Анна Кононова, 21.12.2010 5454 6

Использование коллективных игр на раннем этапе обучения английскому языку


Отечественные педагоги рассматривают детскую игру как важнейшее средство всестороннего развития и воспитания детей. Игры имеют исключительное значение для учеников дошкольного возраста: игра для них – и учебная деятельность, и трудовая, и серьезная форма воспитания, и способ познания окружающего мира.


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал
Детская игра – понятие широкое, включающее в себя как сюжетно-ролевую игру, когда ребенок представляет себя кем-либо и использует предметы-заменители, а сюжет может появляться спонтанно, «рождается» во время игровых действий, так и игру по правилам. На уроке иностранного языка игра здесь выступает в роли речевого упражнения. Желание победить создает атмосферу эмоциональной напряженности и концентрирует как мыслительную деятельность, так и энергию играющих детей.

Такие советские психологи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн называли игру основным видом деятельности в дошкольном возрасте, благодаря которому в психике ребенка формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Ученые отмечают, что именно игра ведет за собой развитие дошкольника, поскольку преобладает в его практике среди всех других видов деятельности. Поэтому вся работа в детском саду должна проводиться с учетом того, что для дошкольников игра является основной формой самовыражения. Игра как ведущий вид деятельности ребенка была и остается предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых. Еще в XIX веке воспитатели и родители в полном объеме использовали игру в образовательном процессе.

Как уже отмечалось ранее, главным элементом игры является игровая роль, помогающая воспроизводить различные ситуации, существующие в жизни, прежде всего, это отношения между людьми. Что касается развивающего значения игры, то оно очевидно, так как игра – это всегда живые эмоции, сопровождающиеся активностью, вниманием и воображением, вследствие чего активно работает мышление.

Поэтому игра представляет собой:

  • речевую деятельность;
  • личную деятельность;
  • деятельность без отсутствия принуждения;
  • воспитание и обучение через коллектив;
  • развитие психических способностей и функций;
  • формирование интереса к учебе.

Кроме того, немаловажными являются цели использования игр на уроках иностранного языка:

  1. развитие определенных речевых умений;
  2. формирование психических функций и необходимых способностей;
  3. формирование определенных навыков и умений;
  4. познание через язык;
  5. развитие умений общения;
  6. запоминание речевого материала.

Как показывает опыт педагогов, детская игра является одним из эффективнейших приемов обучения, использование которого на уроках делает иностранный язык любимым предметом школьников.
Поэтому для отдыха детей от напряженной интеллектуальной работы игры преимущественно применяются в детском саду и начальной школе.

Таким образом, говоря об игре, как неотъемлемой части процесса обучения детей на раннем этапе, мы рассматриваем ее как упражнение ситуативно-вариативного характера, благодаря которому возникает возможность для многократного повторения речевого материала в условиях, приближенных к реальному общению, обладающему всеми признаками, – спонтанностью, эмоциональностью и целенаправленностью речевого воздействия.

Ведь, дети, играя, учатся применять свои умения и знания в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Несмотря на то, что о детской игре написано очень много, до сих пор не существует иной классификации игр. И.Л. Шолпо в своей книге «Как научить дошкольника говорить по-английски» предложил свою версию классификации обучающих игр. (Шолпо, 1999).

И.Л Шолпо в книге «Как научить дошкольника по-английски» подразделяет обучающие игры на соревновательные, ситуативные, художественные.

К соревновательным относятся игры, способствующие усвоению грамоты и лексики. Победу одерживает тот ученик, который лучше владеет языковым материалом. К таким играм относятся всевозможные кроссворды, выполнение команд, настольно-печатные игры с заданиями по лингвистике и т.п.

Ситуативные или ролевые игры, моделирующие разнообразные ситуации общения, делятся на игры репродуктивного характера, то есть те игры, в которых дети воспроизводят и типовой диалог, применяя его к той или иной ситуации.

Художественные или творческие игры представляют собой такой вид деятельности, находящийся на границе художественного творчества и игры. Художественные игры, в свою очередь, можно разделить на:

  1. игры-драматизации, то есть постановку небольших сценок на английском языке;
  2. изобразительные игры, такие как аппликация, графический диктант и т.п.;
  3. словесно-творческие, к примеру, коллективное сочинение сказок или подбор рифмы.

Преподавателю, придумывая игру для включения ее в урок, необходимо следовать определенным правилам, сформулированным Е.И. Негневицкой и А.М. Шахнаровича в книге «Язык и дети»:

  1. Приступая к игре, необходимо сформировать цель игры, отвечая на вопрос, чему она сможет научить ребенка и какое речевое действие он должен осуществить.
  2. Учитель должен сам «стать ребенком» и придумать, в какой ситуации могло бы возникнуть данное высказывание.
  3. Постарайтесь объяснить ситуацию ребенку таким образом, чтобы он ее сразу понял и принял.
  4. Играйте вместе с ребенком с удовольствием.

Таким образом, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве, то ее нужно активно использовать в учебном процессе. Практика показывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и т.п. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Литература

  1. Ведущая деятельность – игра [Электронный ресурс] : Игра / Наши дети
  2. [http://www.nachideti.ru/articles/post_1216176944.html]
  3. Негневицкая, Е. И. Язык и дети [Текст] / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович ; АН СССР. Институт языкознания ; [Отв. ред., авт. предисл., с. 3-4, А. А. Леонтьев]. - М. : Наука, 1981, С. 77;
  4. Тарасова, Н. А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2007. №6. – С. 42-46;
  5. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски [Текст] / И. Л. Шолпо: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». – СПб., 1999.

Кононова Анна Николаевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная Обуховская школа"
Старооскольского городского округа,
учитель английского языка.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 МиссАнна • 11:11, 05.08.2014
Спасибо за увлекательную статью. Играя, детишки знакомятся с новым для себя языком и непроизвольно запоминают иноязычные слова и выражения.
avatar
5 Annetta92 • 18:13, 15.01.2011
очень интересно! совмещение обучения и игры - правильный подход
avatar
4 Annetta92 • 18:10, 15.01.2011
интересная статья. и согласно с вами полностью. дети играть любят. и совмещение обучения с игрой очень эффективно. дети сами того не замечая учатся
avatar
3 Shiningstar • 19:38, 25.12.2010
Статья вдохновила на работу. Спасибо!
avatar
2 Салют • 05:29, 23.12.2010
Полностью с Вами согласна. Я так и провожу занятия ( в доп. образовании). Даже средние и старшие классы с удовольствием играют.
avatar
1 olgab • 20:47, 21.12.2010
Спасибо за статью, очень интересно!