Ментальность и профессионализм учителя XXI века


Ни у кого не вызывает сомнений непосредственная связь между качественным образованием и перспективами развития российского общества. Деятельность учителя должна отвечать задачам построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. В связи с этим, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям системы образования. И эти требования, наряду с профессиональными характеристиками, предполагают наличие особой ментальности, "склада ума" учителя XXI века.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Прежде чем попытаться собрать мозаику ментальности современного учителя, вспомним, что современные словари определяют ментальность как "совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов" [1].

Ментальность современного учителя

Мы будем понимать под ментальностью учителя XXI века специфический "склад ума", то есть интеллектуально-эмоциональные особенности, присущие представителю особой социальной группы – учителю. Личность и профессионализм учителя в настоящее время постоянно обсуждаются на государственном уровне и в средствах массовой информации. СМИ нередко осуждают работу учителей, и со стороны наших коллег это иногда оценивается как целенаправленное негативное воздействие на образ учителя в глазах общественности. Возникает серьёзное противоречие между ожиданиями государства и общества от современных педагогов и самоидентификацией и реальной ситуацией вокруг учителя.

Ментальность учителя, безусловно, сложное и многоплановое явление и включает в себя ряд аспектов:
  • исторический;
  • экономический;
  • социально-демографический.

Кто становился учителем в прежние эпохи?

Интеллектуальные особенности ментальности современного учителя – это результат передачи педагогического опыта многих поколений педагогов разных исторических периодов, на основе которого выявлялось самое лучшее с одной единственной целью: сеять "разумное, вечное, доброе".

Заглянув в историю, можно проследить путь профессии учитель. В древности учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени, общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие то или иное знание. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные вольнонаёмные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, культуру и обычаи народов. В Средние века, как известно, педагогами обычно были священники, монахи. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя, учителей называли также мастерами, подчёркивая уважение к личности наставника [2]. Для всего дореволюционного периода, а также для советского характерно уважительное, иногда даже в преувеличенных формах, отношение общества к учителю. Уважительное отношение к учителю, на наш взгляд, имеет огромное значение, поскольку ученик и его семья – это часть общества, а сам процесс образования (обучения, воспитания, развития) предполагает наличие авторитета учителя для учащихся.

Образ учителя в XXI веке

Во время глобальной информатизации и свободы слова, СМИ и интернет сделали всё, чтобы очернить образ современного педагога. Ведь на рынке информации вряд ли будет востребована запись идеального открытого урока или мероприятия, зато негативная информация всегда находит применение и соответствующий резонанс. Социологические исследования констатируют, что в ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, хотя более двух лет назад об этом говорили несколько чаще (55%); два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня – 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того [3]. Такая ситуация подрывает основы образовательной деятельности и ведёт к общеизвестным последствиям, соответственно, необходимо более внимательное и разностороннее рассмотрение проблем современного учителя.

Как живут учителя по мнению российского общества?

Социально-экономический аспект состоит в том, что российские учителя в пореформенный период перехода от плановой, командно-административной экономической системы к рыночной оказались среди малоимущих слоёв населения. Этот факт, естественно отразился и на отношении к этой социальной группе: произошло крушение идеалов, падение привычных ценностей и установок и формирование новой системы ориентиров. По данным социологов, на вопрос о привлекательности учительской профессии в материальном плане респонденты отвечают следующим образом: большинство респондентов оценивают её на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше, и не хуже большинства россиян; полярные представления ("лучше" и "хуже") высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно); доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения уменьшилась, а доля тех, кто считает, что материальное положение учителей соответствует среднероссийскому уровню, увеличилась [3].
"Современный учитель выполняет также роль матери, жены, хранительницы домашнего очага"
В настоящее время правительство реализует систему мер по улучшению материального положения учителей, однако, чтобы учитель чувствовал себя уверенно в материальном плане и мог полностью посвятить себя избранной профессии, чтобы эта профессия стала престижной, привлекательной для современной молодёжи, необходимо время и беспрецедентные усилия со стороны власти и гражданского общества.

Современные исследователи справедливо отмечают феминизацию профессионального менталитета учителя, что не может не влиять на процесс образования в целом. Учитывая это, в большинстве случаев правомерно будет утверждать, что учитель выполняет также роль матери, жены, хранительницы домашнего очага. В процессе обсуждения труда учителя не стоит забывать о том, что кроме проекта «Образование» существуют другие важные задачи – поддержка семьи и повышение рождаемости.

Какие они, современные учителя?

Современные учёные отмечают [4], что в профессиональном менталитете учителей взаимодействуют и связаны как положительные качества, так и негативные.

К положительным качествам современных учителей относят:
  • эмпатийность и толерантность;
  • интеллектуальные и эмоциональные особенности межличностного взаимодействия;
  • ориентацию на общечеловеческие ценности;
  • профессиональную рефлексию;
  • панорамное видение ситуации и детских проблем.
Негативными качествами считаются:
  • назидательность;
  • завышенная самооценка;
  • гиперсамоуверенность;
  • снижение критичности мышления;
  • догматизм взглядов;
  • отсутствие коммуникативной гибкости;
  • прямолинейность;
  • педагогическое упрямство;
  • ориентация на социальное одобрение;
  • низкую мотивация педагога.
Современное общество нуждается в "новом учителе", на высоком уровне владеющем принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения. Вместе с тем учитель должен быть духовно богатым человеком, которому удаётся среди всех повседневных забот (как то: написание планов, создание проектов, множества отчётов,  уборка территорий, дежурства и т.п.) оставаться педагогом, матерью и хранительницей домашнего очага, учить и формировать человека. Нам остаётся только мечтать, что в скором будущем правительство поднимет авторитет и престиж нашей профессии и нам на смену придут учителя XXI века.

Авторы:
Бойко О.П., Капустина А.М., МОУ "Быковская ООШ Яковлевского района Белгородской области"

Источники:
1. Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру // http://slovari.yandex.ru.
2. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обуч-ся по пед. специальностям / В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Иваново, Академия, 2008. – 566 (1) с.
3. Шмерлина, И. Современный учитель: образ профессии // / http: //bd.fom.ru
4. Сонин, В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя: автореферат дисс. на соискание степени кандидата психологических наук. – 1998 / http: //www.childpsy.ru


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 danilmuliaev • 22:05, 10.10.2014
Предположим, эту статью прочитал кто-нибудь из готовящихся пойти в учителя. Выбор очевиден: ни в коем случае!!! Потому что ни в одной другой профессии ты не должен столько и стольким! И поэтому авторы правы: "остаётся только мечтать, что в скором будущем правительство поднимет авторитет и престиж нашей профессии и нам на смену придут учителя XXI века". Инопланетяне, которые не знакомы с этой статьей. Как минимум!