Алина Бикеева, 18.08.2016 3455 0

Расхламите вашу жизнь. Часть третья. Расхламление своего эмоционально-ментального пространства, и что легче расхламлять


Как показывает опыт, расхламлять свою жизнь в материальном плане, избавляясь от лишних вещей, гораздо легче, чем «очищать» собственное эмоционально-ментальное пространство. Приведу примеры из своей трудовой деятельности. Работа в школе нескончаема и многогранна. Учителям приходится выполнять столько всего, чему их никто, никогда и нигде не учил. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Я почувствовала это сразу после окончания университета, в первые годы своей работы в обычной общеобразовательной школе. Как правило, происходит это так: перед тобой ставят задачу и назначают дату ее выполнения. Все остальное — это твои проблемы! А задачи и задания, поставленные администрацией перед учителем, могут быть самые разные: от постановки спектакля с классом, проведения беседы с родителями на заданную тему, посещения учащихся на дому, сбора денег на театральные билеты до ремонта школьного кабинета. Ведь российский учитель отвечает за все: и за качество знаний учеников, и за воспитанность детей, и за покраску плинтусов в классе.

Я заметила, что услышав очередное задание от администрации, я внутренне очень бурно на него реагировала. Да и понятно, я не режиссер, чтобы ставить спектакли и не строитель, чтобы проводить ремонтные работы, и не кассир, чтобы собирать деньги на билеты. Поэтому сначала я начинала любое новое задание эмоционально переживать: «Ну, как же я буду одна ставить спектакль с классом?! Ну, как же я смогу сделать ремонт в учебном кабинете?! Как надоело носить с собой кучу чужих денег!» И т.д. и т.п.

Сначала я переживала одна. Потом я шла к своим коллегам, жаловалась им: «И почему начальство дает такие задания?! Ведь мы этому нигде и никогда не учились?!» И мы переживали вместе. Затем я несла все эти переживания домой, где повторно их эмоционально прокручивала и обсасывала со своими родными. За этим следовали встречи с подругами, и я начинала переживать те же переживания заново. Так и шло по кругу, ведь благодарных слушателей у меня всегда находилось достаточно.

Как-то раз, получив очередное задание от администрации, я встретила около своего кабинета родительницу и сразу начала обсуждать с ней, как полученное задание можно выполнить, продумывая разные детали. Мама моего ученика, видя мое встревоженное лицо, сказала: «Алина Сергеевна, да не волнуйтесь вы так. Мы, родительский комитет, вам во всем поможем. Давайте распишем на листочках, кто и что должен делать по подготовке этого мероприятия». И мы вместе с родительницей сразу же этим занялись. Мне как-то неловко было жаловаться на свою учительскую долю родительнице, которая с такой готовностью бросилась мне помогать. Дело закрутилось. Я расписала на отдельных листочках, что делаю я, что каждый из учеников, задействованных в мероприятии, а что — родители. Подготовка пошла полным ходом. Целая группа родителей помогала мне: две мамы разучивали слова с ребятами, одна бабушка умудрилась достать звуковую фонограмму для нашей постановки из местного ТЮЗа; еще две мамы отвечали за угощение и последующую уборку класса; а два папы даже вызвались развести людей, присутствующих на нашем мероприятии, по домам на своих машинах, когда все закончится.

Я точно помню, что дело было очень сложным. И я точно помню собственные ощущения во время его подготовки. На каком-то этапе работы я вдруг осознала, что у меня совершенно отсутствуют какие-либо отрицательные эмоции по поводу выполнения этого задания. И это не потому, что я была в восторге от поставленной передо мной задачи. Нет! Просто так сложилось, что, получив задание, я сразу принялась за его выполнение, минуя стадию эмоциональных переживаний по поводу полученного задания. Тут вдруг я поняла, насколько легче оказалось просто по-деловому сразу начинать выполнять поставленную передо мной задачу без негативных эмоций и многократных бурных обсуждений ее с коллегами, родными и друзьями. Ведь на эти эмоции и обсуждения, жалобы и стенания уходило так много моих сил, моей энергии, да и времени!

В тот раз это получилось у меня случайно. Но, с тех пор я стала собственным волевым усилием сразу приниматься за ту или иную работу БЕЗ предварительных переживаний за то, как именно я смогу это сделать, а также БЕЗ жалоб и сетований окружающим меня благодарным слушателям. Какой это был мудрый выход! Какое это было облегчение, какая экономия собственных сил, нервов и энергии!

Я просто-напросто расхламила свою эмоционально-ментальную жизнь, удалив из нее первый этап выполнения любой трудной работы — переживания о том, как это можно выполнить — и сразу перешла непосредственно к выполнению. Если раньше часть моей энергии (большая часть?!) шла на эмоциональное переживание предстоящего дела и лишь вторая часть — на его выполнение, то теперь, не растрачивая собственные силы и энергию на пустые переживания (дело ведь делать все равно надо!), я сразу преступила ко второму этапу. Насколько проще мне стало жить, и насколько эффективнее я стала работать!

Затем я занялась расхламлением своей эмоционально-ментальной родительской жизни. Приведу конкретные примеры.

Обычно, если дочери сделали что-то не так, в чем-то ошиблись, я сначала расстраивалась, затем ругала дочерей, после этого жаловалась окружающим, а потом уже мы принимались исправлять то, что было сделано не так. И вдруг я поняла, сколько у меня сил и энергии идет на первые этапы (переживание, ругание, обсуждение). Тогда я начала волевым усилием заставлять себя приступать сразу к последнему этапу (конструктивное действие), минуя первые три. Результаты оказались поразительными. Дети стали спокойнее, я стала уравновешеннее, да и вообще наши взаимоотношения заметно улучшились. Кстати сказать, все возникающие проблемы мы стали решать как-то проще и эффективнее.

Этапы большого и трудного пути, или «Эй, на этапе!»

Уважаемые взрослые, подумайте, по какой схеме делаете это вы? Моя старая схема реагирования на ошибки и оплошности детей была таковой:

  • Этап №1. Личные отрицательные эмоции взрослого по поводу детских неудач, оплошностей и ошибок.
  • Этап №2. Отчитывание и ругание ребенка взрослым.
  • Этап №3. Эмоциональное обсуждение всего случившегося с родными и знакомыми.
  • Этап №4. Конкретные действия по выправлению ситуации.
  • Иногда в моих родительских действиях еще присутствовал и Этап №5: Припоминание ребенку того, что он когда-то сделал не так, где ошибся с обязательными упреками.

Просто призыв: Эй, на этапе! Не будьте злопамятными, тем более с детьми!

Теперь я не пользуюсь данной схемой. И вам, уважаемые думающие взрослые, не советую! А советую сразу спокойно и разумно приступать к четвертому этапу, т.е. действовать, принимать меры. Поверьте, уважаемые взрослые, нам не нужны эти этапы большого пути эмоциональных переживаний. И вообще, мы — в семье, а не на этапе!

 

Учение или мучение уроков?

По прошествии нескольких лет, когда я обо всем этом рассказала своим дочерям, тогда старшеклассницам, младшая дочь Ирина поведала мне свою историю на ту же тему. Ирина обычно сильно переживала за учебу по любому поводу:

  • задали много трудных заданий — вдруг не успею или не справлюсь;
  • скоро зачет (контрольная, самостоятельная) — вдруг плохо сдам (сделаю);
  • скоро мой доклад — вдруг меня поругают при всем классе, или одноклассники подумают, что я глупая и будут смеяться. И т.д. и т.п.

После моего разговора с дочерью о захламлении нашего эмоционально-ментального пространства и как я стала волевым усилием это свое пространство расхламлять, очищая его от ненужных негативных переживаний, дочь вдруг поняла, что у нее в отношении учебы происходит сильное захламление ее эмоционально-ментального пространства и последующий отток личной энергии. И дочь немедленно занялась расхламлением. Ирина сразу почувствовала, насколько легче ей стало учиться.

Просто мысль: Захламляется все вокруг нас легко и незаметно. Расхламление же требует наших немалых усилий и настойчивости.

Избавьте себя от негативных зависимостей.

Все мы в нашей жизни зависим — от кого-то, от чего-то. Вернее сказать, от много кого и от много чего. Но зависимости бывают плохие и хорошие. Еще бывают зависимости страшные и ужасные, но я сейчас не о них. Плохие зависимости сильно портят нам жизнь, захламляя ее, но жить без них у нас все равно не получается, хотя мы не всегда это осознаем и признаем. Без какого негативного хлама, без каких образовавшихся незаметно для нас зависимостей мы порой не можем жить? Приведу примеры.

  • Мы не можем жить без стремления переделать или изменить людей вокруг.
  • У нас никак не получается жить без раздражения и даже злости, а еще без зависти. Мы порой просто впадаем в зависимость от этих негативных чувств.
  • Мы не можем жить без пересудов, оценивания, сплетен и обсуждения людей. Мы не можем не судачить о других людях за их спиной и критиковать их то за то, то за это.
  • Мы находимся в полной зависимости от телевизора, компьютера, телефона (возможны варианты) и лежания на диване. Хотите проверить? Попробуйте не включать телевизор и не лежать на диване. Сколько дней вы так выдержите?
  • Наше настроение зависит от мнений других людей, от их оценок и суждений. Мы зависим от похвалы, одобрения, психологического поглаживания нас другими людьми.
  • Мы находимся в полной зависимости от нашего стойкого пристрастия постоянно воспитывать детей, делая им бесконечные замечания и раздавая многочисленные указания и инструкции.
  • Советовать детям по любому поводу, когда они совсем не спрашивают нашего совета.
  • Заставлять детей все делать по-нашему.
  • Выходить из спора или разговора с ребенком непременно победителем.

И т.д. и т.п.

Но главное, что все наши взрослые зависимости мы постепенно и незаметно передаем своим детям.

Если хотя бы начать очищать собственную жизнь от разных негативных зависимостей, то мы постепенно будем превращаться в успешных и счастливых людей. Но делать это трудно. Вот мы и не делаем. Или делаем эпизодически и недостаточно настойчиво и последовательно. А попробуйте, уважаемые коллеги! Попробуйте расхламить собственную жизнь хотя бы от некоторых негативных зависимостей. Ваша жизнь качественно улучшится. Ваша, а следом и ваших детей. Для начала составьте список собственных психологических и эмоционально-ментальных зависимостей. Показывать его другим людям совсем не обязательно, а вот работать над этим «Черным списком» — обязательно. Ведь у детей наших есть одна зависимость (хорошая!) — они полностью зависят от нас, взрослых. А мы с вами, уважаемые взрослые, тоже зависим в своей старости от того, каких детей мы вырастим. А еще наша жизнь зависит от наших привычек, сознательных и подсознательных, а также от того, как мы своей жизнью распоряжаемся, как мы ее строим, создаем, организовываем.

Моя философия жизни — в моих книгах. 

Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей: купить на OZON.ru >>> Labirint.ru >>>

  • А.С. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А.С. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А.С. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А.С. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А.С. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
  • А.С. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
  • А.С. Бикеева Интеллектуальные игры для школьников. Английский язык.

Кратко об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. 

Читайте также:



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: