Кто украл учительскую радость? Часть первая "Черви"


Учителя не испытывают вдохновения. В школе такое ощущение, что ты всегда виноват и что-то не успел: то сдать отчет, то провести классный час. И не дай Бог кто-то подерется, кому-то не достанется обеда или ученица забеременеет — на учителя обрушится праведный гнев администрации, родителей и даже СМИ: «Как вы — учитель (!) — не уследили? Вы что, не умеете работать?» И даже теряешься, не зная, что ответить. Наверное, каждой ученице мне нужно дать по презервативу и строго отбирать ее друзей и следить… за ее «половыми контактами». А родители?


Обсудить статью (уже 13 коммент.)
Опубликовать свой материал

Родители тоже хороши: «Мы отдали ее в ваш класс. Мы на вас надеялись. Это же у вас высшее педагогическое образование. А мы — работаем, нам некогда». Действительно, как могли родители узнать, что их дочка в  период полового созревания встречается со 20-летними парнями из соседнего двора. Вся школа об этом знает: одноклассники, учителя, даже первоклашки. Но родители не знали. И виновата теперь школа, виновата я.

Знакомая ситуация? Иной раз и в школу-то боязно идти: что еще стряслось? В чем еще я, мы, учителя, виноваты? И начинаем себя «загонять», нагнетать обстановку, везде искать подвох и из каждого такого случая, даже если он произошел в другой школе и даже в другом регионе, раздувать слона — как будто это с нами лично стряслось, как будто это мы виноваты и претензии общественности — к нам.

После громких дел и передач Малахова в учительскую можно не заходить — там ораторствует «стажист» Марья Петровна: «В наши времена такого не было! Опять школа во всем виновата! Этот Малахов…» и пошло-поехало часа на полтора. И все соглашаются, кивают, вставляют свои реплики.

«А первый класс какой бешеный! — продолжает она. — Гиперактивные, наглые, сидеть спокойно не могут, ничего не слушают, по коридорам носятся — того и гляди сшибут. Я им слово, они мне — два. А этот, Иванов, я ему говорю: «Замолчи!», а он сидит, смотрит на меня и ухмыляется. Безобразные дети! А дальше — будет хуже, они своих нарожают».

Вся школа, получив дозу этого «дальше — будет хуже» на нервах: каждая из нас, учительниц, нет-нет да и выскажет всё, что накопилось за день: у одной ученики не слушались, у другой — кидались записками, у третьей — слушали музыку.  Марья Петровна права: безобразные дети, невозможно работать.

Но так ли это? Зачем себя накручивать, размышляя о ситуации, произошедшей за 500 километров? А если там учитель действительно виноват? Что уж такого невообразимо ужасного в том, что дети бегают по коридорам и кидаются записками? А вы сами не кидались? Представьте на минуту, что вы, будучи ребенком, против своей воли вынуждены шесть дней в неделю отсиживать по шесть уроков. В буквальном смысле отсиживать: ни повернуться, ни сесть «криво», ни наклониться нельзя — вот парта, вот деревянный стул — сиди и работай молча. И мы хотим, чтобы растущий ребенок и на перемене сидел смирно? А когда видим бегущего ребенка, думаем, что это «поколение дегенератов»?

Когда я только пришла в школу, я свято верила Марье Петровне: слушала ее, сокрушалась, возмущалась несправедливости. Ровно до тех пор, пока не поняла, что мои расшатанные нервы, вечное недовольство всем и вся, плохое самочувствие —  оттого, что я сама себя накручивала, «варилась» в этом котле вечного негатива. И я стала избегать общения с недовольными и увидела, что в школе есть другие учителя: они с радостью идут на работу, и ученики у них не «дебилы».

Позже в какой-то статье я прочитала, что если в коллективе завелся такой «червь», который расшатывает коллектив, его нужно сразу же уволить, как бы хорошо он ни работал. И я понимала, почему.

А сколько таких «червей» в наших школах, на семинарах, методических объединениях? Трудно вспомнить хотя бы день, в котором мы бы не оказались в области досягаемости такого червя и не попали под его влияние. Кто забирает нашу учительскую радость? Почему раньше, в первые годы работы, мы летели в школу на крыльях, были полны идей и вдохновения, а сегодня — бредем навстречу «отвратительным детям» и проблемам?! Почему мы разрешили им, червям, захватить себя, питаться нашей энергией, забрать у нас счастливую жизнь в профессии?



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 gukovaanya • 21:43, 13.11.2015
Есть праздники у людей разных профессий,которые отмечают СМИ и только день учителя для СМИ не существует, а несколько лет назад в день учителя Малахов устроил разборки учительнице, у которой ученик сбежал с урока и сломал где-то руку. Коллеги, мы - наёмные работники с почасовой оплатой, хватит брать родительскую ответственность на себя. Хватит пафоса и терпения, мы - не боги.
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
12 учитель9039 • 18:15, 13.06.2015
Двоякое впечатление от прочитанного. С одной стороны - написано честно, искренне, эмоционально. Это указывает на то, что автор теста очень любит свою работу и переживает за неё.
С другой стороны - автор теряется в поисках виноватого. Если это не дети, то это учителя старой школы, не способные реформироваться.
Но кто-то же виноват? И кстати, а почему бы и не дети? У нас, например, в 3-м классе есть мальчик с садистскими наклонностями. Укрывает матом сверстников и учителя на уровне заправского портового работника. Очень любит бить детей по гениталиям исподтишка. Сделать с ним ничего невозможно: живёт в нашем районе, мама-федеральный судья, папа - высокий чин в прокуратуре. Такого в молодости Марьи Петровны точно не было!
Ну и последнее. Ошибка автора текста в том, что она рассматривает школу, как законченную систему, среда которой и лишает учителя той самой радости нести умное, доброе, вечное. Но ведь это далеко не так! Каждый ученик является представителем своей семьи, а все семьи у нас далеко не из одного культурного слоя. И то, что уровень культуры в нашем обществе падает - не вина учителей! Достаточно включить телевизор, что бы это понять. Мы уже не самая читающая страна. Мальчишки на улицах не играют в войнушку "за наших", а жадно глотают вкусные медиапродукты, нацеленные на разрушение их личности. Учителю здесь отведена роль немого свидетеля происходящего. Перебороть эту информационную махину учителя не в состоянии! так кто ворует нашу радость на самом деле?

Ну, и напоследок для большей ясности, рекомендую ознакомиться с данным текстом:
http://willy.livejournal.com/644583.html
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
11 atschool • 13:17, 17.07.2014
Я работаю почти 30 лет и могу сказать, что учительскую радость крадут административные работники и чиновники от образования,, которые заняты отнюдь не педагогическим трудом. Им бы лишь бы где-то, как-то принять участие в чем-то и засветиться на каком-либо уровне. Сам урок и дети их, на мой взгляд, интересуют меньше. Если же к ним прибавить всех пронырливых карьеристов из пед коллектива(кстати, у них все хорошо с начальством, а плох результат учительского труда - это замечание, основанное на опыте работы) А дети во все времена остаются детьми. Даже сильная головная боль ко второму, третьему уроку рассеивается - с детьми всегда интересно!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 померанец • 11:19, 16.07.2014
Дети у нас конечно же не дебилы. Если кто-то так и скажет, то это в сердцах. В современной школе в большинстве своем утрачена мотивация обучения. Учись, не учись. Главное сдать ЕГЭ и тебя любой ВУЗ примет с распростертыми объятиями. Так зачем учиться???
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 Ileo • 21:45, 10.07.2014
Ой, я не про содержание, хотя поклонником автора уже стала.
"Кто украл радость?"- вопрос.
Фотография - видимо, ответ? Это и есть МарьПетровна?
Как-то неправильно это...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 21:48, 10.07.2014
Нет, это учитель, у которого не украли радость и его ученики. Я попросила разрешение использовать фотографию у одной из пользовательниц нашего сайта. Негативные статьи всегда не знаю, чем иллюстрировать - не хочется размещать фото рядом с описанием проблем, болезней. Под фотографией специально сделала подпись, хоть она и разбивает статью. Нет у меня подходящей фотографии.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Ileo • 22:03, 10.07.2014
Это все понятно, но "читается" как-то так.. Может вообще не иллюстрировать.
И (если честно) подпись тоже немного не соответствует восприятию фото.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 l@l@ • 20:14, 09.07.2014
Как говорил один известный киногерой: "Меня терзают смутные сомнения..." Не
те ли названы червями, кто позволил себе не разделить безоблачный оптимизм статьи "12 плюсов..."? А ведь комментировали статью люди, для которых учительский труд стал смыслом жизни, которые находят эти самые плюсы не во внешних атрибутах, а в общении с детьми.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Генеральдовна • 20:33, 09.07.2014
Ни в коем случае! Я сама учитель, и та статья про 12 плюсов, и эта были задуманы в разное время. Все про Марью Петровну из этой статьи - обычные будни в школе, в которой я работаю. Разумеется, имена вымышлены. Но цитаты верны.
avatar
Поддерживаю комментарйи4Не согласен с высказыванием
1 lanbren • 19:48, 09.07.2014
Так вот отчего я не хочу идти на работу, оказывается! Виновата какая-то там Марья Петровна! Нет! Это я сама уже эта "Петровна"... Ною и ною.. Скулю и скулю... А если серьёзно, то не раздражают бегающие и огрызающиеся ученики. Это как раз и есть моя работа. Изматывает и лишает радости система нынешняя. Времени на радость не остаётся! Кстати, в нашей школе никаких посиделок-обсуждений в учительской нет. У нас на это тоже не хватает времени. Вот так-то...
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 шис • 20:12, 09.07.2014
Мы тоже в учительскую приходим только затем, чтобы поменять журнал, или на совещание по сигналу директора. И поведение учеников обсуждается крайне редко, только в экстренных случаях. В других школах - так же. И нечего их осуждать и обсуждать: когда этим заниматься? Учебный год - чтобы учиться, каникулы - чтобы работать с бумажками.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Генеральдовна • 20:34, 09.07.2014
Об этом похитителе учительской радости надеюсь написать в части второй.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 lanbren • 02:47, 10.07.2014
Ждём! С нетерпением...