Частая смена настроения у детей — издержки плохого воспитания или проблемы со здоровьем?


Частые перепады настроения могут возникать у детей разного возраста. Только недавно малыш сидел и спокойно рисовал, и вот уже плачет и топает ногами. Или подросток: то задумчив, то печален, то полон энергии и готов свернуть горы. Почему дети подвержены частой смене настроения? Чем это может быть вызвано и как нужно на это реагировать?


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Необоснованные перепады настроения могут вызвать у взрослых недоумение, недовольство и раздражение. Поначалу они пытаются объяснить поведение ребенка его избалованностью и начинают воспитывать. Но, видя, что это повторяется изо дня в день, рождаются вопросы: «А не является ли это проявлением какого-либо психического расстройства или отклонения в развитии?» Может быть, ребенок чем-то болен?

Почему у ребенка часто меняется настроение?

Перепады настроения свидетельствуют, прежде всего, о том, что ребенок находится в напряженном, растерянном состоянии. Он не знает, как себя вести, чего ожидать в дальнейшем. Обычно это происходит в кризисные периоды. Они могут быть вызваны возрастным развитием или же меняющейся окружающей обстановкой, отношениями с близкими. Часто таким образом ребенок хочет привлечь к себе внимание. На детей очень влияет атмосфера в семье, детском коллективе, и то, как ведут себя родители. Если одному из них присуще быть «человеком настроения», то ребенок будет копировать подобное поведение, не задумываясь — хорошо это или плохо.

Особенности возрастных кризисов

  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте у ребенка появляется желание делать все самому. А когда взрослые не разрешают, ребенок начинает бунтовать, и его настроение меняется от слез до смеха.
  • Кризис 6-7 лет. На него приходится поступление в школу — очень ответственный момент в жизни ребенка. И это тоже может послужить поводом к частой смене настроения. Особенно, когда родители возлагают на ребенка большие надежды. Ребенок переживает, боится не оправдать надежд и расстроить родителей.
  • Пубертатный кризис (11-15 лет). В подростковом периоде у детей идет интенсивное физическое и физиологическое развитие. В работе сердца, легких, мозговом кровоснабжении возникают функциональные расстройства, которые способствуют формированию перепадов мышечного и сосудистого тонуса. Эти перепады вызывают резкую смену физического состояния и, соответственно, настроения. Часто бодрое, веселое настроение у ребенка может внезапно смениться на печаль и полную апатию или наоборот, неожиданно веселье приходит на смену грусти.

Гиперактивные дети

Частая смена настроения характерна для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Такие дети не могут быть усидчивыми, внимательными. Понаблюдайте за ребенком на протяжении 5-6 месяцев. Если он не может играть в тихие, спокойные игры, не может сосредоточиться на чем-то одном, много говорит, забывчив, суетлив, его сложно уложить спать, то стоит обратиться к психологу. К гиперактивным детям необходим индивидуальный подход.

Как реагировать на частую смену настроения?

Чего не стоит делать

Не нужно на ребенка кричать, одергивать раз за разом, насмехаться, требовать беспрекословного послушания, подавлять, унижать. Избегайте фраз, запрещающих проявлять эмоции. Читайте статью Восемь ошибок родителей. Как воспитывать, но не калечить?

А что нужно?

  1. Поговорить с ребенком по душам, ненавязчиво выяснить, что у него вызывает беспокойство. За маленьким — нужно внимательно понаблюдать некоторое время. Постараться устранить причины, провоцирующие частую смену настроения.
  2. Разъяснить в вежливой и понятной форме, что можно делать, а что — нельзя. Иногда стоит записать и повесить на видном месте правила поведения. Ребенок будет чувствовать себя уверенней и спокойнее, когда он знает, что от него хотят. Возможно, нужно вместе спланировать режим дня.
  3. Научите ребенка контролировать свое поведение, сдерживать эмоции. Самый простой метод для преодоления вспышки гнева, агрессии — сделать 3-4 глубоких вдоха и посчитать про себя до 10-ти. Приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.
  4. Следите за успехами. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Похвала никогда не бывает лишней. Хвалите, поддерживайте, поощряйте.
  5. Научите ребенка вести дневник, оценивать в конце дня свои поступки. Это позволит ребенку анализировать свое поведение, избегать ошибок в будущем.
  6. Уважайте в ребенке личность, которая по-своему пытается познать мир, найти свое место в нем. Помните, что говорил выдающийся польский педагог Януш Корчак: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…».
  7. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном. Здоровый образ жизни поможет ребенку полноценно развиваться и преодолеть все возрастные кризисы.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Illarionova04 • 13:54, 13.12.2014
Не секрет, что гиперактивные дети есть в каждом классе. поэтому Ваша статья является полезной для педагогов.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 trofimova8484 • 19:39, 08.12.2014
Спасибо.
Статья понравилась.
Материал статьи использовала на МО учителей начальных классов.