Ирина Грачева, 13.09.2017 0

Эссе «Размышления о культуре педагога»


В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено: «Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего». Готовы ли мы, учителя, работать в Новой школе? 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Я думаю, не все и не сейчас. Многое нужно пересмотреть в наших педагогических принципах, изучить новые цели и подходы, отказаться от некоторых старых методик и понять самое главное: не «школа и ученики для учителей», а все — и учителя, и современная инфраструктура, и новые средства и технологии обучения — для качественного обучения и создания ситуации успешности для каждого ребенка.

Эти мысли — попытка обратить внимание коллег на культуру учителя, ее художественно-эстетическую сторону. Почему нужно говорить об этой проблеме? Проблема действительно есть. Сегодня культурная сфера переживает сложный этап развития. Изменились социально-экономические условия, с момента рождения новой России прошло уже много лет, и выросло не только новое поколение детей, но и новое поколение родителей, в школу приходят молодые учителя, и главная проблема высшей педагогической школы сегодня — подготовка молодых учителей-профессионалов для современной школы. Один из важнейших аспектов такой подготовки — художественно-эстетическое развитие учителя.

В центре эстетической культуры стоит живой человек со своими чувствами, переживаниями и суждениями. Развитие его личности должно осуществляться по нескольким направлениям:

  • духовно-нравственное направление;
  • личностно-деятельностное направление;
  • направление профессионального развития.

Естественно, что обозначенные аспекты взаимосвязаны.

Главное же при анализе понятия «эстетическая культура» — это ее особая практическая значимость, поэтому далее я приведу некоторые примеры из жизни школы.

Трудно представить, что уроки могут вести скучные и узко информированные специалисты. Настоящий учитель на уроке не только передает знания, но и старается развивать способности учащихся, создает ситуацию опережающего обучения. Очень важно, какими методами повышается интерес к учебному процессу. Наряду с художественным словом, это могут быть картины, рисунки, музыка, даже просмотр лучших фильмов. Цель одна: задействовать не только мозг ребенка, но и тронуть его душу, помочь сформировать ученику всесторонний подход к оценке рассматриваемых проблем.

Как помочь ребенку найти личностный смысл, как создать условия, при которых он получит новый опыт переживаний? На уроках географии в шестом классе учитель объясняет понятие «равнина», используя музыку Свиридова, которая своим звучанием подчеркивает огромные просторы российских равнин. Ученики десятого класса разрабатывают туристический маршрут по странам Европы и Азии. Но можно ли говорить о Биг-Бене, Трафальгарской площади, соборе Нотр-Дам, замках Европы, не рассказывая об английской королеве, романе Гюго, графе Дракуле?

Урок есть открытие истины. Но главная цель урока — не просто передача знаний: не менее важно духовно обогатить ребенка, помочь правильно определить свое отношение к миру, к истории своей страны.

Урок истории. Как объяснить за пять учебных часов историю Великой Отечественной войны, все ужасы, потери нашей страны, необходимость отступления нашей армии до самой Волги? Как показать счастье и горечь Победы? Мы проводим классные часы (как положено), традиционно ходим на митинг к Вечному огню, возлагаем цветы. Все правильно. Но может, лучше вместе с классом посмотреть в рамках классного часа фильм «Брестская крепость»? Или поехать на экскурсию в Белоруссию в Брест? Я была там и, поверьте, до сих пор не могу забыть увиденное. А старшеклассники обязательно должны увидеть такие фильмы, как «Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм». Такую войну они никогда не забудут.

Современный педагог должен многое знать и уметь: читать и слушать классику (и не только), смотреть лучшие фильмы, рассуждать об античной скульптуре и философии информатики. Даже разбираться в спорте и уж точно владеть компьютером. Команда нашей гимназии принимала участие в Международной интеллектуальной игре «Эрудиты планеты». Какие были вопросы? Проверялись не знания по предметам, а интеллект. Темы — из литературы (Бунин, Пастернак, Бродский), религии, физики, оперы, спорта, истории. Нельзя просто вкладывать истину в голову ребенка, ученик должен постигать ее, наполняя личностным смыслом. На уроках математики у моих коллег дети, открывая для себя положительные и отрицательные величины, начинают понимать дуализм мира: день и ночь, добро и зло всегда идут рядом, — таким образом постигают необходимость отрицательных чисел и величин.

Педагог с широкой эрудицией на уроке найдет способ объяснить ученикам замечательные законы философии: отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, — разумеется, в доступной форме. Преподавая информатику, я часто объясняю эти понятия.

Назначение любого учебника — дать информацию. Другое дело — художественная литература! Хорошая книга позволяет почувствовать смысл написанного. Уверена: ни один учитель истории не расскажет интересно о средневековой Европе, если не прочтет «Декамерона» Бокаччио, а в качестве дополнительной литераторы по курсу Древнего Востока неплохо бы прочитать сказки «Тысячи и одной ночи».

Иногда во время выполнения практических работ и я, и мои коллеги включаем красивую музыку, например, Сен-Санса или Вивальди. Психологи уверяют, что под такую музыку лучше решаются уравнения, легче чертить, писать сочинения. Помогает особая аура, возникающая вместе со звуками музыки.

На уроке литературы учитель читает стихи, дети слушают завороженно, многие опустили глаза. Урок должен быть еще и красивым. Красоту чувствуют дети не умом, а душой. Описать красоту урока трудно, почти невозможно, она проистекает из соответствия частей урока. Вспомним известные слова французского скульптора Родена: «Я беру кусок мрамора и отсекаю лишнее». Так и учитель должен выстраивать свой урок, отбирая то и только то, что необходимо.

Каждый учитель имеет свое понимание культуры. Каждый учитель сам выбирает свою педагогическую платформу, но есть некоторые общие принципы: он должен демонстрировать детям образцы культуры общения: четкую литературную речь, мягкий голос, доброжелательное отношение к детям. Произносите «спасибо» в адрес учеников по окончании занятия, и они ответят вам тем же. Будьте стопроцентно готовы к уроку — ученики будут работать с первой минуты урока до последней. Культура живет в непрерывном ее воспроизводстве. Естественно, что на уроках не должно быть никакой грубости, вульгарности, неаккуратности. Мы всегда должны помнить: главные качества учителя — благородство и любовь к своим ученикам.

Широкие возможности для повышения художественно-эстетического уровня открывает внеклассная работа: это литературно-музыкальные вечера, фестивали, форумы, спектакли, конкурсы, посещение выставок, вернисажей, театров, музеев, разнообразные экскурсии и многое другое.

В своей книге «Педагогическая технология» Н.Е. Щуркова предлагает педагогам применять систему пяти простых организационных правил взаимодействия учителя и ученика:

  • доводить педагогические требования до логического конца, держа в поле внимания каждого ребенка;
  • дополнять педагогические требования инструкцией, раскрывающей простой способ исполнения требуемого;
  • раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер;
  • не предъявлять детям такого вида требований, которые им не под силу в настоящий период из развития;
  • авансировать успех деятельности детей на уроке.

И наконец, каждый урок должен быть эмоционально окрашен. Ведь с помощью эмоций ребенок взаимодействует с миром, учится различать добро и зло, формирует свой менталитет, постигает высшие человеческие ценности.

Итак, подведем итог наших рассуждений. Современное общество заинтересовано в педагоге с высоким уровнем развития культуры. И главной целью формирования эстетической культуры будущего педагога является превращение богатства мировой художественной культуры во внутреннее богатство личности. Только эстетически развитый и креативно мыслящий педагог может сформировать культурно и творчески развитых учеников. «Новые» дети в школу не придут, они должны стать «новыми» в школе: образованными, думающими, творческими, успешными, культурными.

Список источников

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010). Сайт Минобрнауки. РФ/Документы/1450.
  2. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

Об авторе: Грачева Ирина Львовна, учитель информатики, МБОУ Гимназия №9 г. Химки Московской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?