Поближе к практике, или чему можно научиться в песочнице? ))
|
|
creatvalex | Дата: Вторник, 16.10.2012, 15:10 | Сообщение # 1 |
creatvalex
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Может быть я чего-то недопонимаю. Теоретический уровень мышления, вознесенный на щит Давыдовым, Гальпериным и Элькониным, безусловно важен. Но пока ребенок не потрогает экспериментальную установку ручками, теоретические мысли в голове у него будут оставаться в состоянии медвежьей спячки
Как-то мне приходилось ездить в учколлектор за очередной партией "продвинутого" оборудования для лаборатории педагогического вуза (физ-мат факультета!) Потрясли китайские термометры на плашках из "сальной" (после, разумеется, шелушащейся, как нос у перегревшегося на солнышке дошколёнка) пластмассы. Синенький показывал 20 градусов по Цельсию, зелененький - 25. Вероятно, синенькому было холоднее по закону холодных и теплых цветов, известному художникам.
После этого, рассматривая на витринах уличные термометры, всегда умиляюсь разнообразию их показаний. А юных продавщиц, маникюривших на уроках физики свои крохотные коготки, это ни капли не смущает. Висят же на стенках магазина часы, показывающие совершенно разное время!
Где найти лабораторное оборудование, обладающее сталинской, 50-х годов, степенью надежности, и при этом не отторгающее эстетически? Долго искал ответ, и, блуждая по дворам и закоулкам собственного города, нашел его, во всяком случае, для импровизированных опытов по курсу механики, ... тыгдыгтыгдыг (это чтобы пауза была подлиннее :^)) ... на детской площадке! Если кто забыл, за давностию лет, что это такое, и что там за "звери" водятся, отсылаю по этой вот хотя бы ссылке: {ссылка удалена}. Нужно это для того, чтобы определиться с понятиями, о чем пойдет речь. Не все владеют аккуратной детсадовской терминологией!
Для начала, для затравки, хочу предложить тему знающим физику и немного педагогику людям: - какие демонстрации можно было бы осуществить при помощи карусели (внешний вид которой открывается при переходе по ссылочке): - какое дополнительное подручное оборудование потребуется (песок, лопатки, ведерки, машинки, мамы, папы); - какими словами объяснить наблюдаемые явления детям (уточняю: маленьким, дошкольникам, и большим, изучающим физику в школе); - какие требования техники безопасности нужно соблюсти.
Как говорил Задорнов, усугубляю тему, суживая ее до известного сем понятия "скамья Жуковского". А если кому приглянутся, например, качели, качалки или аттракционы, откройте отдельную темку, чтобы не путать вращательное движение с поступательными и колебательным )))
Терминологии давайте будем придержтваться, принятой на этом сайте (у других производителей она может немного отличаться). Так сказать, это будет у нас понятийной системой отсчета. Лично мне страничка понравилась тем, что там всё видно, как на ладони, вроде как обозреваешь детскую площадку с высоты птичьего полета
Что сказать о себе? Сообщение на форуме первое, стаж работы где-то 17 лет или больше (это смотря по тому, как считать: по трудовой книжке или около). Давайте пообщаемся, уважаемые коллеги, если кого-то открытая мною тема не оставила равнодушным.
Часто появляться не обещаю, но заглядывать буду всегда: как там дела у нас в песочнице?
С уважением, потомственный учитель физики Владимир Алексеев
Добавлено (16.10.2012, 15:10) --------------------------------------------- Кстати, подскажите, будьте добры, как тут редактируются опечатки в сообщениях? Не нахожу соответствующей кнопочки, хотя стаж пребывания на форумах имеется
16.10.2012
Сообщение отредактировал Главный_редактор - Понедельник, 22.10.2012, 10:41
|
|
|
| |
|
anasta7574 | Дата: Вторник, 16.10.2012, 15:34 | Сообщение # 2 |
anasta7574
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Раньше читала форум, так сказать, пассивно, но теперь захотелось показаться на свет Божий :) Т.к., на мой взгляд, очень перспективная тема. Помню, что когда я училась в школе, наш физик заинтересовывал девичью половину класса рассказами о том, почему кожа не загорает через стекло :) Если по теме, то сразу пришло в голову, что можно на примере круглой карусели рассказать о центробежной силе.Добавлено (16.10.2012, 15:34) ---------------------------------------------
Quote (anasta7574) - какие требования техники безопасности нужно соблюсти. можно вообще не ходить на саму площадку, а показывать видео/картинки или просто попросить представить. Но представить - это для тех, кто постарше; кто помладше - на том вдвойне эффективнее должно сработать то самое обучение через игру.
16.10.2012
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Вторник, 16.10.2012, 21:17 | Сообщение # 3 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Детская площадка - это хорошо! Но вот ограничения на тип движения - смущают... Ибо сначала - детская площадка со всем разнообразием, затем - физика... Намедни мой ученик (студент уже, да...) в теме "Механические колебания" вспомнил свой детский опыт. Надо взять в зубы (натурально!) доску качелей, отойти и разжать зубы... Потом мужественно глядеть на стремительно приближающуюся к лицу доску и не убегать... Жестоко, конечно, но переход потенциальной энергии в кинетическую, плюс нюансы с затуханием колебаний ученик воспринял очень живо и с полным пониманием. Дальнейшее обсуждение резонанса и возможных последствий порыва ветра для зубов экспериментатора заставило его задуматься о роли корректности эксперимента в науке.
P.S. Для корректировки Вашего поста, у него внизу справа есть кнопка "Изменить".
16.10.2012
Сообщение отредактировал Практик - Среда, 17.10.2012, 10:31
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 16.10.2012, 21:21 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (anasta7574) вдвойне эффективнее должно сработать то самое обучение через игру. Очень правильное предложение! Сейчас лавина всевозможной наглядной информации отбрасывает на задний план личное участие в познавательных действиях. Все видно, все смоделировано, все можно показать! Но очень важно и "пощупать". Quote (anasta7574) Если по теме, то сразу пришло в голову, что можно на примере круглой карусели рассказать о центробежной силе. И мне сразу в голову пришло, как можно на примере карусели не просто рассказать, но показать и объяснить, что НИКАКОЙ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ ВОВСЕ НЕТ!
16.10.2012
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Среда, 17.10.2012, 12:32 | Сообщение # 5 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (anasta7574) Если по теме, то сразу пришло в голову, что можно на примере круглой карусели рассказать о центробежной силе. Quote (Александр_Игрицкий) И мне сразу в голову пришло, как можно на примере карусели не просто рассказать, но показать и объяснить, что НИКАКОЙ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ ВОВСЕ НЕТ! Не пойму, это всё ещё спорный вопрос или доказанный научный факт?
17.10.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Среда, 17.10.2012, 14:48 | Сообщение # 6 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Лорисон) Не пойму, это всё ещё спорный вопрос или доказанный научный факт? Скажу Вам по секрету: сила - дама серьезная, обращаться с ней нужно осторожно. Если Вы говорите о силе, то прежде всего должны побеспокоится о том, что Вы в состоянии указать ее источник, первопричину. Если Вы в затруднительном положении, то либо продолжайте поиск, либо скажите, что Вы несколько погорячились. Эти мои слова можете принять за истину просто потому, что в противном случае мы скатимся в мистику. Согласны? Поэтом Вы сами для себя определите личное отношение к центробежной силе. Вот уж точно: Shershe la fam!
17.10.2012
|
|
|
| |
|
creatvalex | Дата: Среда, 17.10.2012, 15:30 | Сообщение # 7 |
creatvalex
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) P.S. Для корректировки Вашего поста, у него внизу справа есть кнопка "Изменить".
Вот то-то и оно, что нету ) Есть кнопка "Цитировать" и адмиральская нашивка "вверх" ))
17.10.2012
|
|
|
| |
|
anasta7574 | Дата: Среда, 17.10.2012, 16:13 | Сообщение # 8 |
anasta7574
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Жестоко, конечно, но переход потенциальной энергии в кинетическую, плюс нюансы с затуханием колебаний ученик воспринял очень живо и с полным пониманием. Дальнейшее обсуждение резонанса и возможных последствий порыва ветра для зубов экспериментатора заставило его задуматься о роли корректности эксперимента в науке. точно) все, заученное только в теории одним параграфом из учебника - продает из памяти, но все, испробованное на себе - это уже личный опытДобавлено (17.10.2012, 16:11) ---------------------------------------------
Quote (Лорисон) И мне сразу в голову пришло, как можно на примере карусели не просто рассказать, но показать и объяснить, что НИКАКОЙ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ ВОВСЕ НЕТ! тогда компромисс: рассказать об этом спорном вопросе и предложить самим подумать Добавлено (17.10.2012, 16:13) --------------------------------------------- А если по теме, у кого какие еще есть соображения на сей счет? Пора искать подходящую детскую площадку
17.10.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Среда, 17.10.2012, 17:59 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
anasta7574, двойное цитирование приводит к смещению источника. Лорисон и не утверждала ничего, просто мысли вслух. О центробежной силе хорошо и по-доброму говорила.... Вы сами : Quote (anasta7574) Если по теме, то сразу пришло в голову, что можно на примере круглой карусели рассказать о центробежной силе. Это я немного "наехал" на центробежную силу. Но по делу!
17.10.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Среда, 17.10.2012, 18:00
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Среда, 17.10.2012, 18:57 | Сообщение # 10 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (creatvalex) Вот то-то и оно, что нету ) Есть кнопка "Цитировать" и адмиральская нашивка "вверх" )) Хм... Возможно. На некоторых форумах возможность редактирования своих сообщений появляется со стажем. Только у ветеранов есть право на ошибку. А здесь - и не упомню уже... Можно задать вопрос в соответствующем разделе, а можно пережить трудный период "песочницы"
17.10.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Среда, 17.10.2012, 21:15 | Сообщение # 11 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Хм... Возможно. На некоторых форумах возможность редактирования своих сообщений появляется со стажем. Только у ветеранов есть право на ошибку. А здесь - и не упомню уже... Можно задать вопрос в соответствующем разделе, а можно пережить трудный период "песочницы" Точно помню. Страдал несколько первых дней. Потом появилось.
17.10.2012
|
|
|
| |
|
creatvalex | Дата: Пятница, 19.10.2012, 09:54 | Сообщение # 12 |
creatvalex
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Детская площадка - это хорошо! Но вот ограничения на тип движения - смущают... Ибо сначала - детская площадка со всем разнообразием, затем - физика... Мне-то как раз и показалось, что здесь наиболее приближенная к лабораторному разнообразию площадка. Есть, например, такая "штуковина": Качалка-балансир на пружине или вот такая Качалка на пружине "Гагарин" :^) Эта качающаяся площадка вообще напоминает задачи на "систему координат": Головоломка "Лабиринт" на пружине
Названия указываю, как они даны производителем, чтобы не было путаницы. Желающие могут поискать иные "лабораторные установки" на этом или на других сайтах.
А по "центробежной силе" - очень интересно узнать, как продемонстрировать на карусели, что силы инерции суть фикция, не относящаяся к конкретному действию-взаимодействию, и при этом внятно разъяснить ребенку-наблюдателю.
У меня были идеи попроще: задаем детям вопросы: 1. Как заставить карусель вращаться быстрее, не разгоняя ее извне? (классический опыт со "скамьей Жуковского, нужны два уравновешивающих друг друга "тяжеленьких" взрослых); 2. Как заставить мяч (машинку) катиться, не воздействуя на нее руками, не дуя, не подталкивая и не подтягивая при помощи веревочки, а также не создавая уклона? 3. Как заставить машинку в условиях п.2 опрокинуться набок?
Детям начиная лет с 3-4 такие вопросы нравятся ))
19.10.2012
Сообщение отредактировал Главный_редактор - Понедельник, 22.10.2012, 10:41
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Пятница, 19.10.2012, 10:29 | Сообщение # 13 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
При круговом вращении иногда центробежной называют силу, которая возникает, согласно 3-му закону Ньютона, в паре с центростремительной. Это, например, сила, растягивающая нить при вращении шарика, либо сила, с которой седок на карусели давит на спинку сиденья (если сидит лицом к центру). Во вращающейся системе отсчета эту силу называют сила инерции, фиктивная сила, тем не менее, она фигурирует в расчетах наряду с реальными силами.
19.10.2012
|
|
|
| |
|
creatvalex | Дата: Пятница, 19.10.2012, 11:44 | Сообщение # 14 |
creatvalex
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
|
Сообщений: |
6 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (miflin) При круговом вращении иногда центробежной называют силу, которая возникает, согласно 3-му закону Ньютона, в паре с центростремительной. центростремительная сила - это сила упругости (при вращении на нити), или трения (при вращении на карусели). "В пару" ей по третьему закону Ньютона иноприродная сила поставлена быть не может! Это элементарно!
19.10.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Пятница, 19.10.2012, 11:48 | Сообщение # 15 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (creatvalex) Это элементарно! Ватсон!!! Добавлено (19.10.2012, 11:48) ---------------------------------------------
Quote (creatvalex) ей по третьему закону Ньютона Так и не трогайте 3 закон. Речь шла о равенстве сил в неинерциальной системе.
19.10.2012
|
|
|
| |
|