Методическая разработка урока на тему "Знакомые — незнакомцы на знание морфологических особенностей покрытосеменных растений"; 6-7 класс
Урок предполагает использование активных методов обучения (проблемно-поисковые задания, эвристические вопросы, создание ситуаций занимательности, выполнение разнообразных творческих заданий). Коллективно-индивидуальная форма проведения урока обеспечивает диалогическое общение и развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе "добывания" новых знаний, а также стимулирует активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность.
Фрагмент
Оформление кабинета, оборудование, инвентарь: гербарные экземпляры растений (картофель, капуста, горох, шиповник, овес, рожь посевной и другие); «Черный ящик» с гербарием белладонны; коллекция семян злаковых растений; иллюстрации, фотографии, таблицы представителей семейств покрытосеменных; муляжи цветов и плодов цветковых растений. На столе у жюри лепестки «Цветика - семицветика» - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Лепестки имеют название определенного представителя семейства покрытосеменных растений:
- К – капуста (семейство Крестоцветные)
- О – одуванчик лекарственный (семейство Сложноцветные)
- Ж – желтая акация (семейство Мотыльковые)
- З – земляника (семейство Розоцветных)
- Г – гиацинт (семейство Лилейные)
- С – сорго (семейство Злаковых)
- Ф – физалис (семейство Пасленовых)
Активные формы и методы обучения: познавательная игра, игра-инсценировка, проблемно-поисковые задания, эвристические вопросы.
Подготовка к занятию:
Формируются группы учащихся по 5-6 человек, выбирается жюри (2-3 человека). Каждая группа готовит задание творческого характера (инсценировка легенды или загадки о цветковом растении).
Ход урока:
1. Мотивационно - ориентационный этап: учитель сообщает тему урока и знакомит учащихся с организацией работы на уроке, представляет жюри и мотивирует учащихся на активную совместную учебно-познавательную деятельность (1-2 минуты).
2. Содержательно - деятельностный этап: актуализация, расширение и углубление знаний учащихся по теме покрытосеменные растения. За каждое задание учащимся или командам присуждается от 1 до 5 баллов.
Фантазия первая на тему «Овощи» (3-4 минуты).
В стихотворении С.Михалкова «Овощи» говорится:
«Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу…»
Вопрос: Какие органы растений использует хозяйка для приготовления пищи? К каким семействам принадлежат перечисленные растения?
Ответ: Хозяйка использует: клубень картофеля – подземный побег (семейство Пасленовые); листья капусты (семейство Крестоцветные - Капустные); видоизмененный корень - корнеплоды моркови (семейство Зонтичные), петрушки (семейство Зонтичные), свеклы (семейство Маревые); плоды гороха (семейство Мотыльковые - Бобовые).
Фантазия вторая на тему «Наедине с природой» (3-4 минуты).
Индивидуально-практическое задание на определение растений семейства покрытосеменных.
Задание: Каждый учащийся получает пять гербариев растений и с помощью инструктивной карточки определяет семейство и видовое название растений.
Фантазия третья на тему «Прекрасная дама» (3-5 минут).
В «Черном ящике» находится многолетнее ядовитое растение, которое называется «Прекрасная дама». Цветок его трубчатый, имеет грязно-кроваво-бурый венчик. Плод – черная ягода. В 1813 году 160 солдат из армии Наполеона отравились в Германии его плодами.
Вопрос: Какое растение находится в «Черном ящике», каковы его особенности?
Ответ: Белладонна, или Красавка (семейство Пасленовые). Растение содержит ядовитое вещество – атропин. Итальянские красавицы закапывали сок белладонны в глаза. Атропин вызывал расширение зрачков глаз, придавая глазам, блеск и большую выразительность (белладонна, в переводе с итальянского, означает «Прекрасная дама»). Употреблять ее плоды опасно – смертельный исход. Препараты, полученные из белладонны, являются болеутоляющими и спазмолитическими средствами.
Фантазия четвертая на тему «Каждому растению свое семейство» (5-7 минут).
Задание капитанам: Учащиеся получают карточку-задание и гербарии соответствующих растений: Популярный «Аверин чай» образуют травы: паслен сладко-горький, череда трехраздельная и фиалка трехцветная.
Вопрос: В составе, каких ботанических семейств они находятся? Какое применение находит «Аверин чай»?
Ответ: Паслен сладко-горький входит в состав семейства Пасленовые, череда трехраздельная – семейство Сложноцветные, фиалка трехцветная – семейство Фиалковые. «Аверин чай» - средство от золотухи и им поят детей.
Задание командам: Выполняют следующее проблемно-поисковое программированное задание (задание на соответствие): на магнитной доске кто быстрей, распределит названные ниже растения по семействам.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сырова Юлия Егоровна
→ Екатерина_Пашкова 23.06.2015 0 4092 490 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.