Задача для 10 класса по физике на тему Второй закон Ньютона.
|
|
Оза | Дата: Четверг, 05.01.2012, 10:39 | Сообщение # 91 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Записывать решение задачи, как замыслили по недопониманию составители, грубейшая ошибка: ma = Сила тяги - μ•mg Каждый раз на уроке, решая задачи на автомобиль по схеме ящика, который тянут, я чувствую "левость" ситуации, именно поэтому и обращаю внимание детей, на то что коэф. трения здесь совсем другое понятие.... Quote (Александр_Игрицкий) Даже с учетом по-идиотски мизерного коэффициента трения 0,06 Quote (Александр_Игрицкий) В том случае, когда есть желание учесть и КАКИЕ-ТО силы спротивления в этой задаче, то их нужно корректно вводить. В учебнике много задач, решаемых именно так, не только в новом, но и в старых, например в том же задачнике Рымкевича, по которому мы ещё учились (у меня их в кабинете много, по ним работать удобно). Я, как учитель отвечаю еще и за то, чтобы мои ученики давали правильные ответы на стандартные вопросы. Quote (Александр_Игрицкий) ma = Сила тяги - μ•mg - нонсенс! Это стандартный вопрос, если решать по другому с ответом не сойдемся, контрольную, олимпиаду, ЗНО не напишем. Возможно с точки зрения физики это и некорректно, но устранять такую некорректность - не мой уровень, я могу только обратить внимание детей на эту некорректность, давая одновременно задачи как на силу сопротивления движению, так и на силу трения в пятне контакта Quote (Александр_Игрицкий) На дорогах сила тяги - сила сухого трения. , например задачу "с какой максимальной скоростью можно пройти поворот данного радиуса, при данном μ."
05.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 10:47
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 14:06 | Сообщение # 92 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Оза! Уважаемая Оксана! 1. Очень прошу Вас подробнее объяснить "левость" ситуации и почему здесь коэффициент трения - совсем другое понятие! А где же нужное? Расскажите! Quote (Оза) Каждый раз на уроке, решая задачи на автомобиль по схеме ящика, который тянут, я чувствую "левость" ситуации, именно поэтому и обращаю внимание детей, на то что коэф. трения здесь совсем другое понятие.... 2. ma = Сила тяги - μ•mg - нонсенс! Что это за сила тяги, если не сила трения (покоя) ?! Я говорю лишь о том, что всегда учитель ОБЯЗАН указать источник, природу и иместо приложения ЛЮБОЙ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ЗАДАЧЕ СИЛЫ. Любой и всегда!!! Если у силы источника нет - это фикция. Типичный пример - силы инерции, когда, например, начинают говорить про центробежную силу, "скатывающую силу" на наклонной плоскости и прочую мистику. Прекрасная тема для отдельного разговора! 3. Quote (Оза) Это стандартный вопрос, если решать по другому с ответом не сойдемся, контрольную, олимпиаду, ЗНО не напишем. Я никогда не ставил такую задачу перед учениками - сверить с ответом. Скорее другую - найти в ответе ошибку. Мы вообще не всегда доводим решения до чисел. 4. Quote (Оза) , например задачу "с какой максимальной скоростью можно пройти поворот данного радиуса, при данном μ." Оксана! Это вопрос или? Объясните, пожалуйста, суть высказывания. 5. Quote (Оза) В учебнике много задач, решаемых именно так, не только в новом, но и в старых, например в том же задачнике Рымкевича, по которому мы ещё учились (у меня их в кабинете много, по ним работать удобно). Я, как учитель отвечаю еще и за то, чтобы мои ученики давали правильные ответы на стандартные вопросы. Приходится признать, что именно поэтому ни в одном серьезном физмат классе ни один общешкольный учебник или задачник a'la Рымкевич фактически не используются. Я своим самым слабым могу дать в качестве послабления решить задачку со звездочкой из Рымкевича. Прилюдно говорю Вам и всем, кто читает и участвует в обсуждении: Примите мои самые искренние извинения и не судите меня строго за педантизм и определенную жесткость в оценках! Это необходимо, чтобы все желающие могли понять разницу между "разговорами о..." и научным подходом к задачам. Если кому-то это кажется лишним в школе, жаль. В этом вся наша беда.
05.01.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 05.01.2012, 14:12
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 19:36 | Сообщение # 93 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Оза, мы, таки, продолжаем, или?
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 05.01.2012, 19:41 | Сообщение # 94 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Прошу меня извинить, только пришла с работы, надо сделать кое какие домашние дела
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 19:56 | Сообщение # 95 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Оза! Оксана! Это Вы меня простите за бестактное поторапливание! Всегда готов Вас услышать! Дом - святое! К чертям собачьим эту физику, когда есть проблемы, пусть даже небольшие, дома!
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 05.01.2012, 20:14 | Сообщение # 96 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Оксана! Это вопрос или? Объясните, пожалуйста, суть высказывания. Это не вопрос, я пытаюсь показать как я объясняю эту тему и возможно с Вашей помощью внести некоторые коррективы. Имея ограниченное время на уроке, на примере сравнения двух задач в которых применяется одна и та же буква μ я показываю,что она имеет совершенно разный смысл в этих разных ситуациях. Дети часто не понимают, почему в одной ситуации сила трения тормозящая (для ящика), а в другой разгоняющая(для автомобиля), и долго говорить на эту тему я не могу. (динамика+статика+законы сохранения в механике=20 часов). Поэтому мы решаем задачи и на их примере это обсуждаем. Решая задачу на максимальную скорость поворота мы еще и правила дорожного движения учим Quote (Александр_Игрицкий) Я своим самым слабым могу дать в качестве послабления решить задачку со звездочкой из Рымкевича. Рымкевича я привела как пример, наши украинские учебники и задачники Вам вероятно не знакомы. Quote (Александр_Игрицкий) Я никогда не ставил такую задачу перед учениками - сверить с ответом. Скорее другую - найти в ответе ошибку. Мы вообще не всегда доводим решения до чисел. Я себе такую роскошь позволить не могу, некоторые мои дети сдают тестирование, их надо научить доводить решение до конца и считать. Quote (Александр_Игрицкий) Это необходимо, чтобы все желающие могли понять разницу между "разговорами о..." и научным подходом к задачам. Если кому-то это кажется лишним в школе, жаль. В этом вся наша беда. Ради этого я включилась в этот разговор.
05.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 20:27
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 20:26 | Сообщение # 97 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) Ради этого я включилась в этот разговор. Спасибо!!! Молодец!!!!! ПРАВИЛЬНО!!!!!!!
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 20:27 | Сообщение # 98 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) на примере сравнения двух задач в которых применяется одна и та же буква μ я показываю,что она имеет совершенно разный смысл в этих разных ситуациях. Оксана! Подробнее! Не понимаю! ПОДРОБНЕЕ!
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 05.01.2012, 20:57 | Сообщение # 99 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Решаем задачу про ящик- коэф. трения зависит от св-в поверхностей, можно посмотреть в таблице, как правило 0,3 или что то вроде, μ в стандартном определении этой буквы. Решаем на автомобиль, едущий в гору, найти силу тяги мотора- коэф. сопротивления движению, как правило маленькой смысл другой, уже писала, характеризует тормозящую силу, складывающуюся из многих компонентов, от сопротивления воздуха до трения качения. ma = Сила тяги - μ•mg Решаем на тормозной путь, или на максимальную скорость поворота-опять μ, зависит от состояния дороги, протектора шины, обеспечивает сцепление с дорогой, значит снова то же, что и в определении, как для ящика. Если в ответ на вопрос где точка приложения этих сил мне в первом и третьем случае говорят что место контакта, а во втором "не знаю, получается везде, где есть вредное трение", считаю что все в порядке.
05.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Пятница, 06.01.2012, 20:45
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 21:01 | Сообщение # 100 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Оза, у Вас будет еще немного времени сегодня? Если "Да", я сейчас напишу Вам.
05.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 05.01.2012, 21:23 | Сообщение # 101 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Я увидел Ваше объяснение. Только обязательно хочу спросить Вас: 1. Как формулируется задача про ящик? Здесь и в окончательном виде, пожалуйста. 2. Как ученик, решающий вторую задачу про автомобиль, должен понимать смысл коэффициента сопротивления в условии? Он обязан УЖЕ знать смысл этого коэффициента, или ему в условии объясняется, что это такое. И еще: что известно про горку? 3. Можно ли переформулировать третью задачу так: Автомобиль едет со скоростью V. Впереди внезапно возникает препятствие. Что безопаснее: повернуть, не сбавляя скорости, или резко затормозить? Коэффициент трения шин по асфальту μ.
05.01.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 05.01.2012, 21:26
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 05.01.2012, 23:24 | Сообщение # 102 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) 1. Как формулируется задача про ящик? Здесь и в окончательном виде, пожалуйста. Какую силу нужно приложить, чтобы втащить ящик массой ... по наклонной плоскости с углом...., коэф. трения=...
Добавлено (05.01.2012, 22:53) --------------------------------------------- Quote (Александр_Игрицкий) 2. Как ученик, решающий вторую задачу про автомобиль, должен понимать смысл коэффициента сопротивления в условии? Он обязан УЖЕ знать смысл этого коэффициента, или ему в условии объясняется, что это такое. И еще: что известно про горку? В таких задачах как правило ничего не поясняется дополнительно. Надо самостоятельно понять что автор имеет в виду, как и в ЗНО, есть одно правильное толкование условия, надо просто знать, что от тебя хотят
Добавлено (05.01.2012, 22:57) --------------------------------------------- Quote (Александр_Игрицкий) Что безопаснее: повернуть, не сбавляя скорости, или резко затормозить? Отличная задача, но тут надо знать много дополнительных факторов, или рассматривать все варианты, начиная от коэф. трения и заканчивая положение центра тяжести. А вообще, на практике водители считают, что безопаснее тормозить Добавлено (05.01.2012, 23:24) --------------------------------------------- Муж говорит, что опытный водитель будет и тормозить и маневрировать(сам он так и делает), а новичкам в автошколах внушают, либо руль, либо тормоза, вместе нельзя
05.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 05.01.2012, 22:58
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Пятница, 06.01.2012, 00:02 | Сообщение # 103 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) Какую силу нужно приложить, чтобы втащить ящик массой ... по наклонной плоскости с углом...., коэф. трения=... Скорее всего, подразумевается минимальная сила. Да? Для школьников обязательно вывести эту формулу F(min) = mg[sin(a) + μcos(a)]/sqrt(1+μ^2) и направлена сила F(min) под углом b к наклонной плоскости, где tg(b) = μ (a - угол наклона плоскости, μ - коэффициент трения) ?
06.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Пятница, 06.01.2012, 00:25 | Сообщение # 104 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
В некоторых задачах упоминается, что сила направлена вдоль наклонной плоскости, в некоторых нет, теперь понимаю зачем упоминается. Кстати решаются все одинаково, F(min) = mg[sin(a) + μcos(a), ни разу не пыталась выяснить какие еще есть варианты, выйду с каникул, обязательно дам одному кадру на размышления, пусть выведет Quote (Александр_Игрицкий) эту формулу F(min) = mg[sin(a) + μcos(a)]/sqrt(1+μ^2) Добавлено (06.01.2012, 00:19) --------------------------------------------- Надеюсь наша темнота Вас не слишком пугает? У меня только половина десятиклассников способны решить даже такой простой вариант, не могут запомнить где синус, где косинус, хоть стреляй Добавлено (06.01.2012, 00:22) --------------------------------------------- Запомнить, в смысле какой катет в прямоугольном треугольнике, какой ф-ции соответствует, можно было попенять на учителей математики, но я сама убедилась, дрова, ничего не могу поделать, девчонки смотрят жалобно и говорят: у нас все в голове путается, не можем запомнить, могут даже слезу пустить Добавлено (06.01.2012, 00:25) --------------------------------------------- Зато законы Ньютона наизусть вызубрили и очень этим гордятся
06.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Пятница, 06.01.2012, 00:34 | Сообщение # 105 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) В таких задачах как правило ничего не поясняется дополнительно. Надо самостоятельно понять что автор имеет в виду, как и в ЗНО, есть одно правильное толкование условия, надо просто знать, что от тебя хотят Такие задачи давать без комментариев нельзя. Это мое убеждение. Задачка о торможении допускает совершенно прозрачное и корректное решение без усложняющих дополнительных предположений. Радиус безопасного поворота на постоянной скорости = V^2/μg, а тормозной путь равен V^2/2μg, т.е. вдвое меньше. Тормозить безопаснее. Случай, когда водитель одновременно и тормозит с максимальным тангенциальным ускорением а (танг) = - μg (скорость V(t) = V(нач) -μgt) и одновременно всегда выбирает минимальный радиус кривизны линии поворота, равный V(t)^2/μg, не входит в школьную программу.
06.01.2012
|
|
|
| |
|