Психологическая характеристика классного коллектива
1. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
- Общие сведения о коллективе.
Класс состоит из 26 человек: 16 мальчиков и 10 девочек в возрасте 16 - 18 лет. Психофизическое развитие учащихся не имеет отклонений и соответствует норме. Данный класс был сформирован в 2004 году и тем же составом окончил школу.
- Руководство и организация классного коллектива:
В данном классе присутствует актив: староста, как помощник классного руководителя, выполняет все задания и поручения; бригады по дежурствам, которые выполняют свои обязанности с огромным удовольствием.
Ученики всегда выслушивают друг друга на собраниях класса, учебных занятиях. Но, говоря о мальчиках, можно сказать, что их психологическое развитие не соответствует возрасту, поэтому бывают моменты, в которых они не могут проявить себя как взрослые юноши.
Школьники переживают за свой коллектив. При участии в общественных мероприятиях стараются поддерживать друг друга.
Ребята очень творческие. Девочки окончили музыкальную школу, некоторые мальчики занимаются танцами и играют на музыкальных инструментах. Все ребята ходят на различные спортивные секции, увлекаются такими видами спорта, как биатлон, футбол и спортивный туризм, ходят на дополнительные занятия по предметам.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. В классе присутствуют отличники, чье мнение является авторитарным для остальных ребят. Большинство учеников класса открыты в общении, легко идут на контакт со всеми участниками образовательной деятельности.
Что касается отношений между мальчиками и девочками, то тут нет никаких особенностей. Отношения - нейтральные.
Классный руководитель является авторитетом для учеников, они прислушиваются к нему, и считаются с его мнением. Классный руководитель учитывает интересы детей, доказательство этому является то, как он выбирает формы и виды внеклассных мероприятий.
- Краткие методические указания по изучению класса.
Данный коллектив с ответственностью и серьезностью подходит к учебной деятельности, задания делает к назначенному сроку.
Анализируемый класс – гимназический, и это сказывается на их отметках по различным дисциплинам, так как ум ребят очень подвижен.
Что касается методических указаний по учебной деятельности, то ребята относятся к ней ответственно и целеустремленно. Но, хотелось бы, чтобы класс больше времени уделял чтению литературы, как учебной, так и художественной, несмотря на прогрессирующие цифровые технологии.
- Социометрическое исследование.
1. Цель исследования: обзор социально-психологической атмосферы в классе, выявление лидера, а также определение возможных микрогрупп.
2. Ход выполнения работы:
Учащиеся были уведомлены о цели и важности данного исследования, а также получили инструкцию о выполнении заданий.
Фамилия, имя ____________________________________________________
Инструкция: «Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив:
+1, +2, +3 кого выбираете в первую, вторую, третью очередь, если делаете положительный выбор,
-1, -2, -3 тех, кого НЕ избираете в первую, вторую и третью очередь, если вы делаете отрицательный выбор.
1. С кем из Вашего класса Вы хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)
2. С кем из Вашего класса вы НЕ хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)
Все результаты опроса были внесены в общую таблицу сведений.
Большим влиянием в группе обладают двое: Ученик 1 и Ученица 2 - это говорит о том, что они являются наиболее благоприятными в общении.
Безоговорочный лидер – Ученица 2.
Сложно сказать, кто из класса обладает наименьшим влиянием. Большое число отрицательных показателей говорит о том, что данные люди практически не задействованы в процессе совместной деятельности и происходящим в коллективе.
Уровень благополучия взаимоотношений данной группы средний: представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») немногим меньше, чем III - «принятые», в то время «отверженных» нет.
Анализ позитивных выборов позволяет сделать вывод, что в коллективе присутствует две подгруппы: лидер первой - Ученик 1, а лидер второй подгруппы – Ученица 2. Эти два лидера общаются между собой, Ученица 2 является отличником в классе, чего не скажешь об Ученике 1.
Благодаря проведенному исследованию взаимоотношений можно четко выделить 2 группы, каждая из которой своего лидера.
Цель данного исследования, которая состояла в том, чтобы выявить взаимоотношения в коллективе достигнута и выявлены:
- взаимные симпатии и антипатии классного коллектива;
- лидеры;
- две подгруппы, имеющие своего лидера.
4. Общие выводы.
У учащихся прослеживается хороший уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Ученики данного класса относятся к учёбе серьезно и ответственно, осознают её важность и положительное влияние на жизнь в будущем. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся соответствует норме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вербицкая Любовь Викторовна
→ Любовь6788 04.09.2015 0 29276 908 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.