Вспомним, с каким ощущением мы идем в школу в 1 сентября. С надеждой на то, что новый учебный год принесет радость встреч с повзрослевшими за лето учениками, что все они будут успевать в учении, потому что проявят старание и любознательность. Они, конечно же, будут прилежны при выполнении домашнего задания и активны на уроках…
Но начинаются школьные будни, и почему-то наша прекрасная учительская мечта тает на глазах.
Так кого же мы называем хорошим учеником? Как сделать пребывание ребенка в школе полезным для его личностного развития и не чересчур утомительным?
Думаю, что образ желанного ученика в представлении разных учителей-предметников во многом совпадет.
Пусть среди наших воспитанников больше будет таких креативных учеников, у кого есть огонек интереса в глазах, стремление на каждом уроке узнавать что-то новое, что-то сверх школьной программы. Пусть чаще встречаются ученики-исследователи, которые, несмотря на детскую непосредственность или юношеский максимализм, жаждут теорию проверить практикой, стремятся к самостоятельному приобретению знаний и научного опыта.
Вы, наверно, замечали, как старательно запоминают ученики материал, который учитель предваряет словами: «Это вы будете изучать только в 10 классе (или в вузе)». Человек 5-7 обязательно запомнят, и это не может не радовать педагога.
Вызывают уважение и ученики, отзывающиеся выполнять все дополнительные задания (часто творческого характера), которые даются по желанию. Их выполнение требует нестандартного подхода или проявления творческих способностей, а также серьезной работы со справочной литературой и электронными источниками.
Учитель-словесник ведет в школе два предмета: русский язык и литературу. Общепринято считать, что они близки. Но чем дольше работаю в школе, тем больше убеждаюсь в разности этих учебных дисциплин.
Русский язык — это точная наука, требующая как хорошей лингвистической интуиции, так и элементарной зубрежки (например, опорных конспектов, алгоритмов, слов-исключений), а также умения составлять связные тексты.
Учебный предмет «Литература» преследует иные цели: привить интерес к чтению, выработать умение видеть в авторе и герое художественного произведения своих друзей и советчиков. Не случайно литературу называют «учебником жизни». Читай внимательно, вдумчиво, веди диалог с персонажем, размышляй над прочитанным и учись правильно строить свои отношения с окружающим миром.
Помню, как когда-то давно, когда я только пришла работать в нашу школу, меня поразила фраза опытной учительницы: «Как можно не знать формулы мыла?» А я сегодня, как и тогда, совершенно не питаю иллюзий по поводу «жизненной необходимости» изучения какого-либо предмета. Думаю, что кто-то из моих учеников вполне может не помнить (или не знать) правила склонения сложных числительных или написания производных предлогов, как кто-то никогда не осилит роман И.А. Гончарова «Обломов»…
Но и без этого, как, впрочем, без знания тригонометрической функции, или исторической даты, или закона Ома, можно стать в достаточной степени образованным, успешным и уж, конечно, счастливым человеком.
Следовательно, знания, особенно современному человеку, нужны не столько в качестве неимоверно большого объема информации, сколько как инструмент для получения нужных и полезных сведений. Ибо «нельзя объять необъятное», как мудро утверждал Козьма Прутков. Все-таки в первую очередь современная школа должна формировать у детей не механическое заучивание теоретического материала, а умение самостоятельно «добывать» нужные знания и совершенствовать общеучебные компетенции.
Что касается современного рынка… Простите, но понятия рынка и школы мне кажутся абсолютно полярными. Если еще и образовательный процесс подстроить под рыночные законы, то российскую школу наверняка ждет крах… Поэтому давайте поговорим о другом…
Русский язык и литература — это предметы, формирующие духовное содержание нации:
- Хотим и через 50, и через 100 лет вслед за А.А. Ахматовой гордо утверждать: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»? Значит, должны изучать родную литературу, русский язык и владеть им в такой степени, чтобы нас уважали иностранцы и не стыдились соотечественники.
- Хотим воспитывать в детях «чувства добрые»? Тогда обращаемся к величайшей русской классической литературе. Ведь именно она по-прежнему заставляет нас размышлять о «вечном». Например, о том, почему так по-разному сложилась жизнь двух «недорослей»: фонвизинский Митрофан Простаков, думающий лишь о наживе и набитых кошельках, так и остался недорослем и символом невежества, а пушкинский Петруша Гринев, пожертвовавший, как вы помните, географической картой для изготовления воздушного змея, вырос в достойного человека и заслужил счастья?
А ведь еще сравнительно недавно кое-кому казалось важным поставить во главу угла деятельности образовательного учреждения формирование «потребителя» (вот они — результаты рыночных отношений!)… От этой мысли мне становится как-то неуютно, ибо абсолютно не хочется в своих учениках видеть сплошь недоучек Митрофанов или «приобретателей» Чичиковых… Плохо не знать рыночных законов, но ошибочно все ими мерить, подменяя моральное материальным. Поэтому педагогическое сообщество так живо откликнулось на государственный запрос «растить и воспитывать Гражданина». Но вновь, в очередной раз, благая цель погрязает в бюрократический завал отчетности и «чегонибудьделания»…
Сегодня в школе нелегко всем (а когда было иначе?!): и учительству, зажатому рамками унифицированных «фгосных» программ «очередного поколения» и пока отнюдь не совершенных и, наверно, оттого постоянно реформируемых сверху ЕГЭ; и обучающимся, на чьи плечи и головы ложится непосильный груз всевозможной научной информации, и ответственным родителям, переживающим за судьбы своих взрослеющих чад...
И только мы, взрослые, в силах помочь детям и учить их не «чему-нибудь и как-нибудь» и не всему сразу, а чему-то важному, главному и необходимому — тому, что непременно будет способствовать не только интеллектуальному, но личностному развитию и росту наших детей.
В последнее время, в погоне за пресловутым процентом успеваемости, мы вновь стали забывать о качестве обучения. Всегда ли мы замечаем, задавая, например, проблемный вопрос, как загорается огонек интереса в глазах Лолиты А., Данила М., Татьяны Х., Александры Т.?..
Не забудем похвалить Михаила П., Яну М., Татьяну Ш. и Ксению С. — ребят, которые активно и постоянно помогают учителю на уроке…
Обратим внимание на прочную базу знаний, сформированную у Дмитрия З., Павла С., Игоря К. и Никиты Б…
А как не оценить усердие и старательность Марии М. и Нины Р., Екатерины Е. и Александры Ш.?!.
Как не восхититься изяществом сочинений, написанных Ольгой Ш., Татьяной Б., Александрой Я., Алексеем Г., Кириллом Ж.?!.
Мне повезло с моими учениками!
Но ведь с ними повезло и вам!..
Об авторе: Новикова Ирина Леонидовна, Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-методической работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Вуктыл.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.