Самоанализ урока литературы: «Понятие чести в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»; 8 класс)


Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения литературного произведения).

Место урока в общей системе уроков. Структура цикла уроков изучения «Капитанской дочки» в 8 классе

Данный урок является заключительным в цикле уроков, отведённых на изучение произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Структура цикла уроков определялась следующим.

1. Произведение изучается в рамках знакомства с основными чертами реализма как литературного направления (тема «Из русской литературы XIX века. Реализм»).

2. Цикл уроков по «Капитанской дочке» входит в ряд уроков изучения творчества А.С. Пушкина в 8 классе (в который входит также работа над произведениями «Братья-разбойники» и «Станционный смотритель») и, шире, в систему уроков изучения творчества А.С. Пушкина в средней школе. Таким образом, учитель мог опираться на уже имеющиеся у учащихся знания о биографии и творчестве А.С. Пушкина (лирика; «Дубровский», «Выстрел»; «Песнь о вещем Олеге») и должен был заложить основы для дальнейшей работы над произведениями этого писателя в 9 классе («Евгений Онегин»).

3. «Капитанскую дочку» было необходимо рассмотреть в рамках цикла из трёх уроков (обычно на данную тему отводится не меньше пяти – шести), то есть для обсуждения следовало предлагать только ключевые вопросы, связанные с пониманием произведения.

4. Программой по литературе под редакцией А.Г. Кутузова предусмотрено рассмотрение следующих вопросов: Человек в русской литературе XIX века. Проблемы нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

5. Текст приходилось изучать вслед за логикой автора, чтобы школьники (которые не были знакомы с ним заранее) успевали прочитать к уроку необходимые части.

С учётом всего сказанного был определены следующие темы уроков: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Творческая история. Образ Петра Гринёва», «Народная война и её вождь в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Понятие чести в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

Цели урока, формы и методы работы, дидактические принципы

При постановке целей урока и выборе форм и методов его проведения нами были учтены следующие факторы.

А. Программой по литературе под редакцией А.Г. Кутузова предусмотрено рассмотрение проблем нравственного долга, чести и достоинства в «Капитанской дочке». При этом продуктивная работа над этими проблемами возможна только после знакомства с полным текстом произведения и предварительной работы над образами Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва, то есть, в нашем случае, на заключительном уроке цикла.

Б. Проблематика и материал урока благоприятны для воспитания патриотизма, осознанного стремления сохранять честь и человеческое достоинство в различных ситуациях, способности к милосердию и состраданию.

В. Выстраивая работу на уроке, учитель должен опираться на результаты предшествующей работы: сформированное представление о нравственном становлении Петруши Гринёва, осознание образа Емельяна Пугачёва как «справедливого» народного царя, представление о «Капитанской дочке» как о реалистическом произведении.

Г. Класс имеет физико-математический профиль, однако достаточно хорошо подготовлен по литературе. Профилем класса объясняется тот факт, что лучше всего учащиеся усваивают четко структурированный, строго логически выстроенный материал. Учащиеся проявляют активность на уроках, имеют хорошие навыки групповой работы.

Д. Учитель знает необходимый материал; опыт проведения предыдущих уроков и внеклассного мероприятия показывает, что учитель может выстроить диалог с классом, а также организовать групповую работу.

Е. В результате работы на уроке учащиеся должны понимать, как трактует А.С. Пушкин понятие честь, объяснить, как что такое честь и человеческое достоинство для разных персонажей «Капитанской дочки». Знание этих вопросов создаст необходимую базу для работы над сходными проблемами при изучении поэмы «Евгений Онегин» в 9 классе (образы Онегина и Ленского).

Ж. Материал имеет среднюю степень сложности для изучения (при условии знания текста произведения), однако имеет большой объём. Для качественной работы на уроке школьникам необходимо владеть общими приёмами работы с текстом произведения, начальными умениями анализа образа персонажей. Вопросы, затрагиваемые на уроке, могут быть связаны с жизненным опытом учащихся и представляют собой хорошее поле для дискуссии на морально-этические темы.

 

Таким образом, были поставлены следующие цели.

Обучающие: 1) установить смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»; 2) показать, как в «Капитанской дочке» раскрывается понятие чести и человеческого достоинства; 3) определить смысл заглавия произведения.

Воспитывающие: воспитывать стремление следовать идеалам чести; воспитывать способность к состраданию; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Развивающие: формировать умение анализировать текст; формировать речеведческие умения (связно и внятно говорить, доказывать  свою точку зрения, выразительно читать текст и т. д.).

Поставленные цели урока в основном были достигнуты. Была проведена работа над эпиграфом к произведению, сформировано представление о понятиях чести и долга и о пушкинской трактовке этих понятий, выявлены основные представления персонажей «Капитанской дочки» о чести. Однако работа над образами персонажей была проведена с разной степенью эффективности, что связано, в первую очередь, с нехваткой времени, а также с нечёткой формулировкой вопросов в ряде случаев. Так, при рассмотрении образов капитана Миронова и Савельича учителю пришлось самому делать выводы и диктовать их для записи.

В качестве основной формы работы на уроке мы выбрали групповую. Она представлялась наиболее целесообразной, так как позволяет охватить большой объём материала за небольшой промежуток времени, предоставляет возможность для дискуссии и свободного обмена мнениями. Кроме того, изучаемый материал легко делится на блоки по количеству рассматриваемых персонажей «Капитанской дочки», что позволяет выстроить систему заданий для каждой группы и затем организовать общее обсуждение.

В начале и в конце урока нами применялась фронтальная работа. В начале урока она использовалась для психологической подготовки к работе над материалом и создания необходимых установок, а в конце урока позволила подвести итог изучению «Капитанской дочки».

Основным методом, использованным на уроке, был частично-поисковый (эвристический), основанный на системе вопросов по анализу текста (по группам). Кроме того, в начале урока во время фронтальной работы использовалась беседа, во время ответов групп – методы поощрения и наказания.

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы.

А. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Мы опирались на знания, полученные в ходе предшествующего изучения творчества А.С. Пушкина и особенностей реализма; подготавливали базу для дальнейшего изучения этих тем, подводили учащихся к выводам путём постепенного анализа образов произведения; включали новую информацию в систему уже имеющихся представлений о «Капитанской дочке» как о литературном произведении.

Б. Учет принципа единства группового и индивидуального обучения проявился в их сочетании на уроке. Обращение к групповой или индивидуальной форме определялось этапом урока и характером рассматриваемого на этом этапе материала (см.).

В. Принцип единства теории и практики. На уроке мы обращались к рассмотрению того, как общие черты реализма (уже изученный теоретический материал) проявляются в «Капитанской дочке».

Г. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (устная фронтальная работа; работа в группах, включающая элементы дискуссии, работы с книгой, цитирования и др.), обращения к групповой форме работы, которая  привлекает учащихся данного класса, строгой логики рассмотрения материала и записи результатов работы в форме схемы (класс является физико-математическим).

Д. Принцип доступности обучения при достаточном уровне трудности был реализован при составлении вопросов для групповой работы.

Е. Принцип наглядности обучения был реализован за счёт обращения к средствам образно-знаковой и предметно-знаковой наглядности (схема; репродукции картин).

Ж. Принцип продуктивности и надёжности обучения соблюдался благодаря обращению к частично-поисковому методу обучения, предполагающему самостоятельную умственную активность обучающихся.

Проверка результатов групповой работы осуществлялась в ходе общего обсуждения в классе, при котором группа знакомила одноклассников с результатами своей деятельности. Основные выводы, полученные группой, весь класс записывал в таблицу. Благодаря этой проверке осуществлялась обратная связь «ученики – учитель». При необходимости учитель направлял рассуждения школьников, помогал формулировать выводы. Можно отметить такой недостаток в организации обсуждения как слабая мотивированность школьников выслушивать и анализировать ответы товарищей. Следовало более чётко сформулировать задания для всего класса, нацеливающие слушать ответы других групп.

Структура урока

Структура урока определялась его целями и логикой материала. Урок состоял из трёх основных этапов: «Понятие чести и достоинства», «Разное понимание чести и достоинства персонажами «Капитанской дочки», «Понимание чести и достоинства А.С. Пушкиным. Смысл названия произведения». Эти этапы соответствовали основным психологическим этапам усвоения материала: психологическая подготовка к изучению новой темы, изучение новой темы, обобщение и закрепление материала. Этим определялось количество времени, отводимого на каждый этап (см. конспект урока).

При проведении урока удалось выдержать первоначальную структуру. Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок. Урок был проведён в достаточно быстром темпе, что связано как с необходимостью охватить большой объем материала, так и с психологическими особенностями учителя и привычкой класса к быстрой работе.

Содержание урока

Содержание урока определялось требованиями программы. С одной стороны, мы старались выдержать необходимый научный уровень (обращение к данным толкового словаря при рассмотрении понятия честь, учёт разных мнений в литературоведении при анализе представлений героев о чести и трактовке эпиграфа). С другой стороны, мы стремились сделать изложение материала доступным для восьмиклассников, используя для этого, в том числе, средства наглядности, помогая группам сформулировать выводы в процессе ответов, выделяя логические связи в материале и т. д.

Нами сразу, в начале урока, было обозначено ключевое понятие (честь) и  определено его современное понимание. В дальнейшем вся работа на уроке строилась вокруг этого понятия и вокруг идеи о том, что А.С. Пушкин в образах «Капитанской дочки» утверждает различные представления о чести.

К числу достоинств в содержании урока, на наш взгляд, относится развитие самостоятельного мышления и умения анализировать литературное произведение за счёт того, что работа в основном велась учащимися в группах без подсказок со стороны учителя.

В содержании урока можно выделить ряд недостатков. Во-первых, нами практически не был учтён тот факт, что понятие честь в XIX веке и в наше время имеет разное значение (об этом было сказано вскользь в начале урока). Во-вторых, следовало связать тему урока с жизненным опытом учащихся и их собственными представлениями о чести и достоинстве. Это позволило бы сделать урок более живым и  интересным. В-третьих, мы не продумали приём работы над понятием честь в начале урока. Можно было сразу поставить какой-либо проблемный вопрос, связанный с этим понятием, что позволило бы сразу сделать работу целенаправленной.

Методика проведение урока. Методическая культура учителя

С нашей точки зрения, урок соответствовал основным требованиям к знаниям учителя-предметника по данной теме и к методической грамотности педагога. Мы смогли раскрыть основные представления о чести у разных персонажей «Капитанской дочки», показать возможные трактовки смысла эпиграфа и названия. Логика урока была выстроена с учётом основных психологических закономерностей восприятия нового материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; урок состоял из четко выделенных логических этапов, соединённых связками. Нами были продуманы методы работы на каждом из этапов, соответствующие его задачам и содержанию.

Речь учителя была грамотной, без речевых ошибок, хотя иногда с оговорками и синтаксически сложными конструкциями.

По нашему мнению, урок прошёл в доброжелательной атмосфере, как и все уроки в данном классе. Нам удалось установить контакт с учащимися, побудить их высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам без страха ошибиться.

В то же время мы можем выделить ряд недостатков в проведении урока.

Во-первых, в начале урока мы не поставили перед учащимися проблемного вопроса или вопроса, связанного с их жизненным опытом, что снизило интерес к уроку.

Во-вторых, системы вопросов по анализу текста, предложенные некоторым группам, не учитывали то, какое количество времени было отведено на обсуждение, в результате чего учащиеся не успели проработать все вопросы.

В-третьих, как уже отмечалось, нами не были продуманы задания для класса, нацеливающие его на активное слушание во время ответов других групп. В результате большинство учащихся отвлекались и не слушали товарищей.

В-четвёртых, нам не удалось поддержать высокий уровень дисциплины на протяжении всего урока, что, по нашему мнению, во многом связано с предыдущим недостатком.

В-пятых, нам не удалось раскрыть понятие честь во всей его глубине и не удалось показать неоднозначность образов отдельных персонажей, в частности Швабрина. Это связано как с недостаточно продуманной системой вопросов, так и с небольшим количеством времени.

В-шестых, мы можем отметить такие недостатки как слишком быстрый темп речи учителя (иногда), неаккуратная запись на доске, не вывешенный заранее на доску портрет Екатерины II.

Выводы

Можно сказать, что цели, поставленные на уроке, в основном были достигнуты. Мы сформировали у обучающихся понимание пушкинской трактовки понятия честь и представлений о чести у разных персонажей «Капитанской дочки». Обсуждение этих вопросов велось на фоне общего представления о «Капитанской дочке» как о реалистическом произведении и создавало базу для дальнейшего изучения творчества А.С. Пушкина. В построении урока, выборе форм и методов работы были учтены основные дидактические принципы. Содержание урока опиралось на требования программы. Урок прошел в доброжелательной обстановке, на нём были созданы условия для свободного высказывания своего мнения по обсуждаемым вопросам.

В то же время в уроке может быть выявлен ряд недостатков, связанных как с его содержанием, так и с методикой проведения. В дальнейшей работе необходимо обращать особенное внимание на следующие моменты.

1.       Мотивация учащихся на активное слушание ответов товарищей с помощью различного рода заданий и вопросов.

2.       Поддержание дисциплины при организации групповой работы.

3.       Постановка проблемного вопроса в начале урока; связь обучения с жизненным опытом обучающихся.

4.       Тщательная предварительная подготовка дидактических средств, в том числе портретов, записей на доске.

5.       Поддержание постоянного, не очень быстрого темпа речи.


Полный текст материала Самоанализ урока литературы: «Понятие чести в произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»; 8 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  sganicheva
учитель русского языка и литературы, БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей"
06.09.2015 0 4290 313
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0