Ровно ли в полдень стреляет пушка?
|
|
EricRed | Дата: Понедельник, 16.07.2012, 18:44 | Сообщение # 1 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Задачка по физике для школьников 7-го класса (первый год обучения физике). Невольный автор этой задачи Абрам Кикоин (брат Исаака Кикоина) не сформулировал её условия.
До систем спутниковой навигации для определения долготы на кораблях использовались специальные часы, сохранявшие точность хода даже при сильной качке. В одном городе, чтобы капитаны могли установить корабельные хронометры, в полдень стреляла пушка. Однажды один капитан решил узнать, точно ли в полдень стреляет эта пушка. Он нашёл запальщика и спросил у него: "Как ты узнаёшь время?". "Я смотрю в подзорную трубу на часы башни городской ратуши". Капитан нашёл смотрителя башенных часов. "Как ты сверяешь время?". "Я периодически сверяю показания башенных часов с точным хронометром нашего часовщика". Капитан нашёл часовщика. "Как ты сверяешь свой хронометр?". "Он очень точный, но периодически я сверяю его показания с выстрелом пушки". Спрашивается: точно ли в полдень стреляет пушка?
16.07.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 17.07.2012, 18:40 | Сообщение # 2 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Ой, в таком виде задача не школьная, потому что чисел не дано.
Неточность хода башенных часов меньше полминуты в сутки, а неточность хронометра -- меньше пяти секунд в сутки, но часовщик сказал, что очень точный, поэтому он его отрегулировал так, что неточность хода хронометра -- только одна секунда в сутки. Скорость звука и запальщик добавят ещё пару секунд погрешности. Разумеется, на башенных часах нет секундной стрелки. По правде, такой точности для навигации не достаточно, а капитану не нужна пушка, но тут не сказано, какой это город, может, это город Глупов, или они плавают не так далеко и не во много мест. Из условия ясно, что самая первая установка хронометра проводилась как-то иначе. От её неточности мало что зависит, потому что она даст систематическую погрешность, которая просто сдвинет нулевой меридиан. Каких ещё данных не хватает?
Семиклашки как раз проходят такие основные вещи, как измерения, шкалы, погрешности. Такую арифметику, как наименьшее общее кратное, они тоже знают. Вот и давайте применим то, что учим. Или вы считаете, что семиклашке, неспособному разобраться в этой задаче, имеет какой-то смысл дальше рассказывать про молекулы, правило рычага, КПД?
17.07.2012
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 17.07.2012, 19:00 | Сообщение # 3 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Неточность хода башенных часов меньше полминуты в сутки, а неточность хронометра -- меньше пяти секунд в сутки, но часовщик сказал, что очень точный, поэтому он его отрегулировал так, что неточность хода хронометра -- только одна секунда в сутки. Скорость звука и запальщик добавят ещё пару секунд погрешности. Разумеется, на башенных часах нет секундной стрелки. По правде, такой точности для навигации не достаточно, а капитану не нужна пушка, но тут не сказано, какой это город, может, это город Глупов, или они плавают не так далеко и не во много мест. Из условия ясно, что самая первая установка хронометра проводилась как-то иначе. От её неточности мало что зависит, потому что она даст систематическую погрешность, которая просто сдвинет нулевой меридиан. Каких ещё данных не хватает? %) По мне, так тут скорее излишек данных.... И вообще - исходя из имеющихся данных, задача напоминает задачу о курице и яйце.
17.07.2012
Сообщение отредактировал alsergast - Вторник, 17.07.2012, 19:03
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 17.07.2012, 20:42 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Или вы считаете, что семиклашке, неспособному разобраться в этой задаче, имеет какой-то смысл дальше рассказывать про молекулы, правило рычага, КПД? Уважаемый EricRed, извините за то, что отвечаю на Ваши вопросы не в порядке их поступления, но последний вопрос мне кажется существенно более интересным. Отвечу на него первым. Именно так я всегда считал, считаю и буду считать: неспособность любого человека, семиклассника в частности, разобраться в какой-либо определенной теме или задаче ни о чем не говорит о его способностях хорошо усвоить другие темы. Это совершенно нормальное положение вещей. Я не сравниваю "ортогональные" дисциплины. Я говорю об одной и той же науке. Вот я, например. Условно хорошо решаю задачки на движение в одном направлении, но если только тела движутся в разных направлениях, а еще хуже - по окружности, - все, конец, стопор! Или вот: на растворы задачи решаю хорошо и проверяю на практике, на сплавы - хоть убей, никак! И туго идут задачи "на работу". с детства. Особенно мучает вопрос с проверкой! Взять еще геометрию. Если треугольник остроугольный, легко и просто. Но если хотя бы один угол тупой - труба дело! Говорят, что больше одного тупого не бывает, хотя не уверен: в любовном - от одного до трех, железно! Но если бы было в плоском треугольнике больше одного, то школу никогда бы не закончил. Факт! А Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите. Единственно, что помню из рассказов: в Ленинграде в Петропавловке пушка стреляет точно в полдень. Может быть с ними посоветоваться, как это удается?
17.07.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Вторник, 17.07.2012, 20:46
|
|
|
| |
|
Partisan | Дата: Среда, 18.07.2012, 13:10 | Сообщение # 5 |
Partisan
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
22 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите. Единственно, что помню из рассказов: в Ленинграде в Петропавловке пушка стреляет точно в полдень. Может быть с ними посоветоваться, как это удается?
18.07.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Понедельник, 30.07.2012, 17:20 | Сообщение # 6 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Именно так я всегда считал, считаю и буду считать: неспособность любого человека, семиклассника в частности, разобраться в какой-либо определенной теме или задаче ни о чем не говорит о его способностях хорошо усвоить другие темы. Это совершенно нормальное положение вещей. У меня схожее, но иное мнение на этот счёт: есть вещи главные, а есть второстепенные. Главных гораздо меньше, чем второстепенных. Поэтому учащемуся твёрдо усвоить, в общем-то, нужно очень не много. Во второстепенных вещах можно плавать. Это даже полезно при одном условии. Условие такое: ты знаешь, что плаваешь, и пытаешься разобраться ровно в той мере, в которой видишь необходимость в этом.
Второстепенные вещи как раз отличаются от главных тем, что во-первых убогое знание их учащийся может восполнить самостоятельно (почитав или даже просто подумав), во-вторых убогое их знание не сильно искажает знание других вещей, которые твёрдо усвоены. Именно потому, что недостаточное знание второстепенных вещей рождает противоречия с твёрдым знанием других вещей, учащийся и может разобраться самостоятельно. Если учащийся может самостоятельно разобраться в широком классе вещей, в которых он плавает, то, собственно, он образование получил.
Главные же вещи тем выделены, что убогое их знание искажает в большой степени понимание твёрдо усвоенных вещей. Главные вещи -- это глаза, которыми мы смотрим в мир. Они не должны искажать изображение. Учащийся, не усвоивший главные вещи, опасно рискует потому, что он начинает усваивать знания, нужного их понимания не достигая. Багаж его знаний становится бесполезен в той мере, в какой он плохо усвоил базовые вещи. Именно так получаются горе-учёные, горе-инженеры, горе-управленцы и даже горе-академики. Они искренне убеждены, что обладают обширными знаниями, но дело в том, что знать не достаточно -- нужно понимать то, что знаешь. А чётко понимать свои знания как раз мешает убогое знание базовых вещей.
Измерения, шкалы и погрешности -- это базовые вещи. Не зря с них начинается учебник. Авторы понимают (слава богу), что не начать с них никак нельзя. Нельзя начать чем-то другим. Это первооснова всего. Но, увы, авторы учебников не знают, как конкретно эта первооснова себя проявляет в остальных вещах, и дальше в учебнике эти базовые вещи нигде не обсуждаются, их влияние никак не поясняется нигде. Не мудрено, что вырастают поколения людей, которые базовых вещей по физике не знают, чьё знание физики, каким бы обширным оно ни было, искажено и бесполезно. С.П.Новиков (известный математик наш) часто говорит о кризисе математики и теорфизики. Так вот, от того тот кризис, что воспитали поколения людей у которых настоящие знания заменены безобразной кашей в голове.
30.07.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Понедельник, 30.07.2012, 17:21 | Сообщение # 7 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) А Вы говорите о физике и часах. Это же вообще темный лес, тем более Вы что-то и о точности еще говорите. Часы и градусник -- это два прибора, с которыми ребёнок сталкивается в жизни первыми.
30.07.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 30.07.2012, 18:34 | Сообщение # 8 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
EricRed, извините меня и не принимайте мои слова за серьезные. Конечно, Вы правы и о часах и термометрах, и об измерениях и погрешностях. Но я не могу согласиться с тем, что седьмой класс - это тот класс или тот возраст, когда можно серьезно говорить на эти темы. Общие слова произнести можно и об измерении, и об единицах измерения, и об эталонах, и о неточностях любых видов. Все это хорошо и, как начало, правильно. Но об этой очень непростой области любой точной науки - измерении нужно говорить постоянно. Лишь тогда это уляжется в головках нужным образом. Нужно ли это в базовом курсе, не уверен. Скорее нет, чем да. В профильном - несомненно! Я упорно молчу или ерничаю, когда здесь появляются аналогичные задачи просто потому, что мне очень интересно, как сейчас думают учителя. Хорошая задачка, хорошая!
30.07.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Понедельник, 30.07.2012, 18:36
|
|
|
| |
|