Подготовка к школе с патологией речи


В силу различных бытовых ситуаций, не в каждой семье умеют систематически и целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нервная система и имеются речевые дефекты.
Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но в быту надо создать радостную и не напряженную обстановку, пронизанную элементами игры.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимания причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Основные причины патологии детской речи

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резусу – фактору и др.
  2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят в внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционные – вирусные заболевания, менинго - энцефалиты и ранние желудочно - кишечные расстройства.
  4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к миросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

В силу различных бытовых ситуаций, не в каждой семье умеют систематически и целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нервная система и имеются речевые дефекты.

Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но в быту надо создать радостную и не напряженную обстановку, пронизанную элементами игры.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимания причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

Поступление и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще не определенное. Но как сложится их дальнейшая школьная жизнь? Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и других школьных принадлежностей, старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя поднимает руку и получает отметки. Причем «5» и отметка для него это одно и тоже.

Ребенок уверен, что он будет хорошим учеником, т.к. к школе у него все есть.
В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если он не будет сотрудничать с учителем и со своими сверстниками.

Как подготовить ребенка к школе

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.

Успешно учиться в школе будет тот ребенок, который в силу своего возраста сможет управлять своим поведением (вседозволенность здесь допустима) подчиняться сиюминутные желания требованиям школьной жизни, адекватно общаться со сверстниками и взрослыми (т.е. здесь не может идти речи о том что все будет беспрекословно выполнять его волю и желания).

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, поэтому у него возникает активное противодействие, формируется установка на «отказ от усилия».

В сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их, удача вызывает слишком бурную радость.

Поглощенные переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны, у них ослабевает способность к рассуждению или логическому мышлению.

Уже начиная с 5 лет можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами самоуспокоения /Все хорошо, все сейчас пройдет . Я успокоюсь и все получиться»\ при этом надо избегать формулировок с частицей НЕ «Не надо плакать». Нужно научить ребенка простейшим дыхательными упражнениями /10 глубоких вдохов и выдохов/, технике «Отстранение» (Представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом или текущей водой»)

К школе готовят не за один год до обучения, а гораздо раньше.

Основой умственного развития ребенка, его фундаментом, как утверждают многие психологи и дефектологи, составляет сенсомоторное, или двигательное развитие.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной, ручной.

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние»- писал Л.Н. Толстой.

Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и мышления, с месяца жизни. Даже ползание - дорога открытий. Ребенок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берет в рот (пробует на вкус), щупает (осязает) и т.д.

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка – это личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, то к трем годам – 80%».

«Я уже большой»,-гордо говорит ребенок, и взрослые уважают его мнение. Положительная самооценка, основанная на оценке взрослых и на собственных умениях, помогает осваивать все более трудные мыслительные и моторные действия.

Приобретаемые с раннего возраста навыки создадут основу для проявления способностей. Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для дальнейшего развития. Даже для физического и психологического здоровья. Но это не говорит о том, что ребенка надо заставлять, угнетать, муштровать.

Муштрой, дрессировкой помочь нельзя – это вызовет только отвращение к школе, к учебному труду.

Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости», осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, фольгу; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, грабли, лопаты и т.д.

В любой детской «продуктивной» деятельности развиваются не только практические умения и навыки. Ребенок учится планировать свою деятельность, ставит цель, подбирать нужные материалы для ее осуществления. У него формируется воля, организованность и исполнительность – все эти качества необходимы для обучения в школе.

Хорошо подготовленные дети интересуются счетом. Чтением и письмом. Чтобы помочь им успешно овладеть такими умениями, можно использовать игровой способ, например предложить рисовать и писать буквы и цифры в воздухе руками или лепить их из пластилина, теста; общаться друг с другом с помощью рисунков и «подписей» к ним (через игру в почту, телеграф, путем обмена поздравительными посланиями.

Ребенок шестого года жизни должен быть достаточно самостоятельным в обслуживании себя и других, в общении. В решении житейских задач, в «самопрезентации», умении защитить себя и самозащите словесной и даже физической – подраться и помириться тоже нужно уметь.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: