Почему ребенок плохо считает? Как научить ребенка считать в уме и столбиком?


Когда ребенок не может выполнить простейшие задания: решить задачу в уме, выполнить действия в столбик — родители бьют тревогу. Почему дети, неплохо умеющие считать предметы и счетные палочки, не могут освоить устный счет? Давайте попробуем разобраться.


Обсудить статью (уже 5 коммент.)
Опубликовать свой материал

Как научить ребенка считать в уме? Способы, задания и игры

Итальянский педагог Мария Монтессори отмечала: «Если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Чтобы ребенок освоил счет в уме, его нужно в принципе научить считать. Начинать это делать нужно еще в дошкольном возрасте — в 3-4 года. Используя принцип постепенности, нужно научить ребенка:

  • находить один и много предметов (кукол, машин, грибочков);
  • уверенно оперировать понятиями «больше», «меньше», «поровну»;
  • осознанно определять и называть состав чисел от 1 до 10; затем от 10 до 20 и т.д.;
  • считать порядковым и количественным счетом (первый, второй, третий — один, два, три и т.д.);
  • соотносить количество предметов с цифрами;
  • решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя несколько способов.

Процесс счета складывается из двух компонентов:

  • Двигательного  (ребенок передвигает предметы руками, потом указывает на них на расстоянии, а затем считает предметы глазами);
  • Речевого (ребенок громко проговаривает процесс и результат вычислительной деятельности; затем считает шепотом или шевеля губами; и, наконец, считает про себя).

Постепенное многократное повторение с ребенком перечисленных действий даст желаемый результат. Здесь важно соблюдать принцип заинтересованности самого ребенка  — мальчика, обожающего самолеты, не придется заставлять считать их.

Способов счета существует множество: на пальцах (в пределах 10), с помощью счетных палочек, с помощью линейки, на счетах; для детей 2 – 3 классов — по квадрату (с цифрами от 1 до 100), в столбик, в виде уравнения, пропорции и т.д.

Взрослые должны познакомить ребенка с разными способами, а ребенок интуитивно выберет для себя наиболее удобный. Причем учить ребенка нужно так, чтобы это представляло для него удовольствие.

Как научить ребенка считать в столбик?

Решение примеров в столбик не вызовет у ребенка затруднений, если начать его готовить заранее. Когда ребенок уже умеет уверенно писать цифры, можно играть с ним в игры, когда требуется расположить однозначное число под двузначным, без вычисления результата. Это научит его правильно располагать числа в столбике. Когда с этой задачей ребенок будет справляться без малейших затруднений, можно попробовать найти результат.

Важно сразу объяснить, что сначала складываются единицы, затем десятки и т.д. Чтобы приучить ребенка к такому «обратному» порядку, можно поиграть с ним в игры «Задом наперед», «Разноцветные столбики» (где десятки обозначены одним цветом, единицы — другим), «Двигайся по стрелке». Обучение будет интересным и успешным, если использовать наглядность: предметы, дидактические игры, схемы.

Хорошо помогают детям освоить счет в столбик игры с кубиками и карточками-цифрами. В этом случае пример не записывается, а выкладывается в виде столбика. Если ребенок допускает в расчете ошибку, ему не придется черкать или переписывать пример заново, стоит только поменять кубик или карточку.

Может, моему ребенку не дано?

Умение считать доступно каждому ребенку (за исключением детей, имеющих серьезные заболевания). Возраст, в котором ребенок приобретает навык устного счета, у каждого свой, но в среднем это 5 – 6 лет. Выполнять расчеты в столбик дети могут в 7 – 8 лет.

Трудности в освоении устного счета и вычислений в столбик могут возникнуть по причинам:

  • возрастных особенностей (ребенок еще не способен устанавливать логические связи);
  • недостаточной сформированности психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;
  • несформированности произвольности и самоконтроля.

Выявить причину и наметить пути ее решения можно совместными усилиями родителей и специалистов: учителей, психологов, если потребуется — нейропсихологов. Хотя развивать память, внимание, усидчивость ребенка нужно с самого раннего детства.

Сколько же ждать успеха?

Столько, сколько потребуется ребенку, а не взрослым. У каждого ребенка свои «биологические часы», в соответствии с которыми он развивается. Дело взрослых — не переводить стрелки по своему разумению, а создавать условия, чтобы часы работали бесперебойно. Ведь все, что делается по собственному желанию — в радость, а что по принуждению — вызывает сопротивление.

Фото: Екатерина Афанасьичева.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Чавес • 13:02, 24.08.2016
Моему ребёнку 16 лет, до сих пор не умеет считать. Сколько ещё нужно времени, а то мы ОГЭ сдать не можем?
avatar
4 Мила5867 • 13:23, 01.02.2015
Главное, родителям уделять больше внимания ребенку. А вот материала для обучения ребенка устному счету - много и на любой вкус: на детских сайтах, наглядные пособия и различные тренажеры. Главное - любовь и терпение!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 alena0374 • 20:26, 01.12.2014
Согласна , что умение считать "в уме", дано от рождения, или приходит со временем. Когда наступает это время?! У каждого по-разному. Но!!! любого 6-7 летнего первоклассника можно научить считать по линейке: работает зрительная память.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Yuliya77 • 12:48, 31.07.2014
Раньше в начальной школе отрабатывались навыки устного счета. Сейчас же на наших детях испытывают различные программы, где счету уделяется очень мало времени. Вот и получаем результат!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 спринт • 15:01, 08.07.2014
С каждым годом считают всё хуже. Это проблема, как-то её нужно решать. Может, обратиться к опыту старых педагогов. Ведь раньше считали лучше!