Старая форма входа
Регистрация
Дорогие друзья!
Наш форум закрыт для общения сейчас,
но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова  
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Ровно ли в полдень стреляет пушка? (Красивая задачка для школьников 7-го класса)
Ровно ли в полдень стреляет пушка?
EricRedДата: Понедельник, 16.07.2012, 18:44 | Сообщение # 1
EricRed

Эрик Рыжий
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
170
Награды: 0
Статус: Offline
Задачка по физике для школьников 7-го класса (первый год обучения физике). Невольный автор этой задачи Абрам Кикоин (брат Исаака Кикоина) не сформулировал её условия.

До систем спутниковой навигации для определения долготы на кораблях использовались специальные часы, сохранявшие точность хода даже при сильной качке. В одном городе, чтобы капитаны могли установить корабельные хронометры, в полдень стреляла пушка. Однажды один капитан решил узнать, точно ли в полдень стреляет эта пушка. Он нашёл запальщика и спросил у него: "Как ты узнаёшь время?". "Я смотрю в подзорную трубу на часы башни городской ратуши". Капитан нашёл смотрителя башенных часов. "Как ты сверяешь время?". "Я периодически сверяю показания башенных часов с точным хронометром нашего часовщика". Капитан нашёл часовщика. "Как ты сверяешь свой хронометр?". "Он очень точный, но периодически я сверяю его показания с выстрелом пушки". Спрашивается: точно ли в полдень стреляет пушка?
16.07.2012
EricRedДата: Вторник, 17.07.2012, 18:40 | Сообщение # 2
EricRed

Эрик Рыжий
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
170
Награды: 0
Статус: Offline
Ой, в таком виде задача не школьная, потому что чисел не дано.

Неточность хода башенных часов меньше полминуты в сутки, а неточность хронометра -- меньше пяти секунд в сутки, но часовщик сказал, что очень точный, поэтому он его отрегулировал так, что неточность хода хронометра -- только одна секунда в сутки. Скорость звука и запальщик добавят ещё пару секунд погрешности. Разумеется, на башенных часах нет секундной стрелки. По правде, такой точности для навигации не достаточно, а капитану не нужна пушка, но тут не сказано, какой это город, может, это город Глупов, или они плавают не так далеко и не во много мест. Из условия ясно, что самая первая установка хронометра проводилась как-то иначе. От её неточности мало что зависит, потому что она даст систематическую погрешность, которая просто сдвинет нулевой меридиан. Каких ещё данных не хватает?

Семиклашки как раз проходят такие основные вещи, как измерения, шкалы, погрешности. Такую арифметику, как наименьшее общее кратное, они тоже знают. Вот и давайте применим то, что учим. Или вы считаете, что семиклашке, неспособному разобраться в этой задаче, имеет какой-то смысл дальше рассказывать про молекулы, правило рычага, КПД?
17.07.2012
alsergastДата: Вторник, 17.07.2012, 19:00 | Сообщение # 3
alsergast

Алексей Астраханцев
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
4335
Награды: 58
Статус: Offline
Quote (EricRed)
Неточность хода башенных часов меньше полминуты в сутки, а неточность хронометра -- меньше пяти секунд в сутки, но часовщик сказал, что очень точный, поэтому он его отрегулировал так, что неточность хода хронометра -- только одна секунда в сутки. Скорость звука и запальщик добавят ещё пару секунд погрешности. Разумеется, на башенных часах нет секундной стрелки. По правде, такой точности для навигации не достаточно, а капитану не нужна пушка, но тут не сказано, какой это город, может, это город Глупов, или они плавают не так далеко и не во много мест. Из условия ясно, что самая первая установка хронометра проводилась как-то иначе. От её неточности мало что зависит, потому что она даст систематическую погрешность, которая просто сдвинет нулевой меридиан. Каких ещё данных не хватает?

wacko %) wacko По мне, так тут скорее излишек данных.... И вообще - исходя из имеющихся данных, задача напоминает задачу о курице и яйце.
17.07.2012


Сообщение отредактировал alsergast - Вторник, 17.07.2012, 19:03
Александр_ИгрицкийДата: Вторник, 17.07.2012, 20:42 | Сообщение # 4
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
Quote (EricRed)
Или вы считаете, что семиклашке, неспособному разобраться в этой задаче, имеет какой-то смысл дальше рассказывать про молекулы, правило рычага, КПД?

Уважаемый EricRed, извините за то, что отвечаю на Ваши вопросы не в порядке их поступления, но последний вопрос мне кажется существенно более интересным. Отвечу на него первым.
Именно так я всегда считал, считаю и буду считать: неспособность любого человека, семиклассника в частности, разобраться в какой-либо определенной теме или задаче ни о чем не говорит о его способностях хорошо усвоить другие темы. Это совершенно нормальное положение вещей. Я не сравниваю "ортогональные" дисциплины. Я говорю об одной и той же науке.
Вот я, например.
Условно хорошо решаю задачки на движение в одном направлении, но если только тела движутся в разных направлениях, а еще хуже - по окружности, - все, конец, стопор!
Или вот: на растворы задачи решаю хорошо и проверяю на практике, на сплавы - хоть убей, никак!
И туго идут задачи "на работу". с детства. Особенно мучает вопрос с проверкой!
Взять еще геометрию. Если треугольник остроугольный, легко и просто. Но если хотя бы один угол тупой - труба дело! Говорят, что больше одного тупого не бывает, хотя не уверен: в любовном - от одного до трех, железно! Но если бы было в плоском треугольнике больше одного, то школу никогда бы не закончил. Факт!
А Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите. Единственно, что помню из рассказов: в Ленинграде в Петропавловке пушка стреляет точно в полдень. Может быть с ними посоветоваться, как это удается?
17.07.2012


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Вторник, 17.07.2012, 20:46
PartisanДата: Среда, 18.07.2012, 13:10 | Сообщение # 5
Partisan

Петр Первый
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
22
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите. Единственно, что помню из рассказов: в Ленинграде в Петропавловке пушка стреляет точно в полдень. Может быть с ними посоветоваться, как это удается?

booze cranky hands hands hands
18.07.2012
EricRedДата: Понедельник, 30.07.2012, 17:20 | Сообщение # 6
EricRed

Эрик Рыжий
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
170
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
Именно так я всегда считал, считаю и буду считать: неспособность любого человека, семиклассника в частности, разобраться в какой-либо определенной теме или задаче ни о чем не говорит о его способностях хорошо усвоить другие темы. Это совершенно нормальное положение вещей.

У меня схожее, но иное мнение на этот счёт: есть вещи главные, а есть второстепенные. Главных гораздо меньше, чем второстепенных. Поэтому учащемуся твёрдо усвоить, в общем-то, нужно очень не много. Во второстепенных вещах можно плавать. Это даже полезно при одном условии. Условие такое: ты знаешь, что плаваешь, и пытаешься разобраться ровно в той мере, в которой видишь необходимость в этом.

Второстепенные вещи как раз отличаются от главных тем, что во-первых убогое знание их учащийся может восполнить самостоятельно (почитав или даже просто подумав), во-вторых убогое их знание не сильно искажает знание других вещей, которые твёрдо усвоены. Именно потому, что недостаточное знание второстепенных вещей рождает противоречия с твёрдым знанием других вещей, учащийся и может разобраться самостоятельно. Если учащийся может самостоятельно разобраться в широком классе вещей, в которых он плавает, то, собственно, он образование получил.

Главные же вещи тем выделены, что убогое их знание искажает в большой степени понимание твёрдо усвоенных вещей. Главные вещи -- это глаза, которыми мы смотрим в мир. Они не должны искажать изображение. Учащийся, не усвоивший главные вещи, опасно рискует потому, что он начинает усваивать знания, нужного их понимания не достигая. Багаж его знаний становится бесполезен в той мере, в какой он плохо усвоил базовые вещи. Именно так получаются горе-учёные, горе-инженеры, горе-управленцы и даже горе-академики. Они искренне убеждены, что обладают обширными знаниями, но дело в том, что знать не достаточно -- нужно понимать то, что знаешь. А чётко понимать свои знания как раз мешает убогое знание базовых вещей.

Измерения, шкалы и погрешности -- это базовые вещи. Не зря с них начинается учебник. Авторы понимают (слава богу), что не начать с них никак нельзя. Нельзя начать чем-то другим. Это первооснова всего. Но, увы, авторы учебников не знают, как конкретно эта первооснова себя проявляет в остальных вещах, и дальше в учебнике эти базовые вещи нигде не обсуждаются, их влияние никак не поясняется нигде. Не мудрено, что вырастают поколения людей, которые базовых вещей по физике не знают, чьё знание физики, каким бы обширным оно ни было, искажено и бесполезно. С.П.Новиков (известный математик наш) часто говорит о кризисе математики и теорфизики. Так вот, от того тот кризис, что воспитали поколения людей у которых настоящие знания заменены безобразной кашей в голове.
30.07.2012
EricRedДата: Понедельник, 30.07.2012, 17:21 | Сообщение # 7
EricRed

Эрик Рыжий
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
170
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (Александр_Игрицкий)
А Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите.

Часы и градусник -- это два прибора, с которыми ребёнок сталкивается в жизни первыми.
30.07.2012
Александр_ИгрицкийДата: Понедельник, 30.07.2012, 18:34 | Сообщение # 8
Александр_Игрицкий

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Должность: Freelancer
Сообщений:
11095
Награды: 129
Статус: Offline
EricRed, извините меня и не принимайте мои слова за серьезные. Конечно, Вы правы и о часах и термометрах, и об измерениях и погрешностях. Но я не могу согласиться с тем, что седьмой класс - это тот класс или тот возраст, когда можно серьезно говорить на эти темы. Общие слова произнести можно и об измерении, и об единицах измерения, и об эталонах, и о неточностях любых видов. Все это хорошо и, как начало, правильно. Но об этой очень непростой области любой точной науки - измерении нужно говорить постоянно. Лишь тогда это уляжется в головках нужным образом. Нужно ли это в базовом курсе, не уверен. Скорее нет, чем да. В профильном - несомненно!
Я упорно молчу или ерничаю, когда здесь появляются аналогичные задачи просто потому, что мне очень интересно, как сейчас думают учителя.
Хорошая задачка, хорошая!
30.07.2012


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Понедельник, 30.07.2012, 18:36
Форум учителей об образовании в России и мире » Форум педагогов по предметам, разделам » Форум учителей математики, физики и астрономии » Ровно ли в полдень стреляет пушка? (Красивая задачка для школьников 7-го класса)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Отзывы

Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска"
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить