большой части своих граждан является не самой привлекательной для жизни страной. Исследования института социологии РАН говорят сами за себя: лишь 35% респондентов имеют постоянную положительную гражданскую идентичность. Половина опрошенных отождествляют себя с Россией от случая к случаю, а оставшиеся 15% вообще не имеют российской идентичности. Одним словом, каждый шестой относится к России негативно.

Причины такого положения следует искать в том, что в стране еще не до конца развита система общенациональных ценностей и приоритетов. В отсутствии сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, которые способствовали бы развитию конструктивного социального поведения и формированию более четких смысложизненных ориентиров, пока что социум предпочитает жить по своим законам. Государство с 90-х существенно укрепилось, но у людей до сих пор нет общеразделяемого представления о российском народе, объединенном чувством патриотизма, который проистекает из общенациональной культуры, истории, нравственности и имеет общий идеал будущего.

Роль школы в воспитании патриотизма

Чрезвычайно важной структурой, формирующей и развивающей ценностную и нормативную основу национального самосознания, является общеобразовательная школа. Она призвана способствовать укреплению нации, объединению на основе общих ценностей и традиций отечества перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа – это то место, где происходит рождение гражданина и патриота, а также его подготовка к жизни в технологически-развитом конкурентном мире. Формирование и усвоение ценностей именно здесь происходит наиболее системно, глубоко и последовательно.

Почему школа? Школьный и подростковый возраст являются наиболее восприимчивыми для эмоционального, социального и гражданского воспитания: пережитое в этот период отличается большой психической устойчивостью. И недостаток подобного воспитания у взрослого человека восполнить неизмеримо сложнее.

Но если школа не в состоянии справиться с вверенной ей ролью проводника ценностей и гражданского самосознания в сердце и разум молодого человека, у него, находящегося в самом центре информационного поля и являющегося членом общества с ограниченным воспитательным потенциалом, может начать формироваться искаженная идентичность. Путаница в ценностных ориентациях общества в начале XXI века связана как раз таки с игнорированием школой воспитательной функции и отсутствием ценностнообразующей государственной политики в 90-х годах.

Воспитательный процесс в общеобразовательной школе начинается с вопроса «кого мы хотим воспитать?» Зачастую, приступая к этому процессу, школа рассматривает его как инструмент внедрения ребенка в какую-либо систему. Но воспитание – это комплексная технология, смысл которой заключается в развитии человека, общества и государства и решении стоящих перед ними проблем. Конечная цель воспитательного процесса – достижение того образа человека, который является максимально полезной единицей общества в конкретных исторических и культурных условиях.

Эта единица – высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на воспитание которого направлены усилия всех составляющих жизни этого человека – от школы до общественных и государственных организаций.
В средние века воспитательный идеал на Руси происходил из религиозных суждений и был представлен для православных христиан, в первую очередь, в образе Христа. Церковь была началом для всего – государства, общества, семьи. А вера – фактором, обеспечивающим духовное единство народа. Православие объединяло всех жителей государства в единый народ. Народ, который идентифицировал себя с образом Святой Православной Руси. В XVIII веке, когда Россия стала империей, воспитательный идеал приобрел другие очертания. Беззаветная служба государству и царю, по мнению Ломоносова, есть мерило жизненного смысла. Подробное изучение нравственных и правовых норм, среди которых забота о благе Отечества являлось частью школьной программы того времени. XIX век возвращает Закону Божьему статус главного учебного и воспитательного предмета. Тем не менее, воспитание благонадежных подданных, преданных государю, по прежнему остается главной целью.

90-е и начало XXI века порождают новый педагогический идеал. Несмотря на это, в окончательном его формировании нужно опираться на традиции и сохранять преемственность к воспитательным принципам предшествующих столетий.

Современный воспитательный идеал


Современная российская школа ставит своей целью воспитание свободной, творческой и постоянно стремящейся к развитию личности. При этом нельзя забывать, что любой индивид становится личностью, лишь находясь в социуме. Опять же, речь идет не об абстрактной личности вне культуры и времени, а о личности гражданина России, патриота и приверженца традициям своей страны.

Выбор универсального для России воспитательного идеала осложняется раздробленностью общества по этническому, социальному и религиозному признакам. Представители каждого микросоциума проповедуют разные ценности, над которыми, тем не менее, общенациональные интересы имеют значительный приоритет. В соответствии с ними формируется современный национальный воспитательный идеал – высокоинтеллектуальный, творческий, компетентный гражданин Российской Федерации, не отделяющий судьбу страны от своей собственной.

Поэтому воспитание в школах должно начинаться с широкого и регулярного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «Россия» как в течение образовательного процесса, так и вне его. Народ нашей страны вправе гордиться своим именем, а государственный строй – ни что иное, как главный оплот и источник идентичности и солидарности граждан. Хотя не нужно забывать и о том, что национальная идентичность ни в коей мере не вбирает в себя этническую идентичность, но дополняет и конкретизирует ее, потому что общероссийская идентичность – не итог внутринациональной унификации граждан, а поверхностное наложение более широкой историко-культурной идентичности на изобилие этнокультурных различий, которые присущи значительной части населения.

Принадлежность к той или иной этнокультурной группе делает нашу общую идентичность более сложной, многоуровневой. Но если мы желаем для себя, своих детей и потомков лучшего будущего, мы должны сообща решать общие проблемы. Донесение подобных истин до сознания маленького человека – первоочередная задача школы. Но для ее осуществления необходима еще одна чрезвычайно важная составляющая: российская идентичность не будет сформирована в молодых умах прежде чем она не будет полностью усвоена людьми, отвечающими за образовательный процесс. Именно поэтому можно утверждать, что становление воспитательной культуры есть длительный и сложный процесс.

Основные ценности не являются прерогативой отдельного школьного предмета, а пронизывают содержание всей учебной деятельности и уклад школьной жизни. Во время урочной деятельности воспитательные задачи должны быть интегрированы непосредственно в содержание предмета. На изучаемый материал стоит смотреть не только с точки зрения научности, системности. Необходимо также руководствоваться принципами культуросообразности, нравственного развития личности.

Воспитание патриотизма во внеклассной работе

Внеурочная деятельность подразумевает интеграцию базовых ценностей в содержание внеклассных воспитательных мероприятий: праздников, выставок, игр, а также в деятельность кружков, секций, клубов и остальных форм дополнительного образования. Таким образом, во внеурочной деятельности главное – культурная практика, которая позволяет школьникам расширить свой опыт поведения в культурной среде.

Деятельность вне школы включает в себя экскурсии, всевозможные «десанты», слеты, экологические, благотворительные и военно-патриотические мероприятия. Их основная цель – моделирование в реальных условиях общественно-значимой задачи, направленной на формирование у воспитанников опыта конструктивного гражданского поведения. В подобных мероприятиях, как правило, принимают участие не только школьники, но и иные субъекты общественных отношений: деятели культуры, ветераны, представители общественных организаций, бизнеса и т.д. 

Работа с родителями

Для развития эмоционального и поведенческого компонентов также большое значение имеет семейное воспитание. Вместе со школьным воспитанием оно образует целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. Поэтому их необходимо взаимно интегрировать. Для этого в школьную программу включаются творческие задания, которые могут быть выполнены только с помощью родителей. Это позволяет использовать ресурсы обоих воспитательных инструментов наиболее полезно. Взаимодействие такого характера можно рассматривать как педагогическую технологию, направленную на нравственное оздоровление общества. Но для максимального эффекта от воспитательной деятельности не хватит участия лишь семьи и школы. К этому процессу необходимо активно подключать СМИ, учреждения культуры, социальной работы естественно, не без учета интересов этих социальных субъектов. Все они должны преследовать общие цели, стремиться к общим идеалам. Лишь тогда они смогут стать полноценными участниками процесса, несущего в себе новые стандарты образования и являющегося постоянно действующим механизмом консолидации российского общества.

Нет иного способа стать человеком, кроме одного, – быть им. Школьное воспитание – не особая педагогическая подпрограмма, реализуемая в пределах одного учебного курса. Это – вся школа, предназначенная для жизни и раскрывающая перед учениками истинную Россию во всем ее историческом величии, широте социальных, культурных и экономических возможностей.

К сожалению, в рыночных условиях школа во многом утратила свои традиционные функции и превратилась в учреждение по оказанию платных образовательных услуг, встав в один ряд с остальными коммерческими организациями. Следствие – снижение качества школьного образования, его нецелесообразность при использовании в качестве эффективного личностнообразующего средства.

Воспитание ответственной личности предусматривает развитие с малого возраста умения пользоваться собственными силами: культурными, общественными, семейными, а также формирование такой среды, в которой реализация жизненного и творческого потенциала будет проходить максимально комфортно.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина Российской Федерации на данный момент является приоритетным направлением модернизации страны. Так как сформировать инновационную экономику, минуя человека, качество его жизни и идентификацию, невозможно. Формирование общества, состоящего из патриотов, имеющих интерес к активной жизни и созидательной деятельности на благо страны само по себе есть необходимое условие для успешного развития России. И задача школьного образования состоит в том, чтобы подготовить в ближайшие десятилетия не «просто население», а высоконравственную и высокоинтеллектуальную прослойку для движения вверх по лестнице к мировому лидерству и процветанию всех сфер жизни российского общества.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 GIP • 19:23, 15.12.2014
Спасибо за материал. В современных условиях всеобщего подъема патриотизма, очень важно правильно и аккуратно поддерживать любовь к Родине у подрастающего поколения, чтобы вырастить настоящих патриотов, а не националистов. Особенно это важно для многонационального государства
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса3634 • 12:23, 03.12.2014
Духовно-нравственное воспитание в условиях современности очень важный аспект. Стремление к Западу приводит к деградации и развитию безнравственности. Нужно воспитывать подрастающее поколение на русском культурном наследии, на подвигах русских героев, на историческом примере России, что позволит возродить человеческие ценности и воспитать духовно развитое поколение.