Эссе "Моя педагогическая философия"

Я училась быть учителем с детства… с рождения… Обе мои родные тёти – Педагоги с большой буквы. Мама – педагог по своему состоянию души, по организации своего внутреннего мира, по мироощущению и миропониманию. Так получилось, что я не посещала детский сад – не было мест (знакомая многим современным родителям проблема), поэтому воспитывалась бабушкой, которая тоже была педагогом по «вынуждению» (позволю себе такое словотворчество).


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

А потом пошла в школу, и посчастливилось мне попасть к педагогу по призванию, по состоянию души! Она зародила во мне желание стать учителем! С самого первого класса! А потом ещё было много талантливых и умных педагогов, которые своим мастерством и любовью к своему делу только укрепляли во мне желание учительствовать!

Затем пришло время учиться этому профессионально – сначала в Котласском педагогическом училище (в те давние годы оно именно так и называлось), а затем в Поморском государственном университете им. М.В.Ломоносова.

Но истинное умение и профессионализм я приобрела только после общения с теми, кого учила – со своими учениками. Оказалось, что именно они – настоящие мои педагоги и учителя! Они дали мне ответы на тысячу вопросов, на которые не могла найти ответов ни в трудах великих педагогов, ни в учебниках, ни в методических разработках.

Может, поэтому со временем я пришла к выводу, что моё настоящее призвание не учить предмету, а, учась у своих учеников, - помогать им выжить в тяжёлых жизненных ситуациях, разбирать проблемы, решать жизненные задачи, поддерживать, мирить, и при всём этом постоянно учиться. Вот тогда и посетило меня счастье ученичества, несмотря на все невзгоды и тяготы, со мной рядом идёт ощущение счастья, непременно следующее за пониманием, что я выбрала правильную жизненную дорогу, стала тем, кем должна была стать.

Уже пять лет как я являюсь заместителем директора по воспитательной работе. И эта должность, вначале казавшаяся обременительной и очень «бумажной», стала моим хобби, моим увлечением, моей болью, страданием и, конечно же, моей жизнью. Именно в это время школа стала моим вторым домом, а школьный коллектив, включая учащихся, педагогов и персонал, – моей второй семьёй.

Каждое утро начинается со встречи с моими воспитанники: потребностью стала обязанность зайти в каждый класс, поздороваться с ребятами, выяснить, кто не пришёл в школу, кто из них заболел, кто проспал, а кто просто прогуливает (к счастью, таких учащихся в моей школе очень мало, всего 2 человека). Придумать что-то интересное, создать проект, воплотить его в жизнь, подготовиться к очередному конкурсу, подготовить мероприятие или просто беседу – вот круг моих занятий на каждый день. А ещё побеседовать с родителями, встать на их место, посмотреть на ситуацию глазами родителей или воспитанников – вот чему я учусь каждый день, каждую минуту своей работы.

Вокруг меня много молодых педагогов, совсем недавно работающих в школе, помочь им – тоже моя потребность, подсказать, поддержать, посетить уроки и классные часы, поговорить по душам, просто выслушать – это тоже учит меня жизни, учит быть терпимее, справедливее, внимательнее к тем, кто рядом. А потом обобщить свой опыт и поделиться им с коллегами. Что может быть лучше, когда твоими наработками, твоими идеями, мыслями пользуются твои коллеги. Когда твой опыт критикуют – тогда ты развиваешься, растёшь, закаляешься. Когда твой опыт оценивают – приобретаешь уверенность в себе, готовность идти дальше, покорять новые вершины, создавать, творить.

При этом я продолжаю вести активный образ жизни и вне стен школы. Я люблю путешествия (вместе с мужем и дочерью объехала полстраны на машине, а впереди – поездки на настоящем байкерском мотоцикле – надо всё попробовать в жизни, не правда ли?). Мечтаю объехать всю Европу «дикарём», поэтому углубляю посредством курсов свои познания в иностранных языках.

Увлекаюсь краеведением. Долгое время, на протяжении 15 лет, я руковожу школьным литературно - краеведческим клубом «Северное слово», много попутешествую со своими воспитанниками по Котласскому району, по Архангельской и Вологодской области. Мои воспитанники пишут исследовательские и творческие работы, занимаются литературным творчеством, готовят устные журналы, лекции и беседы, интеллектуальные игры. Я разработала свою программу и с удовольствием воплощаю её в жизнь. Эта тяга к краеведению, к исследованию всего изначального, древнего, восхищающего своей «новизной», неожиданностью, таинственностью, загадочностью, приучила меня быть внимательной к рукоделию, заразила меня тягой к чему-то, что можно создавать своими руками. Вот тут-то я и открыла в себе то, что я, оказывается, люблю заниматься рукоделием: вышиваю крестиком и шью потоком кукол Tilda (выставки в школе, Доме культуры п. Вычегодский и в детских садах – вот где можно познакомиться с моими любимыми куколками – ангелами). Совсем скоро мои ангелы переедут из моей большой квартиры, которая стала для них тесной, в большой загородный дом, который мы строим с моим мужем и мечтаем к Новому году туда переехать. А ещё занимаюсь мыловарением и начинаю осваивать декупаж.

А ещё я люблю и любима: как женщина, как жена, как мать, как дочь, сестра, подруга… И от этого всего я счастлива! Счастлива, когда в моём доме звучит смех и царит спокойствие, когда вижу глаза любимых мною людей, дорогих моему сердцу.

Что ещё нужно для счастья? А нужно, оказывается, многое, - чтобы в моей второй семье – в моей школе - не было несчастных детишек, чтобы они не лили ночами слёзы, потому что дома у них много проблем, чтобы двоечник не сбегал с уроков, чтобы не портили своё здоровье мои школьные дети курением и употреблением алкоголя, чтобы звучала из самых потайных уголков школы только правильная речь, без нецензурных выражений. Чтобы приходя в школу, мои дети, мои ученики обретали покой и успокоение, находили уют и учились быть терпимыми, справедливыми, толерантными, уверенными в себе людьми, полными человеческого достоинства.

Вот поэтому самой главной целью и задачей своей работы как учителя, заместителя директора школы по воспитательной работе я считаю профилактику безнадзорности и правонарушений, семейного неблагополучия. И моим педагогическим кредо стали слова: «НЕТ ЧУЖИХ ДЕТЕЙ!» И с этими словами я иду по своей педагогической жизни!

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Дурапова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе, МОУ "СОШ № 91" МО "Котлас"



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 assanovasa • 22:40, 27.06.2014
Ольга Александровна, Вы молодец! Столько увлечений... Такая интересная жизнь... Завидую Вам белой завистью...