Гульнара Фролова, 09.07.2016 1

Какие задания по лексике помогут ученикам читать художественную литературу на иностранном языке?


Удельный вес чтения в процессе обучения иностранному языку возрастает на старшем этапе обучения. Тексты для чтения необходимо усложнять и по содержанию, и по языковому оформлению. Такие тексты содержат большое количество незнакомых слов, устойчивых сочетаний, правильное понимание которых способствует детальному усвоению текста в целом. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Для введения, закрепления и усвоения лексики при чтении художественных текстов существуют много традиционных средств и приемов. В конечном итоге все эти средства и приемы преследуют цель формирования лексических умений и навыков.

Одной из основных задач современного преподавания является сочетание коммуникативности и проблемности. Все, что делает учащийся на занятии, должно носить проблемный характер. Проблемное обучение и проблемные задания при изучении иностранного языка — один из возможных путей творческой активности учащихся. В центре проблемного обучения стоит задача, которую учащиеся должны решать самостоятельно, находя свои пути решения индивидуально, в парах или в группах. Способы решения этой задачи учащимся заранее неизвестны, они самостоятельно должны найти их, и в этом состоит творчество и развитие мыслительной деятельности. Проблемные задания поддерживают и повышают мотивацию изучения иностранного языка, приучают учащихся внимательно читать произведения на иностранном языке.

Уже само незнакомое художественное произведение представляет для учащихся проблему. Учителю важно выбрать такое произведение, которое было не слишком большое по объему, отвечало бы жизненным интересам учащихся и дало толчок к дальнейшему изучению произведений этого автора. Для демонстрации одного из таких произведений я выбрала «In a Strange Land» by S. Maugham. Ясность фразы, точность передачи оттенков человеческих настроений, красота слов — все это привлекает и будет привлекать читателя к произведениям автора.

Студентам были предложены три варианта произведений в зависимости от уровня их обученности. Студенты с высокой степенью обученности работали с оригиналом произведения из книги С. Моэм «Selected stories». Учащиеся с хорошей подготовкой работали с частично сокращенным вариантом и два студента работали с адаптированным текстом из сборника «Stories for Beginners».

Традиционные упражнения по закреплению лексики с многократным и даже правильным выполнением многочисленных упражнений не гарантируют, что учащиеся будут употреблять эту лексику в речи. Только употребление новой лексики в творческих заданиях таких как: опиши главных героев, составь диалог между героями, перескажи текст по ключевым словам, позволят прочно усвоить новую лексику.

Работа с текстом начинается с чтения и параллельного лексического комментария учителя, которые обеспечивают достаточную эффективность и динамичность работы с текстом. Такая беспереводная подача материала является проблемной и обеспечивает полное понимание текста. Не все слова, содержащиеся в тексте, подлежат обязательному усвоению, но в дальнейшем многие слова и выражения обогащают индивидуальный словарь учащегося.

Студенты хорошо знакомы со словообразованием и суффиксами существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Важно не только использовать готовое слово, но и уметь образовать новое с использованием известного корня и суффикса.

  • Образование прилагательных. Сначала учащиеся припоминают слова с суффиксом -ful, который образует прилагательные: use — useful, harm — harmful. Далее прошу их найти и перевести предложения из текста с прилагательным, образованным с помощью данного суффикса.

Особое внимание обращаю на то, что здесь суффикс -ful показывает количество или меру и прошу образовать прилагательные и перевести их на русский язык: hand — handful, spoon — spoonful, etc.

  • Широкому употреблению производных прилагательных с суффиксом -less способствует потребность в выражении качества, лишенного чего-либо, присущего многим предметам, живым существам: hatless — не имеющий шляпы, careless — беззаботный.

Учащиеся ищут предложения со словом “thoughtless”.

“Good heavens, how thoughtless I am”.

  • Для учащихся очень важно знать весь ряд слов, образованный от одной основы: amaze — amazement — amazing, create — creature — creative, treat — treatment, кстати, такие упражнения идеально подходят в качестве тренировочных упражнений при подготовке к ЕГЭ.

Проблемный характер имеют упражнения с синонимами, антонимами.

Употребление синонимов и антонимов позволяет избегать возможности использовать разные языковые средства, исходя из объективных и субъективных потребностей учащихся.

На занятиях студентам также предлагаю следующие задания:

  • Подберите слова, подходящие по смыслу к словам: lovely, vague, thrilling, sincere.

Lovely: girl, woman, hair, view, scene, sight.

Vague: answer, shape, idea, hope, proposal, notion.

Sincere: look, person, answer.

Thrilling: boor, film, experience.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания (УС) относятся к специфическим лексическим единицам. Догадаться о значении фразеологизмов непросто, и здесь помогают синонимы, простые предложения, в случае затруднения я перевожу их на русский язык. Отрабатываю УС в различных упражнениях в составе предложения или целого текста. Работа с УС начинается с объяснения учителя, что такое устойчивое сочетание, затем учащиеся ведут поиск УС в тексте.

Для закрепления УС трансформирую предложение, заменяю фразеологизмы синонимами или другими словами.

She is a real pick up = She met her by chance

She burst into tears = She began crying

Интересными и познавательными являются задания на составление тематических рядов слов. Учащиеся группируют списки слов из одной части речи, например: найдите прилагательные в тексте, описывающие человека, предметы, природу.

Значимыми проблемными заданиями являются упражнения по узнаванию слов по дефинициям:

Enormous eyes — very large eyes

Careless, thoughtless — not worrying what one does or what happens

To be engaged — to be busy with

Такие виды упражнений не отталкивают их от чтения трудных художественных текстов, а способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, обогащают и расширяют их словарный запас новыми лексическими единицами, благодаря которым их речь становится более яркой и образной.

Об авторе: Фролова Гульнара Наисовна, преподаватель английского языка, "Новоуренгойский многопрофильный колледж".

2011 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Александра1117 • 08:04, 23.07.2016
Добрый день! Большое спасибо за такую занимательную статью. Многие виды упражнений обязательно возьму себе на заметку. Особенно понравилась идея с упражнениями на словообразование. Это действительно та тема, которой стоит уделять повышенное внимание, так как во многих экзаменах, в том числе и в ЕГЭ, обучающиеся сталкиваются с трудностями. Как очень правильно заметил автор статьи, многие слова действительно остаются неусвоенными после прочтения текста, поэтому крайне важно использовать такие упражнения, которые помогут учащимся обогатить свой словарный запас, постоянно употреблять новые слова с словосочетаниях и предложениях, чтобы понять, в какой ситуации они применимы. Только тогда ученики смогут читать все больше и больше литературы на иностранном языке, не испытывая при этом проблем с переводом.
[Материал]