Что должен уметь ребенок в возрасте 3, 4-5, 6-7 лет? Консультация для родителей
- Идеальная модель: ответственные родители, которые способствуют обучению ребенка, дают ему знания, общаются с ним, сотрудничая с дошкольными учебными заведениями.
- Печальная реальность: малыша «обучают» современные гаджеты, окружают невнимательные, занятые родители и сверстники с аналогичными проблемами.
Что делать воспитателю?
Обязательно общайтесь с родителями! Рекомендуется проводить индивидуальные встречи. Не все родители получили педагогическое образование, многие понятия не имеют, что делать во время кризисов раннего развития. Большинство, как показывает практика, абсолютно уверены, что обучение чтению и письму — обязанность школы.
Как проводить встречу?
- Установите контакт. Начинать с нравоучений не стоит. Вам поможет доброжелательность, коммуникабельность, приветливость. В процессе общения можно выяснить причины тех или иных проблем в развитии ребенка, если они имеют место.
- Подготовьтесь к встрече. Учитывая возраст конкретного ребенка, стоит приготовить небольшой список рекомендаций, раздаточный материал.
- Дайте несколько ненавязчивых рекомендаций.
- Предложите родителям самим задавать вопросы.
Очень важно наладить контакт. Составив подробную памятку, вы можете дать родителю конкретный рецепт воспитания и обучения.
Что должен уметь ребёнок в 3-4 года?
3 года — переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте малыш переживает один из возрастных кризисов, связанных с первыми попытками отстоять свою личность. Упрямство, своеволие, капризы, негативизм — наиболее яркие «симптомы».
Что делать родителям и воспитателям?
- Помогать ребенку пережить кризис.
- Сглаживать «углы», не заостряя внимания на негативных проявлениях поведения.
- Держать себя в руках! Легче всего ненароком сформировать в этом возрасте страхи — базу для расстройств личности. Любое оскорбительное, обидное слово может нанести непоправимый вред малышу.
Что должен знать ребенок в три года?
- Свое имя, имена родителей, бабушек/дедушек, уметь четко их произносить.
- Словарный запас — не менее 250 слов. Обратите внимание, что речевое развитие на этом этапе очень активное, даже если малыш не был словоохотливым ранее.
- Базовые цвета, около 10 названий животных, фигур, фруктов, называет их, может показать на картинке.
- Свой адрес.
Умения и навыки:
- Отвечает на простые вопросы.
- Может составить простое предложение или рассказ из 2-4 предложений.
- Считает до 5.
- Может сопоставить фигуры и предметы по цвету, форме.
- Узнает родителей, знакомых по фотографии.
- Собирает простые пазлы.
- Составляет наиболее простые логические цепочки: «если шел дождь — будут лужи».
- Расставляет предметы по признаку размера.
- Выполняет простые бытовые действия: может одеться, легко манипулирует пуговицами, убирает игрушки, моет руки, ест самостоятельно.
- В сфере двигательных навыков: уверенный бег, ходьба, манипуляции с мячом, паззлами. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
В 3 года ребенок проявляет определенную активность в знакомстве с ровесниками.
Как развивать?
- Особое внимание следует уделить творческому потенциалу малыша. Для этого хороши лепка из пластилина, занятия с песком, пазлами, аппликациями.
- Рекомендуется часто общаться с малышом, прививая ему коммуникативные навыки, развивая словарный запас.
- Поощряйте рисование.
- Не ограничивайте самостоятельность в быту — не стоит все делать вместо малыша. Наиболее разумно — наблюдать, обеспечивая безопасность контакта с миром, но без раздражительности, постоянного вмешательства, гиперопеки.
- Давайте ребенку новую информацию — через общение, книги, игру.
- Если вас интересует, что должен уметь ребенок 3-4 года, обратите внимание на три главные сферы — мышление, речь, моторика.
Что должен уметь ребёнок в 4-5 лет?
Кризисный этап пройден. Период 4-5 лет — время активного развития правого полушария. Мозг малыша активно развивается — особенно отделы, которые отвечают за органы чувств. Закладываются основы будущего успеха в математике, филологии. Важно создавать условия для активного развития интеллекта, формирования умений и навыков.
Что должен знать ребенок?
- Фигуры, их названия, может соотносить предметы с формой, цветом.
- Адрес места проживания, имена и телефоны родителей.
- Ребенок должен знать буквы и звуки, которые соответствуют буквам.
- Словарный запас активно расширяется, пополняется новыми понятиями.
Умения и навыки:
- Четко и понятно говорит, начинает учиться писать.
- Может выразить свои мысли словами, составляет предложения, описывает предметы, переживания, события, которые произошли несколько дней назад.
- Придумывает собственный сценарий игры.
- Сопоставляет предметы по форме, цвету, размеру, назначению.
- Собирает конструктор и паззлы, которые соответствуют возрасту.
- Может сам одеться и раздеться, почистить зубы, правильно использует столовые приборы.
- Удерживает внимание на нескольких предметах около 7-10 минут.
- Легко учит небольшое стихотворение.
На данном этапе развития ребенок восприимчив для изучения новых слов. Можно попробовать обучать малыша иностранному языку.
Как развивать ребенка?
- Способствуйте пополнению словарного запаса ребенка — общайтесь с ним, читайте вслух. Вдохновляйте на устные рассказы: «Ванечка, расскажи, во что вы играли в садике?», «Оленька, что вы сегодня кушали?», «Куда вы ходили на прогулку?». Аналогичные вопросы желательно задавать ребенку каждый вечер. Общение с ребенком как фактор развития бесценно!
- Покупайте игрушки сообразно возрасту, предлагайте разные варианты, позволяйте ребенку самому выбрать игрушку, вид деятельности. В этом преуспела уникальная образовательная система М. Монтессори, основанная на развитии самостоятельности малыша с раннего возраста в специально оборудованных учебных заведениях.
- Наиболее полезны конструкторы, рисование, паззлы — игрушки, направленные на развитие внимательности, усидчивости, терпения, образного мышления.
- Стоит уделять внимание нарушениям. Для этого стоит постоянно наблюдать за моторикой, речью, поведением ребенка.
Важность этапа: в период с 4 до 5 лет можно скорректировать недостатки умений, знаний, навыков. Максимальное внимание воспитателя и родителей необходимо.
Что должен уметь ребёнок в 5-6 лет: скоро в школу!
Скоро новый перелом — кризис 6/7 лет. К нему необходимо подготовиться.
Что такое «кризис 6/7 лет»?
- Это начало нового этапа жизни и развития ребенка, переход из одной социальной роли в другую. Теперь Ванечка и Олечка не только сын и дочь, они становятся учениками школы, включаются в активную деятельность, взаимодействуют с другими детьми, взрослыми.
- Расширяется спектр обязанностей ребенка.
- Ранее главной формой деятельности была игра. Теперь в арсенале появляются новые способы познания окружающего мира.
- Кризис вызывают физиологические изменения.
- В процессе развития ребенок начинает искать грань добра и зла, интересуется что такое «хорошо» и «плохо», осуществляется формирование моральных норм и принципов.
- Происходит формирование самооценки — родителям стоит не только внимательно следить за своими действиями по отношению к ребенку, но и действиями, словами, поступками, которые направлены на других людей.
Знания, умения, физическое развитие ребенка 6-7 лет:
- Ребенок подвижен, активен: свободно бегает, прыгает, играет в спортивные игры, манипулирует с мячом, скакалкой, может быстро чередовать движения.
- Полностью обсуживает свою сферу гигиены.
- Имеет как минимум базовые, навыки чтения и письма.
- Речь развита, ребенок свободно владеет общепринятыми понятиями.
- Демонстрирует послушание, ответственность, волю.
- Имеет базовые навыки по географии, природоведению, может решать простые задачи.
Наличие требуемых знаний и умений — залог более спокойного прохождения кризиса.
Основная проблема состоит в резкой смене социальных ролей и задач. Эту проблему решить легче, своевременно начиная готовить ребенка к школе.
Как смягчить кризис?
- Стоит давать ребенку ответственные задания сообразно возрасту. Например, помыть посуду, помочь маме в стирке. Это учит ответственности.
- Способствуйте общению с одногодками, это позволит найти друзей и в школе.
- Повышайте самооценку: похвалите за красивую картинку, хорошо вымытую посуду, уборку в комнате. Главное: похвала должна быть адекватной.
Ребенок нарушил правило? Заслужил наказание? Объясните ему причину вашего негодования. Ребенку важно понимать, за что его наказывают.
- Приучайте ребенку выполнять определенные задачи, которые требуют концентрации. Наиболее распространенная проблема первоклашки — невозможность усидеть на месте, длительное время концентрироваться на объекте.
- Давайте необходимые знания, формируя навыки чтения и письма.
- Важно слушать и слышать дошкольника — о проблемах в эмоциональной сфере говорят рисунки, смена настроения, пассивность.
- Не стоит перекладывать всю ответственность за формирования знаний, умений и навыков на школу и ДОУ. Истоки развития — в семье!
Развитие сообразно этапам, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностям возраста, — важный шаг в становлении гармоничной личности.
Об авторе: Ирина Давыдко, педагог, учитель.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.