Как написать и издать свою книгу? Интервью с Алиной Бикеевой, автором книг и статей. Часть вторая: издание книги


Продолжаем беседовать с Алиной Бикеевой, автором книг и более сотни публикаций в журналах и интернет-изданиях о том, как написать и издать свою книгу. В первой части интервью мы рассмотрели вопросы написания книги, организации труда писателя. А сегодня поговорим о сотрудничестве с издательствами: где их искать, как заключать договор. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

— Давайте перейдем к другой публикации книги — изданию, контакту с издательством. Люди творческие часто не практичны, им трудно проводить переговоры, решать жизненные задачи — есть масса примеров среди наших классиков, которые едва сводили концы с концами и порой издавались за небольшой гонорар. Как Вам удалось выйти на издательство? В каком формате и как отправляются рукописи? Нужно ли отправлять их сразу в несколько издательств или сначала в одно, потом в другое? В течение какого времени издательства рассматривают рукописи? Расскажите, пожалуйста, как было в Вашем случае.

— Расскажу, как я издала свою первую книгу. Тогда компьютеры и интернет были большой редкостью, и у многих издательств даже не было своего сайта. Поэтому я отправилась в самый большой книжный магазин, нашла недавно изданные книги по интересующей меня теме и выписала в блокнот данные издательств (данные есть в каждой книге). Затем сделала копии рукописи и разослала их в четыре издательства, сопроводив рассказом о себе и аннотацией на книгу.

Через десять дней редактор одного из издательств позвонил мне, и мы стали обсуждать публикации моей книги.

Теперь этот процесс гораздо проще. Не обязательно ходить по книжным магазинам и библиотекам в поисках потенциального издателя. Надо просто внимательно изучить сайты издательств. На сайте каждого издательства имеется информация о том, каков его профиль, какие книги данное издательство издает.

Часто на сайте издательства есть страничка «Авторам». Ее тоже надо внимательно изучить, так как там обычно даются подробности и изложены требования к рукописям авторов — в каком формате должна быть оформлена рукопись, какие сведения о себе должен сообщить автор, как связаться с редакцией и проч.

Оформить свою рукопись нужно в точном соответствии с изложенными на сайте издательства требованиями. Кстати сказать, чаще всего издательства просят присылать не всю рукопись целиком, а ее план-проспект. Я бы определила это как презентацию книги. Как составить план-проспект книги?. План-проспект книги — это документ, на основании которого издательство принимает решение о заключении договора с автором и включении его книги в план издательства, который может быть расписан у издательства на несколько лет вперед. Принимая составленный вами  план-проспект книги, издательство гарантирует, что ваши ответы и предоставленные материалы не будут использованы для иных целей или переданы третьей стороне без согласия автора.

Приведу схематический пример плана-проспекта книги.

ПЛАН-ПРОСПЕКТ КНИГИ

Дата:

Заголовок книги:

Подзаголовок:

Автор:

Электронные адреса автора:

Тема книги:

Планируемый объем в авторских листах (1 авт. лист = 40000 знаков или 22 машинописных страницы формата А4 через 2 интервала):

Количество иллюстраций (включая схемы) и кто их подготавливает (автор или издательство):

В каком виде будут предоставлены иллюстрации:

Предполагаемый круг читателей:

Аннотация на книгу:

Цель книги:

Процент готовности рукописи на день заполнения плана-проспекта:

Сведения об авторе

Образование в России:

Закончил(а):

Специальности по диплому:

Образование за рубежом:

Научные звания:

Места работы, которые наиболее положительно характеризуют вас как специалиста по тематике предложенной книги:

Профессиональные интересы автора:

Публикации автора:

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Подробное оглавление книги

2. Несколько глав книги, дающие представление о литературном стиле, содержательной стороне рукописи и возможности включения ее в ту или иную серию.

3. План-проспект книги с кратким изложением содержания ее глав

Название книги

Вступление

Краткое изложение вступления в нескольких предложениях.

Основная часть

Раздел первый

 Краткое изложение в нескольких абзацах

         Часть первая

Краткое изложение в нескольких абзацах

         Часть вторая

И т.д.

И еще. Если на сайте издательства вы не нашли конкретных требованиям к оформлению вашей рукописи, то можно оформить ее в соответствии с требованиями, которые есть на каком-то другом сайте другого издательства. Главное, чтобы ваше обращение к издателю выглядело профессионально, было четким, ясным и лаконичным.

Таким образом, составленный план-проспект книги можно использовать для обращения в любое издательство, даже если на его сайте нет требований о предоставлении такового.

К плану-проспекту книги надо приложить сопроводительное письмо, в котором вы обращаетесь в издательство с предложением рассмотреть план-проспект книги, так как вы считаете, что ваша книга подходит, хорошо вписывается в серию «….» (название подходящей вам серии), потому что… (излагаете свои доводы). В сопроводительное письмо можно добавить информацию о том, почему вы считаете себя экспертом по заявленной теме. В заключении вы благодарите редакцию издательства за внимание к вашему произведению и надеетесь на плодотворное сотрудничество с ними.

Помните о том, что рукописи, как правило, издательства не возвращают и не рецензируют. Если издательство заинтересуется вашим произведением, с вами свяжутся, пользуясь указанной вами контактной информацией. Если издательство не заинтересовалось вашим произведением, то вам просто не ответят. Из моего личного опыта могу сказать, что со мной связывались в течение недели после получения моего «послания».

Если неделя со дня обращения в издательство прошла, а ответа нет, можно пробовать обращаться в следующее издательство из составленного вами списка издательств, которые издают такого рода литературу, к которой вы относите свою книгу. Хотя можно отправлять приготовленный вами пакет (сопроводительное письмо, план-проспект, несколько глав книги, иллюстрации, схемы, фотографии из будущей книги) сразу с несколько издательств. Пока вы не подписали договор с издателем о передаче ему на некоторое время (для начинающих авторов это обычно на 2-5 лет) прав на ваше произведение, вы можете делать со своим творением все, что угодно. Но, подписав договор, вы уже не можете распоряжаться своим творением, предлагая его направо и налево.

— Познавательно и удивительно, что так быстро (в течение недели) уже приходит ответ о том, что издательство заинтересовано в рукописи. С какими издательствами Вам удалось так или иначе работать или вести переговоры? Что Вы можете отметить, охотно ли идут они на издание книги?

— Я сотрудничала и продолжаю сотрудничать с несколькими издательствами. Это издательства Москвы, Санкт-Петербурга,  Ростова-на-Дону и Харькова. Может быть, мне просто повезло, но сотрудничество со всеми моими издателями было и остается плодотворным, профессиональным, конструктивным и позитивным. У меня нет ни замечаний, ни претензий ни к одному из издательств, с которыми я сотрудничала и сотрудничаю. Все они со мной как с автором работали, на мой взгляд, отлично. Я очень благодарна всем моим издателям. Если можно, я бы назвала своего любимого издателя. Это издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону.

Начинающих авторов — тех, кто еще не издавался — хочу предостеречь. В наше время многие издатели предлагают авторам издаваться за их (авторский) счет. Лично у меня не было такого опыта, но некоторые моменты в подобном издании книг меня настораживают.

1) Издатели просто хотят заработать.

2) Многие издатели не делают редактуру текста, правку произведения, что, разумеется, удешевляет процесс издания книги, но совсем не улучшает ваше произведение.

3) Изданная за деньги автора книга будет доставлена автору домой. И что вы будете дальше делать с 500 или 1000 или 3000 (насколько денег хватит!) своего произведения? Ведь издатель не берет на себя обязательств по распространению, рекламе и продаже вашей книги.

Хотя за редактуру вашего произведения и его промоушн после выхода в свет с вас могут запросить дополнительные деньги. В таком случае, до подписания договора с издательством на издание вашей книги за авторские деньги (ваши деньги!), читайте внимательно текст договора на предмет того, какие обязательства берет на себя каждая из сторон. Чтобы не было потом неприятных сюрпризов и неожиданностей.

Считаю, что издавать книгу за деньги автора можно с нескольких строго определенных случаях. Например, таких:

1) Когда человек пишет научную работу, и ему нужны издания его трудов (брошюр, методичек, монографий и проч.). Это все необходимо автору для его дальнейших этапов в научной деятельности.

2) Когда автор может издать учебно-методическую и другую литературу за счет учебного заведения, где он работает.

3) Если вы хотите издать что-то вроде семейной хроники или мемуаров с фотографиями в память о родственниках или в благодарность близким вам людям.

4) Если вы хотите вдохновить своего ребенка на творчество, поддержать его творческий порыв и решили издать первую книгу его стихов, рассказов и сказок, а, может быть, рисунков и комиксов.

Если вы думаете об издании книги за свой счет, то надо выбрать известное крупное издательство с хорошей репутацией, находящее на книжном рынке много лет, и непременно изучить все условия издания произведения за деньги автора там.

— Согласна с Вами. Наш тоже сайт издает сборники произведений за счет авторов. Мы не распространяем книги в магазинах, а высылаем их по почте каждому автору — столько экземпляров, сколько закажет автор. Так мы выпустили уже несколько сборников детских и взрослых произведений. Правда, это достаточно дорогое и трудоемкое занятие, поэтому пока приостановили издание. Но это несколько иное. Давайте поговорим о книгах, которые издаются не только бесплатно для автора, но он получает и авторский гонорар за них. Требуется ли подтверждать свою квалификацию и опыт работы при публикации книги?  

— С меня мои издатели никогда не требовали никаких подтверждений квалификации. Но не исключаю, что может быть и по-другому.

И еще. Автору следует помнить, что издательство, заключая с ним договор, по большому счету, рискует. Рискует финансово. Ведь деньги на издание книги будут затрачены, а книга может не продаться? Так что нам, авторам, нужно относиться к издателям с пониманием, благодарностью и уважением.

— Какой следующий шаг после одобрения рукописи издательством? Требуется ли какая-то доработка материала и в каком объеме? Готово ли издательство оказать помощь автору? Как происходит корректура и редактура материалов?

— После одобрения рукописи и заключения договора с издательством, начинается работа над текстом. У меня было по-разному. В одном случае мне пришлось вносить в книгу лишь мелкие правки, а в другой раз книгу в 350 страниц я полностью меняла, корректировала, подправляла, выправляла три раза. Корректор и редактор были со мной в постоянном контакте, все время подсказывая и объясняя, что и как именно надо сделать. К концу работы над книгой меня уже тошнило от нее — так она мне тяжело далась. 

Любопытно, что и по времени создания книги получаются разными. Скажем, книгу «Уроки психологии для школьного учителя: Советы усталому педагогу». я писала ее около шести месяцев. Полгода — на одном дыхании! По-моему, это не просто быстро, а молниеносно. Кстати, коллегам-учителям я высылаю эту книгу по электронке бесплатно. Напишите мне личное сообщение с электронным адресом, по которому нужно отправить книгу.

А вот другую свою книгу «Страноведение: Американский английский и культура США и Канады» я писала почти девять лет.

Вот некоторые материалы для будущей книги по страноведению:

А это — «рукописная рукопись» будущей книги по страноведению.

 

Так выглядит распечатанная рукопись (предпоследний вариант):

И вот она долгожданная (почти девять лет жданная!) книга по страноведению на фоне рабочих материалов:

 

— Недавно я была сайте художников, где они очень активно обсуждали, что одно очень известное издательство набирает на удаленную неофициальную работу начинающих художников, дает им задание. А после публикации иллюстраций (в основном это раскраски и задания для детей) не выплачивает гонорары, обещая выплатить то в следующем месяце, то после реализации тиража, то после выполнения другого задания. Скажите, приходилось ли Вам сталкиваться с такими случаями? Как, на Ваш взгляд, автор может обезопасить себя от обмана со стороны издательства?

— Про гонорары скажу так. Уважаемые авторы, не бросайте свою основную работу, которая вас кормит и оплачивает ваши счета. Творчество — это для души. Трудность автора как раз в том и заключается, что приходится трудиться на двух работах: на одной — для денег, на другой — для души. Разумеется, если у вас получится соединить эти две работы в одно целое (а такое порой случается!), то это просто замечательно! Но до тех пор, пока это не произойдет, не оставляйте свою обычную работу с постоянным доходом.

И еще о гонорарах. На вашем сайте опубликовано более 40 моих материалов:  Вы можете честно поведать вам, сколько денег я за это получила. Поэтому, коллеги, гонорары гонорарами, а жить на что-то надо!

— Материалы опубликованы бесплатно, за что большое Вам спасибо. Мы рады нашему сотрудничеству. Надеюсь, взаимовыгодному. Мы не продаем доступ к материалам на сайте, поэтому у нас и публикация материалов, и их чтение бесплатные. Хотя постепенно часть функций авторов и читателей выводим на коммерческие рельсы — «жить на что-то надо!» и сайту: сегодня рекламная модель заработка не дает возможности полноценно функционировать редакции.

Алина Сергеевна, стоит ли сегодня издавать свои книги? Стоит ли вообще публиковать свои наработки в том или ином виде: в периодических изданиях, в интернете, в книгах? Проблема плагиата стоит сейчас настолько остро, что с ней сталкивался практически каждый хороший автор.

— Стоит ли издавать свои книги, публиковать разработки? На этот вопрос пусть каждый ответит самостоятельно. Это решает каждый автор сам. Но, что я знаю точно; в чем я — учительница, писательница, родительница — абсолютно уверена, так это в следующем: «От общения любого взрослого с любым ребенком света, добра и справедливости на земле должно прибавляться». 

На мой взгляд, если ваши книги, статьи, разработки соответствуют и способствуют этому, то их стоит сочинять, писать, публиковать.

Просто диалог:

— Вы полагаете, все это будет читаться?

— Я полагаю, что все это надо писать!

Коллеги, даже если вы все-таки решите ничего не писать и не издавать, то ничего страшного! Главное, чтобы мы с вами все равно продолжали следовать принципу: «От общения любого педагога с любым учеником света, добра и справедливости на земле должно прибавляться. А еще – знаний, образования и образованности у всех участников общения».

— Спасибо за содержательную беседу и рассказ о своем опыте издания книг. А я пока воздержусь издания книги, потому что «нашла» себя и применение своим знаниям в другом — написании статей и проведении дистанционных курсов для учителей, для которых я могу подготовить свои материалы дозированно и опубликовать неформально. Ваши пожелания нашим читателям?

— Учитель! Поэтом можешь ты не быть, но педагогом быть обязан!

— Спасибо, Алина Сергеевна.

От редакции: Мы беседовали с единомышленницей и коллегой по учительскому цеху, а также соратницей и сподвижницей по духу просвещения молодежи, таким же, как вы, сеятелем, сами знаете чего.

Об Алине Бикеевой

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Публиковалась в журналах: «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе», «Родительское собрание», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Игра и дети», «Игры и игрушки», «Воспитание дошкольников», «Математика в школе», «Справочник классного руководителя», «Справочник заместителя директора школы», «Первоклассные родители», «Педагогическая мастерская: все для учителя», «Все для классного руководителя», «Английский язык: все для учителя», «Немецкий язык: все для учителя», «Растем вместе», «Музей», «Управление начальной школой», «Управление школой».    

Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей:

  • купить можно в интернет-магазинах OZON.ruЛабиринт.ру и др.
  • А.С. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А.С. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А.С. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А.С. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
    А.С.  Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • Второе издание книги «СЕМЬЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ», электронная версия в том числе: http://osnovakniga.ru/product/bikeeva_semia_osobogo_naznachenia/
  • А.С. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
  • А.С. Бикеева Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: