Рябова Гульнара Вазировна, 28.11.2013 1

Информационные технологии в преподавании дисциплин декоративно-прикладной направленности


«Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами, как один из инструментов познания окружающего мира. Причем инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления»

А.В. Могилев


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Основной задачей декоративно-прикладного и изобразительного искусства является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему в своих работах при помощи различных художественных средств. Поэтому использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.


Суть информатизации образования – создание как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. По высказываниям Загвязинского «Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Педагогические цели использования информационно-коммуникативных технологий в образовании

1. Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:

  • развитие мышления,
  • развитие коммуникативных способностей,
  • развитие навыков исследовательской деятельности,
  • формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
  • формирование информационной культуры.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:

  • подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
  • подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
  •  подготовка специалистов в области информационных технологий

3. Интенсификация образовательного процесса:

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
  • углубление межпредметных связей.

Основные принципы современных информационных технологий

  1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
  2. интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
  3. гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в общем и дополнительном образовании

  • Представление материала с помощью компьютера
  • Использование мультимедиа
  • Диагностика и рейтинговая оценка
  • Дистанционное обучение
  • Организация общения

Представление материалов с помощью компьютера

  • Презентации
  • Публикации
  • Электронные таблицы
  • Базы данных
  • Дидактические и методические материалы
  • Сайты

Создание и использование презентаций

Тенденция ухода от использования только в качестве источника информации, а использование в качестве инструмента управления обучением. В этом случае обучающиеся приобретают знания и опыт, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.

Создание и использование презентаций для:

  • занятия при объяснении нового материала
  • наглядной демонстрация процессов
  • представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований:
    • сопровождение доклада ученика
    • создание фотоальбома
  • • совместного изучения источников и материалов
  • • организации самостоятельной работы обучающихся
    • корректировка знаний
    • дополнительные занятия
    • углубленное изучение материала
  • • проверки усвоения содержания (создание тестов)

Использование мультимедиа

К дидактическим функциям мультимедиа относится:

  • Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин
  • Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
  • Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ
  • Организация виртуальных экскурсий

Дистанционное обучение

ДО - форма обучения, при которой взаимодействие педагога и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, орг. формы, средства), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
 
Средствами организации являются:

  • Сайты
  • Электронная почта

Информационно-коммуникационные технологии помогают повысить эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения теоретического материала и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности через презентацию, видеофильмы. Традиционные наглядные методы обучения с применением наглядных электронных пособий позволяют продемонстрировать учащимся поэтапное последовательное изготовление изделия. Учащийся видит картинку каждой операции изготовления поделки отдельно, последовательно, а затем видит полную картину изготовления поделки. Такую возможность даёт презентация с применением анимации последовательного открывания рисунка. Практические методы обучения с применением информационных технологий позволяют давать презентации с текстом для самостоятельного изучения на занятии. Наряду с традиционными методами контроля, используются электронные тесты, изготовленные по шаблону Иванова.

Традиционные методы обучения - Совершенствование за счет применения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж - Возможность качественно проиллюстрировать объяснение нового материала.
Наглядные: демонстрация макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация - Мультимедийный показ приемов и операций; визуализация процессов изготовления изделия, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы - Виртуальное практическое действие программных и технических средств ИТ (обучение ч/з Интернет, скайп, электронную почту)
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка - Быстрая и объективная оценка результатов на основе электронных тестов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

При проведении мультимедийных уроков и занятий необходимо учитывать основные требования по уровням:

  • Дидактический уровень
  • Эргономический уровень
  • Уровень интерактивности
  • Технический уровень

Преимущества использования ИКТ на занятиях

  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • повышение мотивации к обучению
  • последовательный характер обучения;
  • возможность выбора учащимися индивидуального темпа и
  • самостоятельного маршрута обучения;
  • развитие мышления, моторных и вербальных коммуникативных
  • навыков учащихся;
  • стимулирование учебно-познавательной деятельности и
  • обеспечение рационального сочетания различных ее видов
  • (поисковая, экспериментальная, исследовательская и др.);
  • формирование навыков работы с информацией
  • использование автоматизированного пошагового и итогового
  • контроля полученных знаний;
  • повышение психологического комфорта обучающегося и
  • объективности оценки.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве. Новые компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. В методическом арсенале педагогов должны быть такие формы организации учебной деятельности как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроке презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, метод проекта, сбор информации в Internet, разработка Web-страниц.

Литература:

1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий. – 2005. – 204 с.
2. Семибратов, А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / А.М. Семибратов, Л.Н.Горбунова// Педагогическая информатика. - 2004. - № 3.
3. Шилова, О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel Обучение для будущего / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н. Ястребцева. - М : Интуит.ру, 2006. - 144 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://nayrok.ru
2.http://www.it-n.ru
3.http://www.uchmet.ru

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Сайт: http://www.Рябова-гульнара.РФ
Комментарии:
avatar
1 dya4ckova • 20:59, 15.02.2019
Спасибо за статью!
[Материал]