Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка


Если раньше изучение иностранного языка ограничивалось заучиванием слов, переводом текстов и выполнением грамматических упражнений, то на сегодняшний день формы и методы изучения иностранного языка значительно расширились. И целью обучения иностранному языку становится не обучение общению на изучаемом языке, а развитие компетентности в общении, предполагающей способность к реализации речевого поведения на основе фонологических, лексико-грамматических, страноведческих знаний и навыков.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Однако учащиеся, особенно средних классов, не всегда понимают важность изучения английского языка и его связь с их будущей жизнью. Ориентир подростков направлен не на учебную деятельность, а на общение со сверстниками, поэтому повышение мотивации к изучению английского языка является актуальной на сегодняшний день задачей и требует от учителя особого подхода и тщательной подготовки.

Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка?

Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И мы бы хотели рассказать о некоторых из них, которые наиболее часто применяются на уроках иностранного языка.

В педагогике и методике преподавания иностранному языку, а конкретно развитию навыков устной речи, известно, что говорить на языке интереснее, когда речь идет непосредственно о самом человеке и его предпочтениях. Именно поэтому уроки должны быть построены на основе принципа ситуативности в обучении говорению. Например, при изучении темы «Homes» («Жилища») преподаватель дает задание рассказать о том, где они живут, о своей любимой комнате. Можно предварительно попросить ребят расслабиться и закрыть глаза. Таким образом, учебно-речевые ситуации, преломляясь через призму личного опыта учащихся, мотивируют общение.

Хорошим стимулом могут послужить и невербальные методы. Иногда с помощью жестов и мимики можно добиться понимания учащимися незнакомого слова, не прибегая к переводу на родной язык. Большую роль для снятия трудностей в понимании играет образная и выразительная речь учителя, выделением интонационно главного слова в нужной фразе.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются игровые методики.

Игры на уроках изучения иностранного языка

  • Для активизации лексики нами активно используются лексические игры («Лото», «Домино», «Пазлы»), а также игры с мячом (назвать синонимы, антонимы, перевод слов с русского языка на английский и наоборот).
  • Для развития орфографических навыков «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND);
  • На этапе контроля понимания прочитанного текста большой интерес у учащихся вызывает игра «Крестики-нолики». Суть ее заключается в том, что ребята чертят поле и заполняют его крестиками и ноликами. Крестики обозначают предложения, не соответствующие содержанию текста, нолики — соответствующие.

Для развития памяти нами очень часто используется следующий прием. На доске ребята видят текст, чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.

Также нам хотелось бы обратить внимание на использование ролевых игр в обучении диалогической речи и в качестве большого стимула для учащихся. Наиболее простым вариантом ролевой игры является работа в парах, более сложные ролевые игры вовлекают уже целую группу учеников. Проведение ролевых игр успешнее проходит в 5-6 классах, так как дети активнее вовлекаются в игровую ситуацию по сравнению с учащимися старших классов. Ролевые игры значимы при изучении таких тем, как "Аt the theatre (cinema)", "Shopping", "Hobbies", "Sport", "School life".

Например, при подготовке ролевой игры по теме "Shopping" учитель делит учеников на покупателей и продавцов, раскладывает на парты картинки по отделам супермаркета: овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Задание заключается в том, что ребятам нужно купить определенный набор продуктов.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании иностранного языка. Только при энтузиазме и личной заинтересованности учителя можно зажечь интерес к изучению английского языка и у детей.

Источники:
1)http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5471
2)http://do.gendocs.ru/docs/index-187839.html
3) http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00129181_0.html
4) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=604330
5) http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=495823
6) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5683

Об авторе: Виктория Юрьевна Наговицына , учитель английского языка, МБОУ Лицей 18, г. Сарапул.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: