Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные"
Конспект и технологическая карта урока по биологии для 5 класса по теме "Беспозвоночные" составлены по УМК Н. И. Сонина линия "Сфера жизни" с учётом требований ФГОС к современному уроку с использованием различных образовательных технологий. Для проведения урока необходимы учебник ("Биология. Введение в биологию." авторы Н. И. Сонин и А. А. Плешаков. изд-ва Дрофа: 2013 г.), проектор или интерактивная доска, электронное приложение к учебнику (скачивается бесплатно с сайта www.drofa.ru), компьютер, коллекция насекомых и раковин, аквариум, справочники по биологии. На уроке используется фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах. Обучающиеся заполняют схему и таблицу, работают с диаграммой, отгадывают загадки, находят пословицы и поговорки о беспозвоночных животных, распределяют животных на три группы - простейшие, беспозвоночные и позвоночные животные.
Технологическая карта изучения темы «Беспозвоночные».
Тема |
Беспозвоночные. |
Цели и задачи
|
Образовательные: сформировать представления о существенных признаках беспозвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены. - Регулятивные УУД: научиться отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. - Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; работать в паре. |
Планируемый результат |
Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, показывать по рисункам части животных: туловище, голова, конечности, классифицировать беспозвоночных животных, объяснять значение животных, характеризовать среду обитания. Метапредметные УУД: познавательные: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; принимать учебную задачу; умение ставить задачи на урок; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, проявление ответственного отношения к природе, любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены. |
Основные понятия |
Беспозвоночные, простейшие, многоклеточные, позвоночник, кишечнополостные, колония, рифы, черви, паразиты, моллюски, членистоногие, панцирь, ракообразные, паукообразные, губки, насекомые, иглокожие. |
Межпредметные связи |
Экология, литература, гигиена, география, математика. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебники, электронное приложение (www.drofa.ru), коллекция насекомых и раковин, аквариум, справочник по биологии, компьютер, проектор. Рабочие листы. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
|
1. Организационный этап. 1.1. Актуализация знаний (4 мин) |
- На прошлом уроке мы изучали тему «Простейшие». Ответьте на вопросы.
- Посмотрите на аквариум. Какие животные обитают в нём? Чем они отличаются друг от друга? На какие группы их можно разделить? |
Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Простейшие». Отвечают на вопросы по аквариуму. |
Фронтальный опрос. 1. Какие организмы относятся к простейшим? 2. Чем животные отличаются от растений? 3. В чём сходство и различия между простейшими и бактериями? 4. Какова роль простейших в природе и жизни человека? Анализируют, кто из животных обитает в аквариуме, на какие группы их можно разделить. |
|
1.2. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
|
- На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?
- О какой группе организмов пойдет речь на уроке? - Дополните недостающие элементы в схеме. |
Отвечают на вопрос (по количеству клеток, наличию наружного и внутреннего скелета). Отгадывают о чем идет речь?
Заполняют схему «Животные».
|
Фронтальный опрос. 1. На основании каких признаков вы разделили их на такие группы?
Один из обучающихся выходит к доске и заполняет схему «Животные». (Приложение 1.) |
|
1.3. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) |
- Итак, тема урока - «Беспозвоночные». - Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…». Запишите себе в тетрадь. - Как построим свою работу на уроке? - Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в тетради.
|
Записывают фразу. Формулируют цели урока.
Планируют деятельность: - прочитаем текст в учебнике, - посмотрим на рисунки, - сравним особенности строения и жизнедеятельности. |
В тетрадях записывают, что бы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают свою цель.
Предполагают варианты учебной работы на уроке.
|
|
2.Основной этап. Изучение нового (10 мин) |
- Посмотрите материал электронного приложения по теме «Беспозвоночные». - Посмотрите в учебнике рисунки на стр. 95 и ответьте на вопросы.
- Используя данные из различных справочников, достройте диаграмму (определите какой сектор обозначает членистоногих, а какой моллюсков. (диаграмма транслируется через проектор). - По диаграмме определите, каких видов беспозвоночных животных больше всего. |
Смотрят электронное приложение.
Находят информацию на рисунке, отвечают на вопросы.
Один из учащихся отвечает, какая группа не подписана на диаграмме. (Приложение 2.)
|
Смотрят электронное приложение к УМК по теме «Беспозвоночные» через проектор.
Фронтальный опрос: 1. Какие животные относятся к членистоногим, моллюскам, иглокожим, червям, кишечнополостным? 2. Какая группа беспозвоночных животных включает наибольшее количество видов? 3. Животные каких групп беспозвоночных обитают только в воде?
Доделывают диаграмму. Отвечают на вопросы
|
|
3. Ориентировочный этап. Систематизация знаний. (15 мин). |
- Я вам показываю животных: если это беспозвоночное животное, то поднимаете обе руки вверх, если позвоночное – качаете головой, если простейшее - приседаете. - Вам необходимо заполнить таблицу. Работаете парами, вместе, как сидите. Можете использовать справочники, интернет, учебник. |
Учащиеся встают и выполняют задания физкультминутки.
Заполняют недостающие элементы в таблице (Приложение 3). |
Через проектор транслируются рисунки различных животных.
Используя учебник и др. источники информации заполняют недостающие элементы в таблице.
|
|
4. Осмысление содержания. (4 мин) |
- Для некоторых животных характерны определённые качества, без которых их представить невозможно. Вспомните их и подберите к каждому качеству беспозвоночное животное. - Отгадайте загадки о беспозвоночных животных. |
Подбирают к каждому качеству животное. (Приложение 4)
Отгадывают загадки. |
Фронтальный опрос. Подбирают к качеству беспозвоночное (Приложение 4).
Отгадывают загадки. (Приложение 5) |
|
5. Домашнее задание (3 мин)
|
- Домашнее задание для всех: выучить § 20, по желанию найти и выписать в тетрадь пословицы и поговорки, в которых упоминаются беспозвоночные животные или найти художественные произведения о беспозвоночных животных. (Приложение 6.) |
Записывают домашнее задание в дневник.
|
|
|
6. Рефлексия (3 мин) |
- Оцените свою работу на уроке. - Кого бы вы из одноклассников отметили за активную работу на уроке. - Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока. - Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. |
Заполняют листочки самооценки. (Приложение 7.)
|
Индивидуальная работа. Заполняют листочки самооценки. Анализируют работу одноклассников. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Нина Александровна
→ Публикатор 21.03.2016 0 8640 728 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы