Некоторый опыт преподавания орфографии английского языка


Я не ставлю себе цель в рамках этой статьи проанализировать все те качества и условия, которые делают и учителя и его предмет исключительно для учеников — я расскажу о преподавании лексики и, в частности, правописании при словообразовании.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Несмотря на довольно продолжительный опыт преподавания английского языка в школе, а это уже более тридцати лет, я иногда ловлю себя на желании «заставить» своих учеников выучить и усвоить то, что мне кажется очевидным и понятным. Слава богу, что мне, в большинстве случаев, хватает благоразумия не пойти по этой проторенной дорожке и не поддаться искушению превратить учение в скучную рутину, получив взамен экономию драгоценного урочного времени. 

Да, время, отведенное на изучение какого-то аспекта, и интерес к материалу и процессу его изучения — это составляющие, которые необходимо, во-первых, иметь, а во-вторых, умело использовать для достижения главной цели — обретения знания. Со временем все понятно: его ровно столько, чтобы каждый раз сетовать, что его недостает. А вот интерес ученика — категория более или менее подвластная искушенному учителю. Я не ставлю себе цель в рамках этой статьи проанализировать все те качества и условия, которые делают и учителя и его предмет исключительно интересными для учеников. Я хотела бы остановиться на изучении лексики и, в частности, на правописании при словообразовании.

Лексика на уроках английского языка

Усвоение лексики — задача и важная и сложная, так как включает в себя изучение многих языковых аспектов, а именно:

  • произношения
  • грамматических особенностей
  • многозначности
  • правописания.

Что касается правописания в английском языке, то эта его часть трудно поддается систематизации. Можно с уверенностью сказать, что число правил написания слов ненамного превышает количество исключений. Однако, как бы ни трудна была задача учителя, он должен помочь ученику сделать знание своим собственным «открытием» и лингвистическим опытом. При выполнении этой задачи мы пользуемся разными стратегиями творческого подхода к обучению, побуждая детей к анализу и сравнению нового с уже изученным.

Если взять в качестве примера правильную последовательность букв e и i в разных словах, то правило легко запомнить по одной из рифмовок: 

Write I before E
Except after C,
Or when sounded like A
As in neighbour or weigh

Это означает, что, как правило, когда две эти буквы оказываются рядом, следует писать i перед e (например, grief и relieve ). В стишке приводятся также два исключения: первое, receive и conceive, когда перед этими буквами есть c , а второе, когда они читаются как буква «а» в открытом слоге. А как же быть с другими исключениями, когда c звучит как sh и порядок меняется, например, в слове conscience? Или слово heifer, где e стоит перед i но не читается как буква «а» в открытом слоге? Выучить стишок легко, однако ученик не знает, что он не дает полного представления о явлении. 

На старшей ступени школы с углубленным изучением английского языка можно с успехом использовать стратегии когнитивного подхода и внести элемент исследования, дав ученику возможность сделать собственные выводы. Если сравнить формы существительных, образованных от глаголов типа conceive с помощью суффикса -tion, внимательный ученик еще и заметит, что у существительных вторая буква исчезает:

Conceive - conception
Receive - reception
Deceive - deception
Perceive - perception

Таким образом, глаголы с порядком букв ei образуют существительное с помощью суффикса -tion. Суть в том, что глаголы с порядком ie не образуют форму существительного с помощью суффикса -tion. Так relieve преобразуется в relief, believe становится belief, grieve - grief, achieve - achievement.

Этот материал, который не покажется скучным только очень увлеченному грамматикой человеку, хочется представить так, чтобы ученик почувствовал, что выявление этой закономерности именно его заслуга. 

Для ученика с хорошо развитым логическим мышлением не потребуется много времени, чтобы сгруппировать слова 

Conceive - conception
 Relieve - relief,
Receive - reception
 grieve - grief.
Deceive - deception 
achieve - achievement
Perceive - perception
 Believe - belief

по словообразовательному признаку и сформулировать правило правописания этих букв.

Для учеников послабее можно применить пошаговое «наведение на цель», давая разные задания, например:

  • подчеркнуть буквосочетания во всех словах
  • определить часть речи
  • найти разницу в образовании существительных от глаголов с разной последовательностью гласных
  • и другие, оставляя возможность для самостоятельного «открытия», пока не наступит желанный «момент истины».

Часто не очень «быстрые» дети оказываются лишенными возможности испытать радость победы при общем обсуждении, поэтому предпочтительнее выбирать такие формы работы, когда результат становится достоянием гласности после обсуждения в малых группах, а наводящие вопросы выдаются в форме карточек.

Такой подход, когда ученику приходится сравнивать разные приемы словообразования и другие лексико-грамматические явления в их взаимодействии и многообразии с целью самостоятельного выявления закономерностей, обязательно должен привести к усилению интереса к изучению языка. 

Галимова Тамара Давидовна, учитель английского языка, МАОУ гимназия №2 г. Екатеринбург.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: