Практическое использование социальных сетей в учебном процессе


В данной статье рассмотрены проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, указаны преимущества использования социальных сетей в качестве средства обучения, приведены примеры из личного опыта и описан результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в учебном процессе. Материал предназначен для ознакомления учителям средней школы и преподавателям среднего и высшего профессионального образования.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Проблемы использования стандартных информационных технологий

В настоящее время активно обсуждается применение информационных технологий в процессе обучения. При этом сам процесс внедрения ИТ в учебный процесс значительно отстает от их скорости развития. Кроме того, стандартные компьютерные технологии могут быть недостаточно эффективны в некоторых случаях, причинами могут являться:

  • Отсутствие фактора новизны;
  • Недостаточная наглядность материалов;
  • Ограничение по типу учебных материалов;
  • Как следствие — малая эффективность воздействия.

В этих случаях можно в качестве дополнительного средства обучения использовать привычную для учащегося среду общения — социальные сети.

Преимущества использования социальных сетей

«Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» [9]. Пример популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» [10].

Применение социальных сетей в учебном процессе позволяет использовать следующие факторы:

  • Популярность социальных сетей постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;
  • Среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 мин. [10], которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;
  • Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и заданий для изучения;
  • Все версии документов доступны одновременно и преподавателю и учащемуся, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии отчетов.

Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых предусмотрены:

  • Рефераты;
  • Семинары;
  • Лабораторные работы;
  • Курсовые работы;
  • Выпускная квалификационная работа.

С помощью социальных сетей преподаватель может упрощать следующие процедуры:

  • Информирование студентов;
  • Предоставление методических пособий;
  • Доведение до сведения дополнительных инструкций;
  • Прием работ в электронном виде для проверки;
  • Простейший способ резервного копирования.

Примеры использования социальных сетей в учебном процессе

В качестве первого эксперимента в 2013 г. создана группа в социальной сети «ВКонтакте» с целью помочь в дипломном проектировании.

Рисунок 1. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

В группе размещены следующие материалы (рис.2):

  • Инструкция «С чего начать диплом?»;
  • Методические указания и полезные материалы;
  • Архив с необходимым программным обеспечением;
  • Инструкции по работе с ПО;
  • Инструкции по решению проблем с ПО.

Рисунок 2. Материалы, размещенные в группе:

а) Инструкция «С чего начать диплом? б) Инструкции по работе с ПО.

Учащиеся были проинформированы о создании группы с помощью яркого, необычного объявления (рис.3).

Рисунок 3. Объявление для привлечения учащихся.

В 2014 г. эксперимент был продолжен: создана группа в социальной сети «ВКонтакте» для помощи в выполнении курсовой работы по предмету «Архитектура аппаратных средств» (рис.4).

Рисунок 4. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

Группа содержит следующие материалы (рис.5):

  • Методические указания и дополнительные инструкции;
  • Шаблон для выполнения пояснительной записки;
  • Список самых распространенных ошибок;
  • План презентации;
  • Напоминания о текущих заданиях.

В каждой группе выполнялась регулярная публикация новых материалов с целью напомнить о выполнении работы, проинформировать о текущем этапе выполнения и выдать задания для выполнения.

На случай отсутствия регистрации у учащегося в выбранной социальной сети, реализована возможность пользоваться материалами без регистрации.

Рисунок 5. Материалы, размещенные в группе

Результат использования социальной сети

По прошествии семестра были достигнуты следующие результаты:

  • Охват учащихся 88% (на новости группы подписалось 39 из 44 студентов);
  • Количество просмотров от 600 до 780 в месяц;
  • Все студенты были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок;
  • Качество оформления курсовых работ по сравнению с предыдущим потоком значительно повысилось;
  • Электронная версия большинством студентов сдана в нужном виде (два формата файла с правильным наименованием);
  • Ни одна работа не потеряна в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.

Заключение

Проведенный эксперимент показал, что социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.

Список литературы

  1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с.
  2. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с.
  3. Богаевская Г.Н., Современные образовательные технологии, 2015 год [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sovremennye-obrazovatelnye-275530
  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
  5. Безрукова В.С.  Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.
  8. Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение 
  9. Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет)
  10. Сайт компании TNS, TNS WebIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.tns-global.ru/
  11. Дипломное проектирование у групп КД САТТ (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_dp
  12. Архитектура аппаратных средств (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_aas

Об авторе: Бондаренко Сергей Валериевич, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум».


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 fartemon2 • 12:38, 17.08.2016
Безусловно социальные сети как технология образовательного взаимодействия важна и нужна. Мы специально опросили преподавателей и студентов нашего вуза по этому поводу
http://ido.tsu.ru/files/pub2015/Usingsocialnetworks.pdf
Но что делать когда в вузе LMS является обязательным инструментом для сопровождения учебного процесса. Как интегрировать в mooodle социальную сеть в масшатбе отдельной дисциплины?