Статья: "Игровые технологии на уроках немецкого языка в младших классах средней общеобразовательной школы"
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты обусловили особую значимость применения интерактивных технологий обучения на уроках иностранного языка в средней школе. В психолого-педагогической литературе отмечается важность интерактивного взаимодействия учителя с учениками, способствующего активизации усвоения знаний школьниками, практической реализации их умений, приобретению навыков планирования самостоятельной деятельности у учащихся.
Применение игровых технологий в процессе обучения немецкому языку младших школьников способствует развитию у них механизма мышления за счёт простоты и лёгкости вхождения детей в создаваемые игровые образы, активизации речевого общения в контексте игровой ситуации, нацеленной на адаптацию ребёнка в среде микроколлектива и формированию доверия к психолого-педагогическому сопровождению со стороны учителя. Выбор школьниками конкретных ответов на игровые задания из широкого диапазона представленных учителем иностранного языка вариантов способствует проявлению творческого мышления, развитию спонтанной речи и преодолению ребёнком излишней тревожности при ответе на заданный вопрос. Такими общими чертами можно охарактеризовать ещё одну важную роль учителя иностранного языка как обеспечивающего преемственность между разными классами школы, поскольку дети станут более подготовленными к старшей школе, чем те из их сверстников, в процессе обучения которых игровые технологии не применялись.
Итак, одной из задач, стоящих перед учителем иностранного языка в младших классах средней общеобразовательной школы является педагогическое сопровождение учебной деятельности, то есть создание благоприятной образовательной среды, формирование позитивного микроклимата в детском коллективе – иными словами, комфортного вхождения учащегося в учебный процесс. Для решения этой задачи существует ряд инструментов, одним из которых являются игровые технологии.
Согласно современным исследованиям, «для создания игрового комплекса упражнений учителю следует творчески переосмыслить традиции методической подготовки и разработать новые активные формы работы с детьми <…> особое значение в данном контексте отводится системе самостоятельной работы, взаимоконтролю и самоанализу. Главной задачей игровых упражнений должно стать моделирование типичных ситуаций учебного общения, различные режимы работы: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный, что позволит сделать занятия интересными» [3,303].
Исследователи называют несколько категорий игр на уроках иностранного языка: грамматические, лексические, фонетические, орфографические и др. [1,11]. В настоящей статье мы рассмотрим примеры грамматических игр, с помощью которых учитель помогает младшим школьникам овладеть учебным материалом, поскольку такие игры создают условия для перехода к активной речевой деятельности и способствуют преобразованию монотонной работы над грамматическим материалом в увлекательную. Значительное место в указанной технологии отводится рефлексии, как индивидуальной, так и групповой, с анализом процесса учебно-игрового взаимодействия.
- «Кто что делает?» (“Wer was macht?”): целью игры является активизация употребления глаголов в 3-м л. ед. ч. и развитие лексических навыков. В процессе демонстрации учащимся сменяющихся смысловых картинок, изображающих какое-либо действие (например, езду на велосипеде), учитель умышленно озвучивает неверные действия изображённого лица (вместо «Er fährt » учитель говорит «Er läuft»). Те из учащихся, которые согласились с неверным вариантом, выбывают из игры.
- «Кто куда?» “Wer – wohin?” цель этой командной игры – автоматизация речевых образцов направления действия. Каждой команде выдаётся отдельная карта. Каждый капитан команды задаёт вопросы по картинкам, на которые отвечают участники команды. Например – «Wohin fährt das Auto?- Das Auto fährt aufs Lande». Выбранный в качестве судьи учащийся или сам учитель считает правильно заданные вопросы и верные ответы на них. В конце этой грамматической игры выявляется команда-победитель.
Проведение занятий по изучению новых лексических и грамматических единиц на иностранном языке с применением творческого подхода к решению поставленных лексических и грамматических задач, а также с совместным обсуждением полученных результатов, учитывая реалии окружающего мира [2,156] обеспечивает преемственность в образовательной схеме «школа-вуз».
В заключение отметим, что у учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы наибольшую трудность представляет усвоение грамматического материала, поэтому наиболее уместным является игровой метод, так как он позволяет в доступной форме овладевать сложными грамматическими явлениями, преодолеть неуверенность и поднять общую позитивную атмосферу в классе, сплачивая детский коллектив.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукашина Татьяна Михайловна
→ Публикатор 31.08.2015 0 4680 362 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.