Разработка урока биологии на тему: "Органы пищеварительной системы"; 8 класс
На уроке учащиеся познакомятся с органами пищеварения и их функциями. В начале небольшая проверочная работа, по изученному материалу, далее учитель в диалоге с классом постепенно переходит к новой теме, опираясь на ранее полученные знания знакомятся с функциями пищеварительной системы. Основная часть урока — заполнение таблицы по материалу данного урока. Учитель рассказывает новую тему и в то же время класс работает с учебником. Диалоги учителя с учениками не прерывается. Если некоторые учащиеся не успею полностью заполнить таблицу, то они доделают ее дома. В заключительной части фронтальный опрос и интересные факты.
Цель урока : Изучить органы пищеварения и функции пищеварительной системы.
Задачи:
- Формировать умение работать с учебником, составление таблиц и схем.
- Научить делать выводы по изученному материалу.
- Воспитать правильное отношение к питанию и своему здоровью.
Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. 2014 г. Просвещение
Ход урока.
I. Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
1) Проверочная работа «ДА/НЕТ» (если ученик согласен с суждением , то пишет ДА ; а если не согласен, то пишет НЕТ)
- Обмен веществ – это химические реакции синтеза и расщепления (ДА)
- Питательные вещества не поступают в кровь (НЕТ)
- Кислород необходим для окисления органических веществ (ДА)
- При расщеплении органических веществ энергия расходуется (НЕТ)
- Углеводы –основной источник энергии в организме (ДА)
- Энергия, которая образуется при расщеплении веществ идет на синтез молекул АТФ (ДА)
- При синтезе органических веществ энергия выделяется (НЕТ)
- Белок является строительным материалом в нашем организме (ДА)
- Расщепление белков на аминокислоты –это пластический обмен (НЕТ)
- Для полноценной жизни человеку достаточно употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы (НЕТ)
После окончания работы провести фронтальный опрос по данной работе, чтобы учащиеся смогли понять как они написали работу, и узнают верные ответы
III. Изучение нового материала
Вопрос учащимся: «Если человеку прямо в кровь ввести куриный бульон или молоко, то это может привести к гибели . Почему?»
Ответ : «В крови не могут усваиваться белки ,жиры и углеводы, они должны преобразоваться в доступную для усваивания форму . Для этого необходима пищеварительная система »
Дать определение…
Пищеварение – механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном) тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками. (записать в тетрадь)
Учитель вместе с учениками заполняет таблицу №1 (учащиеся вспоминают тему «Ткани» и «Обмен веществ» , обобщают и анализируют свои знания )
Таблица № 1
Функции пищеварительной системы |
Определение |
1. Секреторная |
Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительную систему. |
2. Двигательная |
Передвижение пищи по пищеварительному каналу |
3. Всасывательная |
Обеспечение поступления переваренных органических веществ в кровь и лимфу |
Ученик 1 выходит к доске и заполняет схему, используя таблицы или макет торса человека (учащиеся в классе ему помогают)
Схема 1 «Органы пищеварения »
Ротовая полость (зубы ,язык, слюнные железы)
↓
Глотка
↓
Пищевод
↓
Желудок
↓
Двенадцатиперстная кишка (поджелудочная железа)
↓
Тонкая кишка
↓
Толстая кишка(слепая кишка )
↓
Прямая кишка
Учитель рассказывает кратко о органах пищеварительного тракта , используя торс человека или таблицы (если есть проектор, то можно показать презентацию) Ученики параллельно начинают работать с учебником (33 параграф). В процессе рассказа, опираясь на текс учебника необходимо заполнить таблицу № 2
Таблица № 2 «Строение и функции органов пищеварения»
Название органа |
Особенности строения |
Функции |
1.Ротовая полость |
В полости рта расположены зубы, десна ,язык и слюнные железы. |
Измельчение пищи, смачивание слюной, расщепление углеводов. Язык перекатывает пищевой комок |
2.Глотка |
Трубка с несколькими отверстиями. Состоит из поперечно -полосатой мышечной ткани. Изнутри выстлана слизистой |
Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок |
3.Пищевод |
Трубка 25-30 см. Верхняя часть образована поперечно - полосатой мышечной тканью. |
Обеспечивает передвижение пищевого комка в желудок |
4.Желудок |
Большой мышечный мешок.(объем может достигать 3-х литров) Состоит из трех слоев мышц. Внутри имеет слизистые железы |
Переваривание пищи под действием пищеварительного сока и ферментов
|
5.Двенадцатиперстная кишка (начальная часть тонкой кишки) |
Длина 27-30см. В ее полость открываются протоки поджелудочной железы и печени. |
Переваривание и всасывание части органических веществ, образование некоторых гормонов. |
6.Тонкий кишечник |
Длинная (около 5 м ) трубка, диаметром 2.5-5 см, образующая петлю. Внутри есть слизистая с пищеварительными железами, выделяющими кишечный сок. Внутренняя поверхность имеет много ворсинок. |
Окончательное переваривание и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. |
7.Толстая кишка
|
Длина 1,5-2м ; диаметр 4-10 см. Железы слизистой выделяю небольшое количество сока |
Поглощение оставшейся воды. |
8.Прямая кишка |
Длина 13-15см |
Удаление из организма непереваренных остатков пищи |
IV Заключительный этап урока
1.Фронтальная беседа с учащимися по изученному материалу.
2. Учитель рассказывает интересные факты о пищеварительной системе
- Длина человеческого пищеварительного тракта составляет около 10 метров, а та часть ЖКТ, в которой извлекаются полезные вещества, достигает 7 метров.
- Если разгладить каждую складку тонкой кишки, то площадь ее поверхности составит примерно 250 кв.м.
- Если учесть все бактерии и микроорганизмы, живущие в кишечнике человека, то их масса составит примерно 2,5 кг.
- Объем пустого желудка составляет пол литра, а после принятия еды желудок может растянуться до 1 литра.
- Каждый день на переваривание еды организм тратит около 10% всей энергии. Большая ее часть идет на переваривания алкоголя и белков.
- В толстую кишку каждый день попадает примерно 8 литров жидкости, но из нее выходит около 100 грамм. Жидкость – это вода, соли, желчь и слизь.
- Когда человек только думает о еде, у него начинает вырабатываться слюна. За день организм вырабатывает 1,7 литров слюны.
- Печень выполняет больше 500 функций, которые очень важны для организма. Нужно следить за состоянием печени, потому что при расстройствах в организме она реагирует первой. (интернет ресурсы http://gn24.net/publ/therapy/interesny-e-fakty-o-pishhevarenii-cheloveka.html).
Домашнее задание: Учить &33 и повторить & 32. Учащиеся дома доделывают таблицу, вносят дополнения и учат ее. Двое учеников пишут небольшие сообщения по темам; «Зубы . Уход и профилактика заболеваний зубов», «Слюнные железы».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чигирь Елена Александровна
→ Екатерина_Пашкова 09.08.2015 0 56761 1568 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы