Анализ работы методического объединения учителей начальной школы (публичный доклад)
В методическое объединение учителей начальных классов входят 24 учителя начальных классов шести школ района: Масловопристанской, Графовской, Крапивенской, Чураевской, Никольской, Кошлаковской.
Особенностью работы ММО в последние три года является деятельность в период перехода начального образования на новые стандарты. В 2012 – 2013 учебном году по новым стандартам обучались дети первых – вторых классов. Обучение проходило по программе «Школа России». Обучающиеся занимались по шести - и пятидневной неделе.
Анализ работы по новым образовательным стандартам.
В 2011 -2012 учебном году учителя первых классов школ сети начали работу по новым государственным стандартам.
В течение двух лет учителя школ имели возможность пройти подготовку к работе в новых условиях на курсах повышения квалификации и в практической деятельности на стажерских площадках. К концу 2013 учебного года такую подготовку прошли все учителя начальных классов школ сети.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей: обсудили Федеральный образовательный стандарт НОО, познакомили родителей с образовательной программой школы.
С родителями обучающихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Реализация ФГОС осуществляется по УМК «Школа России».
В рамках требований новых стандартов в 1 – 2 классах осуществляется мониторинг развития УУД обучающихся психологом школы или учителями.
Новой формой оценивания качества образования учащихся является комплексная работа, которая включает задания по четырем предметам на основе работы с текстом. В прошедшем учебном году такую работу выполняли учащиеся 1 – 2 классов.
В 2012 – 2013 учебном году проходило комплектование начальной школы учебными и дидактическими пособиями.
Отличительной особенностью образования младших школьников является организация внеурочной деятельности, которая осуществляется по 5-ти направлениям:
- общеинтеллектуальное
- духовно–нравственное
- спортивно-оздоровительное
- социальное
- общекультурное
Моделью организации внеурочной деятельности в школах стала оптимизационная.
Учащиеся первых – вторых классов занимаются в клубах, ДТО, где имеют возможность для развития творческих способностей. Проблема с организацией внеурочных занятий существует в Масловопристанской СОШ в связи с обучением детей во вторую смену.
Итоги заседаний ММО
В течение последних трех лет заседания ММО были направлены на подготовку учителей к работе по новым образовательным стандартам и проводились по следующим направлениям:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых образовательных технологий;
- формирование информационно – коммуникационной культуры педагога;
- формирование исследовательской культуры педагога;
- формирование культуры здоровья участников образовательного процесса;
- формирование системы работы с одаренными детьми и слабоуспевающими детьми;
- инклюзивное образование;
- распространение актуального педагогического опыта.
Новой формой работы ММО стала организация выездных заседаний на базе школ сети. В 2011 – 2013 г.г. такие заседания были проведены на базе Графовской СОШ и Никольской ОШ. Целью их стало практическое ознакомление учителей с особенностями внедрения новых образовательных стандартов в конкретных образовательных учреждениях.
Заседания ММО проходили в активной форме: мастер-класс, круглый стол и т.д Особое внимание уделялось вопросам, связанным с образовательным процессом. При этом рассматривались проблемы , возникающие в ходе практической работы учителя. Следует заметить ,что на большинство вопросов не были получены ни разъяснения, ни рекомендации со стороны ИМЦ, хотя, полагаю, это входит в круг их непосредственных компетенций.
Формирование информационно – коммуникационной культуры педагога
За последние три года значительно повысился уровень информационно – коммуникационной культуры педагога. Это проявляется:
- в использовании на уроке ЭОР, электронных приложений к учебникам, создании собственных электронных продуктов;
- использование возможностей Интернет при подготовке к урокам;
- участие педагогов в видеоконференциях, форумах, конкурсах на педагогических сайтах;
- публикация методических разработок, конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий а различных интернет порталах;
- использование Интернета для повышения квалификации, знакомства с новыми образовательными технологиями;
- создание собственных страничек и мини-сайтов.
Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса
Особенностью работы педагогов в этом направлении в последние годы стало применение в работе здоровьесберегающей технологии Базарного. Нужно заметить, что ни в одной школе сети эта методика не используется полностью, т.к. это довольно затратное новшество, предполагающее определенные вложения со стороны государства. Поэтому в данном контексте уместно говорить об использовании ее элементов, таких как:
- обучение на массажных ковриках;
- работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка
- использование сенсорных крестов – для двигательной активности;
- частая смена видов деятельности с целью снятия утомляемости;
- создание на уроках комфортной среды для каждого ученика;
- потолочные офтальмотренажёры (гимнатика для глаз);
- настенные картины с набором предметов и табличек различного размера и цвета (зрительная тренировка).
Формирование системы работы с одаренными детьми
Это направление является традиционным в работе учителя начальных классов. В последнее время формами такой работы стали:
- школьное научное общество, факультативы, конкурсы, конференции, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
- музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность).
Новой формой развития одаренных детей стало участие младших школьников в проектной и исследовательской деятельности: в 2012 – 2013 учебном году в межшкольной научно – практической конференции приняли участие 9 младших школьников; ежегодно учащиеся школ сети представляют свои работы на муниципальном конкурсе «Я – исследователь»;
- участие учащихся начальных классов в заочных олимпиадах и викторинах по разным предметам. По итогам участия детей в конкурсах и олимпиадах в школах определяется список одаренных детей, которые награждаются различными поощрительными призами администрации района.
Инклюзивное образование
Дети с ограниченными возможностями получили возможность обучения в общеобразовательном учреждении наравне со всеми остальными детьми. Учителя, имеющие в классе таких детей ,проходят подготовку на базе Белгородского ИРО. В последние годы такую подготовку прошли 4 учителя школ сети.
Распространение актуального педагогического опыта
Учителя начальной школы не только постоянно совершенствуют свое мастерство через курсы повышения квалификации и в ходе самообразования, но и активно делятся своим опытом с коллегами. Это происходит в следующих формах:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий на школьном, межшкольном, муниципальном уровне;
- проведение мастер – классов на заседаниях ММО;
- печатание методических материалов в печатных изданиях различных уровней;
- печатание собственных методических разработок на различных педагогических порталах.
Итоги работы ММО учителей начальных классов
В последние три года вся работа ММО учителей начальных классов была направлена на формирование у учителей новых подходов к организации учебного процесса, согласно требованиям новых ФГОС НОО.
Практически все учителя школ сети прошли переподготовку на курсах по программе «ФГОС начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии».
Учителя активно внедряют в практику новые образовательные технологии, здоровьесберегающую технологию Базарного.
Учителя используют новые формы работы с одаренными детьми.
Учителя постоянно занимаются самообразованием, в том числе и развитием собственной ИКТ – компетентности.
Проблемы учителей начальных классов.
В ходе реализации ФГОС НОО у учителей возникают вопросы, связанные с написанием рабочей программы и плана воспитательной работы, вопросы по организации учебного процесса и внеурочной работы. К сожалению, в районе нет специалиста, способного помочь учителю как в плане оформления документации так и в плане оказания методической помощи при проведении урока.
В некоторых школах учебная литература приходит с запозданием (в Масловопристанской СОШ учебники по литературному чтению для 2 класса так и не поступили), что создает сложности в прохождении учебного материала по предмету.
Имеются определенные проблемы в организации внеурочной деятельности учащихся.
Учитель в современной школе поставлен в рамки бумагописца, что отвлекает его от предназначенной должностными обязанностями обучающей деятельности.
Обучение младших школьников по шестидневной неделе не способствует укреплению их здоровья и развитию творческого потенциала.
Задачи ММО учителей начальных классов на 2013 – 2014 учебный год:
Направить деятельность ММО на формирование у педагогов нового подхода к обучению младших школьников, способствовать внедрению в урок новых образовательных технологий.
Развивать информационно – коммуникационную культуру педагогов, направленную на совершенствование образовательного процесса.
Способствовать распространение актуального педагогического опыта учителей начальных классов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаламова Наталья Владимировна
→ shnw59 27.08.2015 0 8428 594 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.