В качестве примера представим план самообразования воспитателя детского сада по развитию речи на тему: «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников».
Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.
Задачи:
- Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
- Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
- Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
- Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
- Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
- Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Ожидаемый результат
- Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
- Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.
Актуальность темы
Важнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша яркие образы, связаны с простыми житейскими ситуациями. Такие произведения понятны детям, отлично запоминаются. Поэтому дошкольники легко и с удовольствием знакомятся с ними, хорошо реагируют на любые задания с использованием детских жанров народного фольклора.
Богатство и специфика устного народного творчества обуславливают большие возможности, которое дает его использование на занятиях с детьми. Существует множество методов и приемов применения произведений фольклора для развития речи дошкольников. Однако нет структурированного и полного описания методики их системного использования. Поэтому считаем необходимым изучение данного вопроса для выявления наиболее эффективных способов педагогического воздействия на развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм.
План самообразования
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки реализации |
1 |
Изучение методической литературы. |
сентябрь, на протяжении года |
2 |
Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете. |
сентябрь, на протяжении года |
3 |
Диагностика родителей «Народный фольклор в жизни вашего малыша». |
сентябрь, май |
Работа с детьми |
||
1 |
Разучивание фольклорных произведений об осени. |
октябрь |
2 |
Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества. |
ноябрь |
3 |
Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение. |
декабрь |
4 |
Рассказ «Зимние народные праздники». Разучивание обрядовых песенок. |
январь |
5 |
Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек. |
февраль |
6 |
Инсценизация «Моя любимая сказка». |
март |
7 |
Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота». |
апрель |
8 |
Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора. |
май |
Работа с родителями |
||
1 |
Консультация «Малые фольклорные произведения». |
октябрь |
2 |
Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками. |
ноябрь |
3 |
Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи». |
декабрь |
4 |
Папка-передвижка «Зимний календарь». |
январь |
5 |
Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры». |
февраль |
6 |
Организация семейной выставки рисунков «Расскажи мне сказку». |
март |
7 |
Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры». |
апрель |
8 |
Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребенка». |
май |
Самореализация |
||
1 |
Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников» |
октябрь |
2 |
Создание картотеки игр на основе детского фольклора. |
ноябрь |
3 |
Открытое занятие «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра». |
декабрь |
4 |
Доклад на семинаре «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». |
февраль |
5 |
Мастер-класс «Воспитание ответственности, трудолюбия через сказки». |
март |
6 |
Отчет о реализации темы самообразования на педсовете. |
май |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.