Ирина Цуканова, 08.10.2014 0

Как научить детей сравнивать и классифицировать предметы с помощью дидактических игр? Опыт и приемы учителя


В качестве одного из эффективных средств развития мышления в младшем школьном возрасте выступает дидактическая игра, так как именно она соответствует особенностям этого возраста. Эта близкая для ребенка деятельность помогает учителю пробудить в каждом ученике тягу к познанию, сформировать положительное отношение к учению.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени дидактические игры представлены как способ обучения. Другой и очень важный аспект дидактических игр, а именно: рассмотрение их как средства развития таких операций мышления как сравнение и классификация освещен в небольшой степени.

Развитие мышления у младших школьников, в частности, операций сравнения и классификации, можно достигнуть при помощи дидактических игр, органически встроенных в учебный процесс. Нами было выделено 3 этапа использования дидактических игр:

  1. Мотивационный этап.
  2. Игры на сравнение.
  3. Игры на классификацию.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

  1. Мотивационный этап

Основной задачей мотивационного этапа является возбуждение интереса учеников, создание атмосферы эмоциональной включенности. Важно, чтобы ученики поняли значимость для человека таких операций мышления как сравнение и классификация. С этой целью можно использовать литературные произведения или какие-либо ситуации, герои которых не умели пользоваться этими операциями и в результате не достигли желаемого результата.

Приведем фрагмент урока по окружающему миру по теме «Съедобные и несъедобные грибы», на котором показывается значимость операции сравнения. В качестве примера мы взяли ситуацию, в которой знакомый детям сказочный герой Незнайка не владеет операцией сравнения.

Однажды Незнайка и его друзья-коротышки отправились в лес за грибами. Все набрали полные корзинки грибов. По дороге домой Незнайка стал хвастаться, что он собрал больше всех грибов, что у него в корзинке самые красивые грибы: шляпка у них красная в белую точечку и что суп из них получится самый вкусный. Но почему-то никто из друзей не захотел варить суп из этих грибов.

Учитель. Ребята, почему же так произошло? Почему друзья Незнайки не захотели варить суп из этих грибов?

Дети. Потому что они несъедобные.

Учитель. Какие грибы собрал Незнайка?

Дети. Мухоморы.

Учитель. Чего не знал Незнайка, собирая в лесу грибы?

Дети. Он не знал как отличить съедобные грибы от мухомора.

Учитель. А что могло бы произойти, если бы его друзья тоже не умели этого делать?

Дети. Они могли бы отравиться.

Учитель. Что же необходимо уметь, собирая в лесу грибы?

Дети. Нужно уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

Учитель. А как же мухомор отличить от других грибов?

Дети. У мухомора красная шляпка в белую точечку, этим он отличается от других грибов.

Учитель. Мы с вами сравнили съедобные грибы с мухомором и выяснили, чем он отличается от других грибов. Вот как важно уметь сравнивать. Неумение сравнивать в данной ситуации могло бы привести к беде

Нами была взята именно эта ситуация, так как она близка детям и многие с ней сталкиваются в быту, когда приходится применить умение сравнивать. Из этой ситуации, на наш взгляд, ребенок может ясно понять к чему может привести неумение применять операцию сравнения.

Так, используя подходящую ситуацию, можно показать значимость операции классификация. Приведем пример использования такой ситуации на уроке литературного чтения по теме «Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и».

Учитель. У нас в гостях известные всем вам герои мультфильма. (Показывает рисунки, игрушки или слайды презентации). Вы узнали кто это?

Дети. Это Винни-Пух, Пятачок и Тигра.

Учитель. Винни-Пух, Пятачок и Тигра очень хотят рассказать нам, что с ними недавно произошло. Давайте послушаем эту историю.

Однажды Винни-Пух, Пятачок и Тигра решили сделать уборку в своем доме. Наконец они все убрали: вымыли все полки и шкафы, а Тигра поторопился, когда вытаскивал все вещи с полок и шкафов, и сложил все в кучу. А когда пришло время расставлять все вещи по местам, друзья растерялись. Но Тигра сказал, что все сделает сам. Шапки, пальто, чашки и ложки он отнес в ванную; плащи и зубные щетки – на кухню; а кастрюли, тарелки и полотенца — в прихожую. Усталые, но довольные своей работой они легли спать. Наступило утро, всем нужно было умываться, а где искать зубные щетки и полотенца никто не знал. Затем нужно было завтракать, а где искать чашки, ложки и тарелки? Пришло время идти гулять, а где же искать одежду? Так и не смогли ничего найти. Пришлось снова все убирать. Вот такая история приключилась с героями мультфильма «Винни-Пух».

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему никто ничего не мог найти?

Дети. Потому что Тигра неправильно разложил вещи.

Учитель. А как их правильно разложить, чтобы все было на своих местах? Какие предметы должны быть на кухне?

Дети. Кастрюли, тарелки, чашки и ложки.

Учитель. Как их назвать одним словом?

Дети. Посуда.

По аналогии задаются другие вопросы.

Учитель. На сколько групп мы разделили все предметы?

Дети. На три.

Учитель. По какому признаку мы их разделили на группы?

Дети. По месту, где они должны находиться.

Учитель. Чего не умел делать Тигра?

Дети. Он не смог правильно разделить предметы на группы.

Учитель. Именно поэтому его друзья не смогли найти своих вещей. Вот как важно правильно делить предметы на группы. Каждая вещь должна находиться на своем месте, иначе будет очень трудно ее найти.

На примере данной ситуации мы показали необходимость умения классифицировать. Дети, отвечая на вопросы учителя, опирались на свой жизненный опыт. Можно использовать примеры таких ситуаций и на других уроках.

  1. Использование игр на сравнение. Как научить детей сравнивать?

Целью данного этапа является прохождение с ребятами всех структурных элементов сравнения — от постановки цели до вывода о сходстве и различии. Детям необходимо показать, в чем заключается операция сравнения. После разъяснения и знакомства детей с играми на сравнение, в которых они выделяли признаки или свойства одного объекта, включают в учебный процесс игры, где нужно найти сходства и различия между признаками 2-х и более объектов.

Приведем пример фрагмента урока математики по теме «Свойства предметов», в котором использовалась игра, где дети выделяли признаки одного объекта.

Учитель. К нам в гости пришел один зверек. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать, о ком идет речь.

Рыжая, пушистая,

Шубка золотистая… (пауза)

Дети. Лисичка

Учитель.

По деревьям скачет

И орешки прячет.

Дети. Белочка

Учитель. А может все-таки лисичка? Почему?

Также можно использовать игры на узнавание предметов по его признакам.

Сначала признаки предмета перечисляет учитель, делая после каждого признака паузу, затем это делают сами дети.

Когда мы учим детей сравнивать, мы учим их видеть предметы с разных сторон, выделяя в них такие признаки, по которым можно осуществлять сравнение. Для этого на уроках математики мы сравнивали предметы по цвету форме, цвету, величине. На уроках русского языка дети также учатся видеть сходства и различия в написании слогов и слов. Сначала мы учили детей различать предметы по какому-либо одному признаку или свойству. С этой целью нами использовались следующие игры на уроке математики «Найди свою пару», «Будь внимательным», «Из каких материалов сделаны предметы в твоем портфеле?», «Найди что спрятано», «Найди различие» и др.

Далее мы использовали игры, в которых дети применяют умения различать предметы по нескольким признакам, например, по размеру, цвету, форме, расположению. С этой целью мы предлагаем использовать игры «Составим узор», «Построим домики и посадим деревья», «Составим разноцветный поясок» и др.

Сначала детям предлагается сравнивать предметы по заданным свойствам, а затем — по выделенным ими самостоятельно. На уроках русского языка мы предлагаем использовать игры «Сколько точек, столько слов», «Рассыпанные буквы», «Буквенная эстафета», «Волшебный домик» и др.

Когда дети четко представляют, что значит сравнить предметы, они могут выделять несколько линий сравнения. В этот период повышается уровень самостоятельности детей, возрастает их активность. Дети с удовольствием придумывают игры на сравнение, но пока еще по аналогии тем, с которыми познакомились на уроке, придумывают к ним новые правила.

Исходя из выше сказанного, напомним, чтобы научить ребенка сравнивать необходимо придерживаться поэтапного введения дидактических игр:

  1. Введение игр на сравнение, в которых дети выделяют признаки или свойства одного объекта.
  2. Игры на нахождение одной лини сравнения.
  3. Игры на нахождение двух линий сравнения.
  4. Игры на нахождение трех и более линий сравнения.
  1. Игры на классификацию. Как научить детей классифицировать?

Целью данного этапа является усвоение всех структурных элементов классификации. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие — основа приема классификации, поэтому введенные нами на предыдущем этапе игры на сравнение, являются подготовительным периодом перед введением игр на классификацию. Так же, как при формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Как и при введении игр на сравнение, надо учитывать, что дидактические игры на классификацию должны включаться в уроки постепенно, начиная с более простых и постепенно усложняясь. Сначала мы предлагаем использовать игры, в которых детям дается конкретное указание для классификации. В качестве дидактического материала в них используются наборы картинок, объединенных каким-либо общим признаком. На этом этапе мы рекомендуем использовать следующие игры: «Объединяем предметы в группы», «Назови предметы одним словом», «Что лишнее?», «Что растет в огороде?». и др.

В качестве дидактического материала можно использовать слова. В перечисленных выше играх дети учились выделять одно основание для классификации. Далее вводятся игры, в которых выделяют два основания для классификации, а затем и более. Если заниматься вопросом введения дидактических игр, постепенно и регулярно их использовать в учебном процессе, то можно добиться того, что дети смогут выделять от 7 и более оснований для классификации.

Таким образом, дидактическая игра может выступать как средство развития мышления младшего школьника, если игры на сравнение и классификацию будут использоваться на уроках в определенной системе, с учетом поэтапного введения, нарастания уровня сложности и постепенного увеличения уровня самостоятельности детей.

Для справки

Ученые, занимавшиеся изучением особенностей мышления: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г.И. Челпанов, Г.Г. Шпет, П.П. Блонский, А.Ф. Лосев, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, А.В. Запорожец. В 60-е годы работу над изучением мышления и его развитием у младших школьников продолжили В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, которые занимались проблемами развивающего обучения. Но и на современном этапе продолжается такая работа. Сейчас проблемой дидактических игр заняты ученые А.К. Дусавицкий, Т.К. Жикалкина, А.З. Зак, Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова, Г.А. Цукерман. Они занимаются изучением развития мышления при помощи дидактических игр.

Фото: Елена Чулихина. 

Об авторе: Цуканова Ирина Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?