Интегрированные уроки русского языка по технологии Ю.А. Поташкиной.

antonina.shutenko@gmail.com

В результате творческих поисков, практической работы сложилась своя система обучения. В основе ее лежат методы развития интеллектуальных способностей детей в процессе обучения русскому языку на основе инновационной развивающей технологии Ю.А. Поташкиной. Эти методы в целом представляют педагогическую философию учителя. Ядро этой философии – четкое планирование учебно-воспитательного процесса, подчинение поставленным целям его содержания и методов. Технология данного опыта работы направлена на интеллектуальное развитие ученика. И главный её педагогический принцип – помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
 

Одной из граней новизны обучения русскому языку по технологии Ю.А.Поташкиной является выработка у детей умение вычленять основную мысль текста и определять его стиль и тип, умение определять выразительные речевые средства; совершенствовать интеллектуальное развитие учащихся, обогащать их словарный запас. Крайне бедный активный словарный запас современных школьников и стремительными темпами сужающийся их кругозор заставляют учителя уделять большое внимание лексической работе, которая предполагает, прежде всего, работу со словарями, а это способствует развитию навыков пользования справочной литературой.

Главная цель уроков – повышение качества знаний учащихся, развитие их интеллектуальных и речевых способностей.

Интеллектуальные задания разностороннего уровня сложности.

В процессе обучения предусматриваются все пути, которые были бы обращены к различному уровню интеллектуального развития учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности, в приемах побуждения и активизации учащихся. Поэтому при составлении интеллектуальных заданий решаются следующие задачи:

  •  формирование умений и навыков грамотного письма;
  •  овладение школьниками нормами литературного языка;
  •  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Поставленные задачи решаются самыми различными формами и способами: проведение конкурсов смекалки, викторин, уроков - КВН, уроков- диспутов, уроков-зачетов, уроков-игр. Игры, применяемые в практике, классифицируются следующим образом:

  По количеству участников игры:

  1.  Парные;
  2.  Групповые;
  3.  Общеклассные.

Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:

(...)

  •   Ролевые игры (деловые) – неролевые: характеристика по наличию сюжета.
  • В ролевых играх можно выделить три фазы:
  •   предыгровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
  •   игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций); Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.

  Уровни рефлексии:

  •   эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
  •   исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
  •   качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).

  По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):
Развивающие

1. Восприятие;
2. Мышление;
3. Познавательные интересы;
4. Внимание.

Игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее, можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное интеллектуальное занятие. Например, простое задание отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: "Представьте, что вы редактор детского журнала. Вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок. В общем, только Вам под силу все привести в должный порядок!”

Уроки комплексного анализа текста.

Овладение связной речью – одна из стратегических задач обучения русскому языку, важнейшая составляющая коммуникативной компетентности. Умение воспроизводить связный текст формируется постепенно на протяжении всех лет обучения, начиная с младшей школы, а затем и в среднем звене. Начиная с 5 класса, проводятся уроки комплексного анализа текста, которые помогают ученикам адаптироваться к структуре новой экзаменационной работы в 9 классе. Анализ текста следует начинать с восприятия и определения темы и идеи, а также стиля и ведущего типа речи. Формулировка названных характеристик текста и отражает первичное восприятие высказывания. Целесообразно после первого прослушивания попытаться составить план текста, зафиксировать последовательность его фрагментов: по микротемам, типовым отрезкам или смысловым отрезкам (например, соответствующим абзацам), зафиксировать особо выразительные слова и словосочетания. Такая подготовительная работа к написанию сочинения-рассуждения поможет озаглавить текст; поскольку в заглавии может отражаться тема, идея текста, одна из проблем, поднятых автором. ). Овладение связной речью – одна из стратегических задач обучения русскому языку, важнейшая составляющая коммуникативной компетентности. Умение воспроизводить связный текст формируется постепенно на протяжении всех лет обучения, начиная с младшей школы, а затем и в среднем звене. Построить связный текст позволяет не только знание средств связи предложений (местоимения, синонимы, союзы, частицы) и достаточно свободное владение ими, но и умение строить рассуждение (тезис – аргументы), разворачивать повествование, создавать описание (общее – частное, детализация, градация), а также умение правильно членить текст на абзацы, то есть выделять начало развития каждой следующей мысли в тексте.

Учеников также следует ориентировать на пользование словарями различных типов. В этой связи, например, по тексту целесообразно уточнить в толковом словаре или словаре иностранных слов значение таких лексических единиц, как пейзаж, тропики, олеандр. В то же время нельзя не принимать во внимание и работу с орфографическим словарем: если девятиклассник сомневается в написании того или иного слова и умеет пользоваться справочной литературой и словарями для самопроверки, это несомненное достоинство школьника, а не его недостаток. Всё это является важнейшим этапом в подготовке учащихся к написанию сочинений-рассуждений при сдаче Единого государственного экзамена в 11 классе (Приложение 6, урок развития речи).

Технология Ю.А. Поташкиной способствует развитию речи учащихся, их творческих способностей. Ученики сочиняют стихи, пишут сочинения на лингвистические темы, демонстрируя осознанное понимание основных структурных элементов технологии, свободно владеют ими ( Приложение 8).

Следовательно, освоение норм правописания на основе алгоритмов позволяет не только изменить количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Приёмы стимулирования учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;
  •  проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;
  •   создание для учащихся ситуации успеха.

Результативный компонент образовательного процесса

1. Развитие познавательного интереса.
2. Повышение уровня словесно-логического мышления.
3. Освоение учащимися грамматики родного языка.
4. Высокое качество обученности, которого достигает большинство учащихся класса. 

В ходе текущего и итогового мониторинга, проводимого в школе , выявилась динамика роста интеллектуального развития, качества знаний, воспитанности и обученности учащихся, которая оказалась выше в экспериментальных классах, чем в контрольных. Это говорит об эффективности выбранной технологии и способствует решению задач, поставленных перед школой в выявлении и создании педагогических условий для самореализации обучающихся.

Процесс написания диктанта характеризуется необходимостью выполнения цепочки поисковых умственных действий, направленных на решение последовательно возникающих орфографических и пунктуационных задач.

Совершенно другим видом письма является написание изложения, в процессе которого на первое место выходит задача создания его содержания, проблемы же грамотности отходят на второй план.

Оценочный компонент включает в себя:

  •   Рефлексивную оценку
  •   Обеспечение оперативной обратной связи
  •   Создание ситуации успеха.

При оценке результатов урока учителю всегда нужно помнить о следующих типологических группах школьников:

1.Ученики имеют глубокие и прочные знания и умеют их успешно применять как в сходных, так и в новых ситуациях, умеют пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать факты, выделять существенное при изучении материала.
2. Учащиеся имеют хорошие, прочные знания, но не всегда могут аргументировать, доказывать, обобщать. Знают основные приемы самостоятельной работы, но затрудняются в решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации.
3. Ученики обладают минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу или в сходной ситуации, умеют отвечать на вопросы, не требующие
4. Учащиеся с трудом усваивают факты, понятия, особых рассуждений и доказательств, не могут воспроизвести определения, примеры, приведенные учителем, или текст учебника, не умеют применять знания без помощи учителя даже по образцу или в сходной ситуации.
Итак, к оценке результатов деятельности учащихся нужно подходить очень корректно.

Несмотря на то, что учитель чувствует настроение класса (понимает, удался ли урок или нет), все же ему необходима полноценная картина коллективного настроения. Для этой цели я использую:

а) «Цветопись». Ее цель - оценка учащимися своего эмоционального состояния на уроке. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – против своей фамилии цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное настроение:
Красный - восторженное, радостное, активное настроение.
Оранжевый - радостное, светлое.
Зеленый - спокойное, ровное.
Синий - грустное, печальное.
Фиолетовый - тревожное, тоскливое.
Черный - состояние крайней неудовлетворенности.
б) «Барометр настроения»

в) Незаконченное предложение.
Самым интересным для меня было ..., потому что ...
Самым скучным для меня было ..., потому что ...
Теперь бы я еще хотел узнать о ..., потому что ...
Я был бы рад ..., потому что ...
Мне понравилось ..., потому что ...
Мне не понравилось ..., потому что ...

Важно, что и учитель, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть преодоление трудностей, достижения более высоких результатов. Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.
Залог успеха в работе – высокий эмоциональный и интеллектуальный фон, создаваемый на каждом уроке.

В результате творческих поисков, практической работы сложилась своя система обучения. В основе ее лежат методы развития интеллектуальных способностей детей в процессе обучения русскому языку на основе инновационной развивающей технологии Ю.А. Поташкиной. Эти методы в целом представляют педагогическую философию учителя. Ядро этой философии – четкое планирование учебно-воспитательного процесса, подчинение поставленным целям его содержания и методов. Технология данного опыта работы направлена на интеллектуальное развитие ученика. И главный её педагогический принцип – помочь ученику раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности.

Автор: Беленко Наталья Викторовна


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 цыца • 22:55, 14.08.2011
Всё новое- хорошо забытое старое...
avatar
2 ЕленаО777 • 20:25, 15.11.2010
Очень интересно. Мне всегда нравились разные способы рефлексии. Цветотест напоминает сетку Люшера, но с расхождениями. Красный - это тоже тревожность
avatar
1 K@tti • 22:16, 18.05.2010
Здравствуйте!

В вашей статье на сайте не отобразилась таблица. Просим выслать вас на адрес tyapuhy@yandex.ru файл со статьей, чтобы мы могли внести изменения.