Примета как отражение народной жизни. Изучение примет в школе

Вечером дожди — утром грибы жди

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народной культуре, ведь она обладает широчайшими возможностями для формирования у людей национального самосознания. Примета — это неисчерпаемый источник познания не только прелестей русского языка, но и самой жизни.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

О приметах вскользь упоминалось на уроках литературы при изучении фольклорных жанров: поговорок, загадок, пословиц — последние очень близки к приметам. Затем на устном журнале по русскому языку "От древности до наших дней" одна страница была посвящена приметам. Дети собирали материал у местного населения, подбирали литературу по этой теме.

Работая над данной темой, я убедилась, что это — неисчерпаемый источник познания не только прелестей русского языка, но и самой жизни. Ведь ещё совсем недавно, в прошлом веке, приметы считались суеверием, а сегодня биологи и астрономы, генетики и энтомологи, орнитологи и фенологи профессионально подтверждают справедливость примет.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народной культуре, ведь народная культура обладает широчайшими возможностями для формирования у людей национального самосознания. К сожалению, немало того, что накапливалось веками, постепенно забывается, утрачивается.

Так происходит и с народными приметами, которые, в отличие от других фольклорных микрожанров (пословиц, загадок), практически не исследованы, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. "Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают их пророческую точность, — пишет о приметах И. Шкляревский, пишет с неподдельным восхищением и интересом, — …Два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету… И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл — миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему-то или кому-то оказаться между ними 3 приоткрывает глубины сознания человека в разные времена".

Но ещё совсем недавно, во времена воинствующего атеизма, вера в приметы считалась признаком отсталости, суеверия, неграмотности. Поэтому огромный эстетический потенциал народных примет до сих пор не изучен, хотя сейчас в большом количестве разными изданиями выпускаются книги по "белой" магии, содержащие приметы, заговоры, обычаи, поверья.

Что же такое примета?

И как она находит отражение в нашей повседневной жизни?

Примета — это замеченное людьми постоянное отношение между какими-нибудь явлениями или событиями. Присматриваясь к окружающему миру, люди заметили, что одно явление природы следует за другим в определённой последовательности. Выводы о такой последовательности и являются приметой.

Приметы были как с "дальним прицелом" (по характеру зимы — предсказать погоду на лето, по детали свадебного ритуала — сказать о характере супружеской жизни), так и относящиеся к повседневной, будничной жизни: получению письма, ссоре, удачной распродаже на рынке и т.п.

  • Деревья в инее — небо будет синее.
  • Сух январь — крестьянин будет богат.
  • Увидеть паука — к письму.
  • Просыпать соль — к ссоре.

Приметы о холодах и морозах

Чтобы предсказания были более надёжными, особенно по сельским работам, нужна была и дополнительная, дублирующая, "страховочная" аргументация. Так возникли целые парадигмы народных примет, что усиливало их прогнозирующую функцию. Сравним:

  • Кошка лезет в печку греться — к холоду.
  • Месяц на "копытцах" — к холоду.
  • Звёзды зимой блестят ярко — к стуже.
  • Вороны и галки садятся на верхушки деревьев — к морозу.
  • Дрова в печи горят с треском — к морозу.
  • Зайцы держатся около жилья — к морозам.

Приведённый список далеко не полный, но и из него видно, что древний человек судил о будущем по характеру (состоянию) солнца и звёзд, ветра и неба, птиц и животных. Это обеспечивало системность и энциклопедизм мышления, доказывало единство многообразного в природе.

Приметы о посевных работах

Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овёс или ячмень.

  • Евсей — овсы отсей.
  • Сей овёс до распускания осин.
  • Ячмень сеют, пока цветёт калина.

Приметы о болезнях

Подсказывали, когда и чем лечить заболевших. Эти приметы непосредственно связаны с верой, с религией. Пример:

  • 14 марта. Евдокия. Снежицу — талую водицу надо было в дом принести. Оттирали худобушку с болящих, умывали детишек на крепость (верили, что, как талый снег уходит в землю, сбегает с гор ручейками, так и хворь уйдёт вместе с нею).
  • 13 января. Крещение. После 12 часов взять воду с открытого водоёма. Эта вода не портится, считается "святой", ею можно обтираться при испуге, от сглаза, запивать лекарства и т.д.

Деревенский житель с малолетства знал, что душица и липовый цвет снимают жар, конский щавель и череда помогают от чесотки и других кожных заболеваний. Из народных источников врачи узнали о целебных свойствах мёда, ромашки, малины, брусники и др.

Я с детства слышала приметы, сформулированные не учёными, а самим народом.

  • Нельзя плевать в колодец и в огонь — это к беде.
  • Нельзя есть с ножа — злым будешь.
  • Встретишь человека с полным ведром — к удаче.

В нашем Ольхонском районе, который в советские времена был скотоводческим, существует много примет о домашнем скоте: лошадях, коровах, овцах.

Копыта у лошадей потеют — к теплу.
Коровы ведут себя беспокойно, мычат, не заходят в стайку — предчувствуют беду.
Овцы нагуляли много жира — зима будет лютая.
Если домашнее животное погибает неожиданно — отводит беду от хозяев.

Конечно, существовали и рыболовные приметы:

  • Где чайки – там и рыба.
  • Щука клюёт, когда шиповник цветёт.
  • Поймать горбатого омуля – к большой удаче.
  • Солнце красно поутру – рыбаку не по нутру.
  • Солнце красно к вечеру – рыбаку бояться нечего.

Приметы о грибах: "Вечером дожди — утром грибы жди"

Все приметы имели воспитывающую функцию. Это хорошо видно на материале бурятских примет, запрещавших ссоры. (Приметы собраны у местного населения п. Хужир, д. Ялга и д. Харанцы Ольхонского района.)

Хозяевам дома нельзя при гостях ругаться, а то гость обидится.
Детям нельзя играть острыми предметами — родители поссорятся.

Приметы о несчастьях

Но были приметы, которые предвещали печальный конец.

  • Просыпать соль — к ссоре.
  • Разбить зеркало — к несчастью.

Но и они имели воспитывающую функцию, так как воспитывала сама по себе боязнь несчастий.

Последним двум приметам есть вполне логичное объяснение — будь всегда собранным и аккуратным.

А вот ещё бурятские приметы:

  • После заката солнца нельзя ходить в гости к тем, у кого грудной ребёнок — он может заболеть.
  • Грудного ребёнка в течение 40 дней нельзя оставлять одного, показывать чужим людям. (По религиозному поверью, душа ребёнка ещё не закрепилась в теле, поэтому он уязвим).
  • Попался большой улов — поделись с родными или соседями, иначе в следующий раз удачи не будет. (Эта примета пришла из старины, когда буряты жили одним родом и всё было общим. А ещё тебе могут позавидовать и сглазить).


Есть у бурятского народа и "гигиенические" правила — приметы:

  • Не оставляй грязную посуду на завтра, а то придёт в дом несчастье.
  • Не вставай из-за стола с замасленными губами или руками, "бохолдэ" тебя поцелует, и у тебя будут болячки.
  • Не давайте другому носить свою одежду, а то этот человек отнимет твоё счастье.
  • Женщине нельзя гулять на стороне, а то с мужем или с ребёнком случится несчастье.

Обратившись к жанру народных примет, я хотела показать, что эта интереснейшая микроформа, посягающая на знание будущего и приучающая нас внимательнее относиться к настоящему. Примета — важная составляющая нашей национальной культуры, ведь в ней нашли отражение особенности быта, своеобразие национального характера, нравственные, эстетические и этические нормы.

И я думаю, что молодое поколение, должно знать, соблюдать и почитать уникальные традиции и обычаи наших предков во имя нашего будущего.

Использованная литература:

1. Мезенцев В. А. Биография примет. – М. 1968 г.
2. Харченко «Эстетика народной приметы» // РЯШ № 4,1997г.
3. Шкляревский И. По заветному кругу.// Октябрь № 3, 1986 г.

Информаторы:

1. Дружинина Т.Х. д. Харанцы.
2. Закшеева З.С. д. Ялга.
3. Савинова О. А. п. Хужир.
4. Хажеева С. Х. п. Хужир.
5. Хатагарова И. Е. д. Ялга.
6. Шатаева С. С. д. Харанцы.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 him4uk • 11:06, 24.05.2015
Спасибо! Честно сказать раньше об этом не задумывался. А это действительно отражает весь наш минталитет и образ жизни
avatar
Светлана Ангадаевна, спасибо! Очень познавательная статья.