Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год


Общие сведения.

Образование ____

Квалификация – учитель русского языка и литературы.

Стаж педагогической работы (по специальности) – __ лет.

В данной должности – __ лет.

Наличие квалификационной категории – ____

Наград, званий, учёной степени, учёного ____

В условиях современного преподавания, я считаю, что учебная деятельность обучающихся должна быть строго контролируемой предъявлением разумных и обоснованных требований. Это положено в основу моего педагогического кредо –  быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.

В настоящее время, в связи с переходом в 2015 – 2016 уч. году старшего звена (5 класс) на ФГОС, в центре внимания находятся вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, изучению специальной литературы.

Целью моей работы в 2014 – 2015 уч. году стало совершенствование уровня педагогического мастерства в организации работы с разноуровневым контингентом детей.

На 2014 -2015учебный год передо мной стояли следующие задачи:

  1. Внедрение разноуровнего содержания образования;
  2. Обеспечение сочетания  в образовательном процессе репродуктивных и творческих методов обучения;
  3. Шире использовать новые технологии, а именно методы и приёмы технологии развития критического мышления;
  4. Активно внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
  5. Создать на своих уроках ситуацию успешности для каждого учащегося;
  6. Повысить качество проведения учебных занятий за счёт использования ИКТ;
  7. Повысить уровень собственного педагогического мастерства;
  8. Работа с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам;
  9. Начать индивидуальную работу с учениками по программе адаптированного обучения.

В 2014-2015учебном году я работала над методической темой «Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».  Работать над данной темой я начала после курсов повышения квалификации, которые я прошла в марте 2014 года и сразу загорелась желанием применить её в своей работе. Конечно, полностью отработать её у меня пока не получилось, но отдельные этапы уже получаются. При работе над темой был изучен и систематизирован не только теоритический материал, но и осуществлялась практика внедрения данного способа на уроках и во внеурочной деятельности. Как результат хоть и небольшое, но повышения качества знаний:

Качество знаний по предметам

 

на начало 2014-2015уч. года

на конец 2014-2015 уч. года

РУССКИЙ ЯЗЫК

__ %

__ %

ЛИТЕРАТУРА

__ %

__ %

Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма и развитие устной речи учащихся.

«Русский язык» как предмет в современной школе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык формирует языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся. 

В  своей работе  пытаюсь использовать разнообразный материал из методических периодических изданий. Учебно-воспитательный процесс осуществляю на основе тематического и поурочного планирования. А также на каждом уроке стараюсь учитывает индивидуальные особенности учащихся, особо контролирую слабоуспевающих учащихся, которым оказываю повседневную помощь.

На уроках литературы мной ведётся работа по формированию умения анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам. В своей дальнейшей работе мне необходимо глубже использовать элементы выбранной технологии; оптимально сочетать индивидуальную и фронтальную работу, чаще фиксировать ошибки учащихся, добиваться усвоения пройденного материала каждым учеником. Активизировать деятельность слабоуспевающих учащихся, проводить индивидуальные формы работы: консультации; использовать дифференцированный подход к домашнему заданию; рационально распределять время на уроке.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к  урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, индивидуальные, творческие задания. Целенаправленно подбираю связные литературные тексты, преимущественно стихотворные. Из произведений для внеклассного чтения. Эти тексты использую и при изучении нового грамматического материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Эти тексты дают огромное количество заданий.  Вот некоторые из них:

  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  4. О чём говорится в стихотворении?
  5. Что отражено в заглавии?
  6. К какому стилю речи можно отнести текст?
  7. К какому типу речи можно отнести текст?
  8. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Такие тексты «работают» в разных ситуациях. В 5-ом классе при изучении безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных и т.д.

Найти хороший образец – задача не из лёгких. Но общими силами, привлекая к этой работе учащихся, стараюсь её решить. Такие тексты дают богатый материал для повторения различных грамматических тем, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

В целях совершенствования преподавания русского языка необходимо:

  • обратить внимание на формирование лингвистических знаний учащихся и умение применять их на практике, больше работать с текстом, использовать тексты разных стилей и жанров;
  • давать задания творческого характера. 
  • необходимо вести работу по освоению  учащимися филологической терминологии, по формированию умений пользоваться ею, понимать значение специальной лексики.

Систематически прослеживаю динамику развития классов через отслеживание качества знаний, степени обученности учащихся по итогам четверти, полугодия, годам обучения.

После каждого среза фиксирую ошибки учеников, отмечаю слабо усвоенные темы, организую работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные  формы работы: консультации, беседы, многократное повторение.

Тема самообразования «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Работа по данной теме проводится практически на каждом уроке русского языка и литературы, но знакомить с наработками нет возможности, так как заседания ШМО в этом учебном году не проводились.

Во внеурочной деятельности по предмету привлекаю учащихся к дистанционным конкурсам и викторинам. 


Полный текст материала Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за год смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Латковская Наталья Александровна  Публикатор
учитель, МБОУ Каменноярская ООШ
06.09.2015 0 8026 1048
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0