Галина Шутова, 06.04.2015 11408 2

Нетрадиционные формы проведения педсоветов


Окончание четверти или года у большинства педагогов ассоциируется с малоприятной перспективой потратить день на педсовет. Вот именно, что с малоприятной, и именно — потратить. Ответьте честно, уважаемые педагоги, а чем вы занимаетесь во время педсовета? О, наверняка, большая половина (из тех счастливчиков, которые успеют занять места на задних рядах) ответят, что 2-3 часа, отведенные на педсовет, они используют с пользой: решают кроссворды, проверяют тетрадки, пишут поурочный план на следующую четверть, строчат СМС или заполняют журнал. 


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Да, дел у учителя много, а тратить еще два часа на слушание прескучнейших докладов, вникать в проценты успеваемости кого-то там или делать заинтересованное лицо, слушая очередное пережевывание на тему "Воспитание патриотизма" или "Качественное образование — залог сильного государства", простите, но просто нет сил.

Одна из проблем подобного массового мероприятия — скучная форма его проведения. Почему бы коллективу не выступить с предложением: провести педсовет в нетрадиционной форме. Мы же ищем способы заинтересовать детей на уроке, роемся в интернете в поисках нестандартных форм проведения уроков. Так ведь эти самые формы вполне можно использовать и для себя.

Ведь что такое педагогический совет? Если отойти от шаблонных и официальных формулировок, это собрание, в ходе которого хочется услышать именно совет, получить реальную, практическую помощь, а не набор заумных изречений из очередного научного доклада.

Оговоримся сразу, что все педсоветы за год так не проведешь. Но организовать хотя бы пару таких заседаний, которые будут интересны, позитивны и полезны для всех — вполне под силу.

Нетрадиционный педсовет: формы и методы проведения

Условно можно выделить три категории форм педсоветов:

  1. Традиционные (со слушанием докладов и вынесением постановительной части). Это можно оставить для итогового педсовета, когда от процентов успеваемости и "разборов полетов" по итогам года не отвертеться.
  2. Традиционные с элементами активизации. В этом случае один из вопросов, рассматриваемых на педсовете, будет преподнесен не в обычной форме доклада-лекции, а с использованием нестандартных способов (например, с иллюстрациями, в форме игры и т.д.)
  3. Нестандартные педсоветы. От традиционного остается только стержень: ключевая проблема и итоговое решение (что постановили).

Предлагаем несколько вариантов форм, которые можно использовать для организации работы педсовета

  • Деловая игра

Как проводить:

Нетрадиционный педсовет в школеТак же, как и на уроке: коллектив учителей делится на группы. Каждой группе дается задание (заранее): подготовить тезисы по проблеме.

Например, рассматривается проблема взаимоотношений "учитель-ученик-родитель". Одна группа учителей рисует идеальный образ ученика, 2-ая — образ суперучителя, 3-я — идеал родителя. Четвертая группа готовит варианты ситуаций, в которых эти три "героя" могут оказаться.

На педсовете каждая группа презентует своего героя (можно использовать любые способы — от рисунков, портретов до музыкального сопровождения), остальные обсуждают: какие поправки они внесли бы, что нужно делать, чтобы добиться идеала. О, уверяем, неожиданностей и интересных выводов будет немало. Согласитесь, лестно будет узнать себя в образе суперучителя, и весьма поучительно выяснить, что как родитель, вы явно не дотягиваете до планки идеала.

Главное — охватить весь коллектив.

  • Ситуативные эскизы

Этот вариант как нельзя лучше подходит для разрешения практических задач, стоящих перед учителем. Например, вопрос педсовета "Личность учителя в школе". Варианты:

  • Иллюстрации. Дается картинка с ситуацией, в которую может попасть педагог во время работы — предлагается дать оценку ситуации и найти выход;
  • Упражнения. Для закрепления практической части доклада можно предложить несколько упражнений: поговорить с родителями хулигана, составить план-конспект классного часа на определенную тему и т.д. Главное, вовлечь весь коллектив, а не только активистов. Для результативности коллектив  тоже можно разделить на рабочие группы.
  • Оценка. Проблема уже решена. Участникам предлагается дать свою оценку ситуации, обосновать ответ.
  • Дискуссия

Коллектив заранее делят на группы, каждая из которых предлагает свое видение решения проблемы, выполнения задания. Таким образом можно разработать, к примеру, оптимальную форму написания плана воспитательной работы.

  • Научно-практическая конференция

В такой форме можно обсуждать, к примеру, эксперименты по внедрению ФГОС. Изначально ведущий специалист предлагает несколько научных тезисов. Затем разные докладчики иллюстрируют каждый тезис практическими примерами из своего опыта.

  • Творческий отчет

Незаменимый способ передать свой опыт молодым. Обычно слово предоставляется одному опытному педагогу или представителю  методобъединения, который может поделиться дельными советами и опытом преподавания.

Творческий отчет может предварять предметная неделя или ряд открытых уроков у данного преподавателя. Кому же не захочется получить мастер-класс и вооружиться целым списком интересных приемов преподавания и методических разработок?

  • Аукцион

Каждый из преподавателей (методобъединений) предлагает свой проект (методику преподавания, набор методических приемов). Каждый проект — это один лот. Вначале следует защита проектов. В план работы принимаются те лоты, что заслужили наибольшее количество положительных оценок.

  • Консилиум

Форма похожа на ситуацию, когда ряд специалистов собирается у постели больного и разрабатывает стратегию лечения. В нашем случае роль больного будет играть проблема (вопрос, выносимый на повестку дня), а роль светил-специалистов будет играть группа учителей. Задача актива — разрешать проблемы и трудности, которые возникают на практике. Например, непослушный класс, частые опоздания в одном из классов, низкая успеваемость по конкретному предмету и т.д. Главное, чтобы звучали именно практические советы, применимые к конкретной ситуации.

Единственное, что нужно учесть: проведение педсовета в нестандартной форме требует активной подготовки от всех участников, а не только от выступающих. В конце концов, чем несколько часов сидеть, зевая и умирая от скуки, лучше провести это время с пользой. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 физика0553 • 06:33, 08.04.2015
Итоговый педсовет можно провести и в такой форме: каждое методическое объединение готовит отчет о своей работе в шуточной форме, а затем - чаепитие.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 маргаритка3898 • 18:43, 07.04.2015
Статья интересная и объективная. Действительно, когда педсовет проводится в не традиционной форме, а применяются различные формы проведения встречи учителей - это встречает отклик у педагогов, а значит, диалог бывает продуктивным.