Статья «Стилистически окрашенная лексика и ее функции в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"»


Интерес к книгам В.Г. Распутина огромен во всем мире. И разве для меня, учителя, не важно, чем вызвано такое внимание к писателю, нашему современнику и соотечественнику, такое напряженное ожидание каждого его произведения?

Произведения В.Г. Распутина есть в школьной программе по литературе. Задача литературного образования в школе — изучить литературу как словесное искусство, включающее в себя поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить и осмыслить общечеловеческие ценности.

Выбор стилистически окрашенной лексики обусловлен тем, что в рассказе «Уроки французского» это языковое средство оказывается доминирующим. Стилистически окрашенная лексика используется писателем в речевом типе рассказчика, в несобственно прямой речи героя, в прямой речи второстепенных персонажей.

1.

Рассказ «Уроки французского» написан как воспоминание. Возникает временная дистанция между временем события (детство, «тогда») и временем рассказа («теперь», рассказывает взрослый человек). Временная дистанция позволяет рассказчику посмотреть на себя со стороны. В субъектно-речевом типе рассказчика время от времени появляется не собственно-прямая речь, передающая его мысли.

В рассказе есть контексты, которые принадлежат автору. Обобщающие средства вводятся для того, чтобы скрыть личную причастность субъекта к происходящему. В то же время эти контексты ритмически упорядочены. Ритм в них — эмоциональный отклик повествующего субъекта на высказываемое. Этот ритм и выдает личную причастность автора к происходящему.

Рассказ «Уроки французского» — это размышление автора об уроках, которые дала ему Лидия Михайловна и жизнь. Слово «урок» многозначное. Одно из значений этого слова — «нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего (перен.)».

В роли рассказчика выступает сам автор. Автор лукавит с читателем, вместо себя подставляя рассказчика. Употребляет в контекстах языковые средства обобщающего характера. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного».

«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда он пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».

«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».

В данных контекстах лексика и словоформы (родители, мы, учителя, математика, жизнь, нашу, с нами) имеет обобщающее значение. Так же используются глаголы в значении настоящего вневременного (чувствуем, нельзя привязать), использование глаголов повелительного наклонения (не жди, не ищи), 2 лицо которых вносит в контекст обобщающий смысл. Создается впечатление, что в этих ситуациях каждый человек оказывался. Автор, таким образом, хочет скрыть личную причастность к происходящему. Но в то же время в этих авторских контекстах появляется ритмическая упорядоченность, которая создается средствами синтаксиса. Например: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Данный контекст включает два самостоятельных сложных предложения. Первое предложение — БСП, состоящее из 2 частей: первое — одно знаменательное слово; второе — распространенное предложение, осложнено сравнительным оборотом, эмоционально окрашено. Второе сложное предложение состоит их двух СПП. Данные предложения близки по качеству слов, то есть по объему. Все эти приемы и создают ритм.

Таким образом, можно сказать, что автор тождествен рассказчику. Значит, повествование ведет сам автор.

Рассказчик — взрослый человек, образованный и интеллигентный, речь его проста, раскована. Он художественно точно использует стилистически окрашенную лексику.

«Упал, — брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение».

(Ср. брякать — 3. что. Неосторожно говорить то, чего не следует (разг.)).

«Играли не все — то шестеро, то семеро, остальные глазели, болея в основном за Вадика».

(Ср. глазеть. 1. На кого-что (прост.). Смотреть из праздного любопытства.)

«По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно».

(Ср. околачиваться. 1. Прост. Ходить, находиться где-нибудь без дела, зря.)

При толковании приведенных слов в словаре содержится указание на нежелательность этих действий (см. брякать — неосторожно говорить чего не следует; глазеть — смотреть из праздного любопытства; околачиваться — находиться зря). Следовательно, в толковании значения этих слов содержится указание на принадлежность этих слов к рассудочно-оценочной лексике. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова данная лексика имеет помету «разг.» или «прост.» и не фиксируется как оценочная. Но мы видим, и контекст сигнализирует о том, что в данных словах есть оценка.

Рассказчик не одобряет своего поведения в детстве, он слишком суров к себе самому. Это видно из лексических значений слов (зря; из праздного любопытства; то, из чего не следует). Взрослый рассказчик самокритичен. В оценке рассказчика — недовольство тем, каким он был в детстве («тогда»). Он строг не только к себе, но и к другим мальчикам. Вадика и его друзей он характеризует с отрицательной стороны.

«Вадик форсил в красивой толстой куртке с замком». (Ср. форсить  (прост.) — держаться с форсом, важничать, выставляя что-то напоказ). Данный глагол (форсить) обладает двойной стилистической окраской. С точки зрения функционально-стилистической окраски — это глагол просторечный, и, следовательно, он характеризует человека, который этот глагол употребляет, слово, видимо, принятое в той среде. В самом толковании наречие «напоказ» — с целью обратить внимание на что-нибудь показное, для виду — содержится указание на нежелательность этого действия. Вадик очень высокого мнения о себе, жестокий. Он отличается от всех своих сверстников и всякими способами показывает свое превосходство над ними. Он не понимает, как трудно живется окружающим. В контекстах, где дается описание Лидии Михайловны, нет стилистически окрашенной лексики. Автор посвящает ей рассказ, хотя в посвящении указывает другое имя. Он с любовью вспоминает о ней спустя много лет. И поэтому в контекстах звучат грустные нотки.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому… И больше я ее никогда не видел».

Рассказчик — выходец из определенной социальной среды — сохранил в языке следы своего происхождения. Стилистически окрашенная лексика в речи рассказчика указывает на его прежние речевые навыки. Он по привычке использует слова «райцентр», «полуторка», «чайная», «квартировать». Они употребляются непредумышленно и остаются незамеченными.

«И чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пять километров в райцентр».

(Ср. райцентр — район (разг.), город или село — центр административного района внутри области).

«…в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной…».

(Ср. полуторатонка и полуторка (разг.). Грузовая автомашина грузоподъемностью в полторы тонны).

«За неделю ранее туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать  у нее…».

(Ср. квартировать — 1. Проживать где-нибудь в квартире (разг., устар.)

«То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками,…».

В словаре С.И. Ожегова слово «мыкаться» толкуется через синоним скитаться (Мыкаться (разг.). Скитаться, подвергаясь невзгодам). В контексте же это слово употреблено в другом значении. Таким образом, автор хотел подчеркнуть, как тетя Надя испытывала лишения, невзгоды. Такое значение в контексте возникло под влиянием выражения «мыкать век (жизнь)».

«Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями». Словарь дает только прямое значение (процедить — пропустить (жидкость) для очистки через что-либо фильтрующее). В контексте глагол употребляется метафорически. Это оценочная метафора, а переносное значение слова может рождать оценку. Напрашивается вывод, что даже речка не могла прокормит людей. Люди, которые жили в военное время, говорили, что во время войны почти не ловилась рыба. У большинства была надежда прокормиться за счет реки, а рыба будто исчезла.

При характеристике директора рассказчик употребляет устаревший глагол «воздеть». (Воздеть (устар.) — поднять вверх руки (в знак возмущения, мольбы, призыва к справедливости).

Этим глаголом рассказчик передал свое отрицательное отношение. Ему неприятен этот человек. «Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать пораженный, но твердый, звенящий голос:

— Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно, поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив голову, сказала:

— Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

— Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать, как директор.

— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.

— Вы играете на деньги с этим? — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?!Я правильно вас понял?

— Правильно…

— Ну знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… я 20 лет работаю в школе, видывал всякое, но такое! И он воздел над головой руки».

Директору не важно, с какой целью учительница затеяла игру. В лексическом значении слова видим: «призыв к справедливости». Но этот призыв ложный. Видимо, в детстве у автора проскальзывало недоверие к директору, и, когда уже прошло столько лет, с высоты своего возраста он понял, насколько директор был неискренен и равнодушен. Директор — казенный человек.

В «Уроках французского» рассказчик очень строго относится к себе, и это дает ему право относиться к Вадику и директору так же.

При помощи стилистически окрашенной лексики он выражает иронию, неодобрение, благодарность. Данная лексика помогает составить более полное представление о герое. Именно по лексике мы определяем, какой герой: злой или добрый, мудрый или глупый.

В.Г. Распутин уделяет больше внимания внутреннему миру человека, а это представление об этом мы можем получить с помощью стилистически окрашенной лексики. После проделанной работы совсем по-другому смотришь на произведение, по-другому начинаешь его воспринимать.


Полный текст материала Статья «Стилистически окрашенная лексика и ее функции в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колос Светлана Викторовна  кораблёва
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 15" г.Братска
05.06.2015 0 886 147
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0