Статья: "Использование песенного материала как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Ведущей для современной методики преподавания иностранного языка является развитие коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с различными коммуникативными задачами. Эффективность овладения языком и формирование коммуникативной компетенции находится в прямой зависимости от активности учащихся, вовлечения их во все виды речевой деятельности, поэтому большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения.
Перед каждым учителем встает вопрос: как заинтересовать учащихся, как повысить мотивацию. Почему бы не сделать это при помощи того, что понятно и близко каждому школьнику и имеет достаточно большое значение в их жизни? И это, безусловно, музыка. С помощью музыки и песен на английском языке более прочно усваиваются лексические единицы, и расширяется словарный запас. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Именно в песнях лучше усваиваются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Ну и, наконец, благодаря музыке создается благоприятная обстановка на уроке и снижается психологическая нагрузка.
Использование песен на уроках английского языка дает наилучший результат на этапе начального обучения и при работе с учащимися старших классов. Материал, который дается детям в форме песни запоминается гораздо быстрее и вызывает большой интерес к изучению языка. Кроме тех песен, которые предлагаются в учебных комплексах, можно найти бескрайнее множество детских песен и видеороликов на абсолютно разные темы в сети Интернет. Например, учащимся 2-го класса будет намного проще запомнить алфавит или же цифры от 1 до 10, если на уроке использовать видеоролики и музыкальное сопровождение. Детям это безумно интересно, и весь материал запоминается в разы быстрее. Если у детей будет возможность просмотреть эти видеоролики и дома и повторить пройденные лексические единицы (например, используя личный сайт или блог педагога, в котором бы размещались все материалы), результаты учебной деятельности будут еще выше.
Невероятный интерес к музыке, в частности иностранной, возникает у учащихся старшего и среднего звена. Напевая песни на английском языке, далеко не каждый учащийся задается вопросом, о чем же он поет. В связи с этим возникла идея использования песен на английском языке в системе обучения. Уроки, посвященные музыке, можно проводить, как изучая связанные с ней темы (например, у автора М.З. Биболетовой тема «Музыка» присутствует в учебных комплексах для всех классов), так и при объяснении любой другой темы или определенных грамматических конструкций.
На подготовительном этапе подбираются песни, это могут быть произведения, ставшие современной классикой, либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся. Иногда на уроке по просьбе учащихся мы разбираем песни, которые особенно понравились им. У ребят возникает большой интерес к таким урокам, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур.
При отборе музыкального материала следует придерживаться определенных требований: песня должна иметь положительное эмоциональное воздействие и формировать позитивное отношение к жизни, она должна соответствовать возрасту и тематике занятий, в них должны присутствовать как уже знакомые лексические единицы, так и новые. На следующем этапе разрабатываются упражнения и задания к каждой песне.
Для примера хотела бы представить краткий план урока с использованием песни Стинга «Englishman in New-York».
Цели урока:
образовательный аспект:
- развитие аудитивных навыков и умений;
- развитие монологической речи на основе услышанного;
воспитательный аспект:
- повышение мотивации к изучению иностранного языка;
- воспитание любви к культуре и традициям изучаемого языка;
развивающий аспект:
- формирование творческой индивидуальности;
- 2)развитие аналитико-синтезирующего мышления.
Песню Стинга можно включить в систему уроков по теме «Культурный шок» (11 класс, учебник под ред. М.З. Биболетовой), и начать занятие с фронтальной беседы по поводу эмоций и ощущений человека, который попал в другую страну и чувствует себя чужим. Затем учитель делает краткое вступительное слово о песне и ее исполнителе. Учащимся на данном этапе работы можно предложить догадаться о содержании текста песни по названию – «Englishman in New-York».
На следующем этапе урока учащиеся прослушивают песню и одновременно выполняют задание по заполнению пропусков:
I don't drink _____ I take ____my dear
I like my _____done on the side
And you can hear it in my _____when I talk
I'm an Englishman in New York
See me walking down Fifth ______
A walking cane here at my side
I take it __________I walk
I'm an Englishman in New York
I'm an ______ I'm a legal _______
I'm an Englishman in New York
I'm an ______ I'm a legal _______
I'm an Englishman in New York
If ‘manners make the man’ as someone said
Then he's the ______________
It takes a man to suffer ignorance and ____
________________ no matter what they say
I'm an ______ I'm a legal _______
I'm an Englishman in New York
I'm an ________ I'm a legal ______
I'm an Englishman in New York.
Затем песня прослушивается еще раз и цель данного прослушивания – проговорить или пропеть каждую строчку и вникнуть в общий смысл песни. Если возникают проблемы с переводом того или иного слова, это нужно обговорить и решить. После второго прослушивания детям предлагаются задания, которые помогут определить насколько верно был понят смысл данной песни: 1) соедини слово из песни и перевод; 2) согласись или не согласись с утверждением; 3) ответь на вопросы (Can you describe feelings of this man? Why does he say: «I`m an alien»? What is the main idea of the song? и т.д.).
Третий этап работы – творческий, он представляет собой выполнение речевых упражнений с опорой на прослушанный текст. Например, написание небольшого эссе, затрагивающего основную тему урока: представьте, что вы находитесь в чужой стране / вы - англичанин в Америке. Опишите ваши чувства. (Imagine that you are an Englishman in New York. Describe your feelings.) Задания могут варьироваться в зависимости от цели урока и выбора песни.
Одними из основных достижений такого рода уроков может быть то, что дети начинают по-другому относиться к иностранным песням, они начинают воспринимать их как средство овладения языком, они задумываются над смыслом услышанных песен на иностранном языке, легко усваивают грамматический материал. Благодаря музыкальному сопровождению создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается интерес к изучению предмета, но не стоит забывать о том, что музыка – не самоцель и не развлечение на уроке иностранного языка, она должна определенным образом вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучаемых.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мингалева Марина Васильевна
→ Публикатор 31.08.2015 0 6096 413 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы