"Нешкольные" гении. Изучение творчества Агаты Кристи на уроках литературы


Как же их много, гениев литературы, про которых в школе даже не упоминается! Но на дополнительных занятиях мы можем вспомнить имена великих писателей, которые преданы забвению в преподавательской среде. А ведь это забвение совершенно незаслуженно.


Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал
Вот передо мной список памятных дат и произведений-юбиляров. Для меня стало удивительным, что я обнаружила в нем имя Агаты Кристи. Даже не сразу обратила внимание на неправильную дату рождения: радость от увиденного охватила меня, как говорят, «с головой». Работая в школе более двадцати лет, я смогла вполне привыкнуть к стандартному списку классических имен, которые из года в год красной нитью проходят через школьную программу по литературе. Конечно, я не умаляю роли признанных классиков, но уж как-то сильно «сцементирован» список литературных мэтров, с которыми наши школьники знакомятся во время учебы в школе. И здесь невольно возникает вопрос: что служит мерилом классики?
 
В XX веке в школьные программы только «вкрапляли» имена зарубежных писателей. Это понятно: боялись «приступов космополитизма». А сейчас-то чего боимся? Можно бояться только одного: дети будут однобоко смотреть на литературные шедевры, а многие имена и произведения просто «навязнут» до такой степени, что дальнейшее знакомство с творчеством некоторых писателей станет невозможным!
 
Так вот, увидев имя Агаты Кристи, я почувствовала изрядное облегчение, ожидаемое много лет. Появилась надежда на «раскрепощение» школьной программы от ложных стандартов и примитивных представлений о зарубежной литературе. Мне всегда приятно рассказывать ученикам о писателях, опираясь на особенности характеров и биографий творческих личностей. Ведь все эти «изюминки» невольно отражаются на характерах изображаемых героев.

Агата Кристи не исключение в этом роде. Очень жаль, что представление наших школьников о героях Королевы Детективов ограничиваются Эркюлем Пуаро и мисс Джейн Марпл. А как же все остальные? Порой создается впечатление, что кроме детективов писательница ничего не создала в своей жизни. А ведь ее творческая биография богата другими жанрами, которые отражают определенные этапы личной жизни великой писательницы. В последние годы видное место занимала тема войны, годовщина победы в которой для нас – величайшая дата. Но ведь и многие писатели зарубежья пережили страшные годы войны. На долю Агаты Кристи выпали немалые испытания. Она видела, как люди ожесточались, страшно боялась подобных настроений в себе и спасалась только литературой. Своими произведениями она пыталась показать людям, что война – временное, а вечное — это любовь, о которой нельзя забывать никогда, потому что она бессмертна.

Список произведений Агаты Кристи для внеклассного чтения

Почти все ее произведения военного периода пронизаны темой любви. Она использует множество драматических коллизий, которые дает писателю эта тема. Тут и очередной любовный треугольник ("Зло под солнцем”, 1941), и ревность ("Пять поросят”, 1943; "К нулю”, 1944), и великое искушение преступить черту во имя любви ("День поминовения”, 1945), и пагубные последствия безоглядного обожания ("Лощина”, 1946). Кстати, "Лощина” словно написана в упрек тем, кто любит обвинять Агату Кристи в однотипности персонажей.

Теме любви посвящены и очередные романы под псевдонимом: излившийся буквально в три дня "Вдали весной” (1944) и написанный несколько позже "Роза и тис” (1948). Эти романы составляют своего рода диптих, построенный на контрасте: эгоизму, неумению и нежеланию понять близких, отраженным в характере героини первой книги, противопоставлены чуткость и душевная щедрость героев второй.
 
Размышляя над этими двумя романами, Кристи писала:
 
"Хотелось бы мне знать, откуда приходят они — книги, которые почему-то не можешь не писать. Порою мне кажется, что это сродни откровению, когда ты всем сердцем чувствуешь - ведь именно тебе Господь дозволил познать радость чистого созидания. Ты смог создать нечто, чего не было до тебя”.
 
Вспоминая английскую писательницу, 120 лет со дня рождения которой мировая литература отметила 15 сентября 2010 года, хочу надеяться на то, что нашим школьникам, с введением новых образовательных стандартов, будет дана возможность расширить свои интересы в литературе и полноценно реализовать потребности в филологическом образовании таким образом, чтобы полученные знания легли в основу формирования основных личностных качеств наших детей вместе с другими системными дисциплинами. Верю в прогрессивное развитие литературного образования в нашей новой школе.
 
Об авторе: Корнеева Маргарита Геннадьевна, ГБОУ СОШ № 220, САО г. Москвы. Фото: F l a n k e r, Википедия. Первая публкация статьи 14.11.2012 г.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
4 Ngbbch • 17:07, 15.12.2014
Я очень люблю Агату Кристи...Люблю ее героев ,ее личностную тайну...Но никогда не думала,что могу использовать свое влияние как учителя ,чтобы активизировать внимание на ее творчество.Спасибо,Маргарита Геннадьевна ,за идею...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Fornoreason • 06:50, 20.03.2013
Уверена, педагог с таким "живым" подходом способен по настоящему передать свою любовь к литературе свои ученикам!
avatar
2 Галина7568 • 12:54, 17.11.2012
Спасибо за статью, написано с большой любовью к писательнице и ее творчеству.
avatar
1 olgab • 19:07, 15.11.2012
Обожаю ее детективные истории!