Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) при изучении химии
Образовательный стандарт второго поколения по предмету «химия» требует от учителя так организовать учебный процесс, что ведущая роль в нем отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Центральным понятием ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход как основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
С внедрением ФГОС часов по предмету «химия» не становится больше. Школьная программа по курсу «химия» в рамках основного образования включает в себя огромное число понятий, законов, теорий, фактов и предусматривает большой для обязательного усвоения объем информации. Заучивая, пытаясь понять и осмыслить их, ученик зачастую не видит причинно-следственных связей, а воспринимает понятия, термины и законы как отдельные, не связанные друг с другом, учебные компоненты.
Работа в малокомплектной школе с численностью учеников в классе не больше пяти снижает познавательный интерес к предмету, прежде всего из-за отсутствия элемента конкуренции. Также в последнее время наметилась тенденция неумения работать даже с текстом учебника. При построении уроков приходится учитывать и эти аспекты.
Одной из технологий, опробованной мной в школе, стала технология укрупнения дидактических единиц - УДЕ. Использование ее элементов при изучении отдельных тем и разделов помогает мне высвободить время для отработки практических навыков во время уроков-семинаров, при решении задач и изучении нового материала.
Технология УДЕ – это системная технология, в основе которой лежит идея подачи ученику знаний крупными блоками. При этом центральными становятся такие дидактические единицы как «термин», «понятие» , «свойство» или «закон», вокруг которого, как на столбик детской пирамидки, нанизываются сходные понятия, действия, операции взаимосвязанных тем, разделов учебной программы.
Так, например, в разделе «Изменения, происходящие с веществами» (8 класс) при изучении типов химических реакций строю работу следующим образом:
Типы химических реакций. Урок-лекция(1 ч)
Типы химических реакций. Урок решения упражнений (2 ч)
Расчет по химическим уравнениям. Урок решения задач (3 ч).
Урок обобщение
Контрольная работа
При изучении главы 3 «Органические вещества», темы по бескислородным органическим соединениям учебная работа организуется так:
Общая характеристика углеводородов. Урок -лекция.
Физические свойства углеводородов
Химические свойства углеводородов
Получение и применение углеводородов
Урок-отработка навыков по решению задач и упражнений.
Такой подход при изучении тем или даже целых разделов дает возможность устанавливать зависимость между составом, строением и свойством веществ. Ученики учатся делать прогнозы на основе знаний теоретического материала. Применение технологии УДЕ высвобождает время для многократного повторения с учениками изученного материала и дает возможность в урочное время рассмотреть не только стандартные задания, но и решать нестандартные задачи повышенного уровня. Элементы технологии УДЕ также хорошо работают при групповой(парной) форме проведения урока. Это и составление кластеров с использованием решения деформированных заданий, решение прямых и обратных задач, составление матриц. Построение учебного материала в технологии УДЕ предполагает работу по схеме «всеобщее-общее-частное». Особенно важной составляющей является решение взаимообратных задач. Именно такие задачи, а точнее, умение не только их решать, но и составлять самими учениками, является одной из траекторий реализации индивидуальных образовательных возможностей учеников, и как следствие — является одним из способов развития продуктивного мышления как минимум, а как максимум- одаренности школьников.
Умение конструировать матрицы разной сложности, построенных по методике УДЕ, способствует удержанию в памяти школьников старшего звена родственных знаний по смежным предметам, таким, как физика, биология, математика. Решение заданий с использованием данной технологии активизирует внимание учащихся, развивает гибкость их мышления, учит не решать по шаблону, что являлось стандартом для традиционной системы обучения .
Например, при изучении темы «Простые вещества» в 8 классе хорошие результаты усвоения навыков решения расчетных задач по темам «Количество вещества», «Молярный объем», «Масса и число частиц» дает решение задач с использованием взаимообратных матриц.
Вещество |
М (г/моль) |
m(г) |
n(моль) |
V(л) |
N(частиц) |
N2 |
|
|
|
20 |
|
BaO |
|
|
|
|
20 |
NaCI |
|
|
20 |
|
|
MgSO4 |
|
20 |
|
|
|
Такое единство составления и решения задач способствует развитию продуктивного мышления и реализует концепцию системно-деятельностного подхода.
Перефразируя слова основателя технологии УДЕ, академика П.М. Эрдниева, «…красной нитью урока, построенного в системе УДЕ, служит правило :не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знания видоизмененной. Изучить не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом»
По моему мнению, данная технология всецело направлена на достижение центральной задачи ФГОС второго поколения- переход на системно-деятельное построение содержания урока.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скиданова Юлия Андреевна
→ youliya0685 07.04.2016 0 5926 343 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.