Дорогие друзья! Наш форум закрыт для общения сейчас, но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
По сети гуляет уже лет 10, наверное, вот такая задачка.
Самолёт (реактивный или винтовой) стоит на взлётной полосе с подвижным покрытием (типа транспортёра). Покрытие может двигаться против направления взлета самолёта. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна. Вопрос: сможет ли самолёт взлететь в таких условиях?
Непонятно, почему она вызывает такие горячие дебаты. Неужели людей вводит в заблуждение бессмысленная фраза, которую я выделил?
Ну, взлетит, конечно, если двигатель самолёта запустят. А вот если полоса будет двигаться ПО-ХОДУ? Да с разгоном до взлётной скорости? Затормози колёса - и можно и двигатель не запускать...
Скоко метров длиной/шириной должна быть взлётная полоска-то? Это задача уже одного порядка с переделкой МКАД в транспортёрную ленту
Добавлено (14.02.2013, 10:22) --------------------------------------------- Ну, взлетит, конечно, если двигатель самолёта запустят. А вот если полоса будет двигаться ПО-ХОДУ? Да с разгоном до взлётной скорости? Затормози колёса - и можно и двигатель не запускать...
Скоко метров длиной/шириной должна быть взлётная полоска-то? Это задача уже одного порядка с переделкой МКАД в транспортёрную ленту
alsergast, фразу, которую Вы процитировали, я в первом посте назвал бессмысленной, потому что сравнивать угловую и линейную скорость... сами понимаете. Подозреваю, что автор задачи неуклюже выразился, и имел в виду: между колесом и полосой нет проскальзывания.
А проскальзывание тут при чём? Если уж так трепетно относится к терминам, то здесь более уместно, скорее, "чтобы скорость качения колёс самолёта была равна скорости движения полотна."
14.02.2013
Сообщение отредактировал alsergast - Четверг, 14.02.2013, 11:00
А иначе нельзя. Это физика. Задачка, между нами (и всеми, кто читает ) говоря, глупенькая. Но сейчас нет времени, вечером постараюсь объяснить подробно, если только этого не сделает кто-то раньше (уповаю, чтобы кто-то сделал! ).
14.02.2013
Сообщение отредактировал miflin - Четверг, 14.02.2013, 11:08
Да это понятно - из разряда "яблочно-крокодиловых":
На поляне стоит 7 берёз, на каждой берёзе по 7 суков, на каждом суке - по 7 веток, на каждой ветке - по 7 маленьких веточек, на каждой маленькой веточке растёт по 7 яблок. Сколько всего яблок на деревьях?
14.02.2013
Сообщение отредактировал alsergast - Четверг, 14.02.2013, 11:19
вечером постараюсь объяснить подробно, если только этого не сделает кто-то раньше (уповаю, чтобы кто-то сделал! ).
Никто не сделал... Что-ж, придется лезть в кузов.
То, о чем я буду писать, надо бы сопроводить картинками, но надеюсь на зрительное представление читающих.
1. Пролог. Катящееся колесо.
Представим колесо едущего автомобиля. Выделим на нём три точки. Н (нижняя) - точка соприкосновения колеса с асфальтом. С (средняя) - находится на оси вращения, в центре колеса. В (верхняя) - диаметрально противоположная нижней (которая Н). Если автомобиль движется со скоростью V относительно земли, то скорости вышеперечисленных точек, относительно земли же, таковы. Н - ноль. С - V В - 2V. Некоторых смущает - как это для Н ноль? Автомобиль же едет! Тогда нужно вспомнить (надеюсь, все это видели) гусеницы движущегося танка или трактора. Тот участок гусеницы, который в данный момент соприкасается с землей, неподвижен. В таком же положении находится, если реально, не только точка Н, а чуть больше - примятый участок шины автомобиля, т.е. участок, соприкасающийся с землей (асфальтом). Понятно, что этот участок постоянно меняется.
Представим теперь "легковушку" и "БелАЗ", движущиеся с одинаковой скоростью. Диаметры колес сильно различаются. Что общего в движении этих колес? Скорости точек Н, С, В (относительно земли) будут совпадать. Что различного? Угловые скорости (или скорости вращения - количество оборотов в единицу времени) будут разные.
Ранее упомянутая скорость V - это метры в секунду (м/с). Угловая скорость (или скорость вращения) - обороты в секунду.
Поэтому "чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна", как сказано в задаче, является некорректным утверждением. Всё-равно, что сказать - один грамм равен одному градусу по Цельсию.
2. Основная часть. Сущность явления.
2.1 Про чуваков. Если удастся найти двух сговорчивых чуваков, то можно попросить их поучаствовать в эксперименте. А именно. Попросить их встать по разные стороны от горизонтальной конвейерной ленты и взять в руки концы палки, на середине которой находится насаженное на неё как на ось, невесомое колесо, которое может вращаться без трения.
"Невесомое" и "без трения" - это идеализация реальной ситуации, имеющая целью "не выплеснуть ребенка из ванны". Учет силы трения в подшипниках и момента инерции колеса в реальных расчетах, конечно, производится, но в данном случае это не нужно. Чтобы не замутить основное.
Итак, чуваки держат за два конца ось, а колесо соприкасается с лентой, которая движется и заставляет его вращаться. Проскальзывания нет, скорость ленты относительно земли - V. Какова скорость точек Н, С, В относительно ленты? 0, V, 2V соответственно. Какова скорость точек Н, С, В относительно земли? -V, 0, V соответственно. 0 для С означает, что колесо не перемещается относительно земли. Это естественно, т.к. чуваки стоят на месте.
Теперь вопрос. Если чуваки согласятся идти против движения ленты, по-прежнему держа шест в руках и соприкасая колесо с лентой, - понадобится ли им для этого дополнительное усилие, связанное с движением ленты? Разумеется, нет, т.к. трения нет и колесо невесомо.
Попросим теперь их пересесть на ленту и продолжать двигаться опять же относиительно земли с той же скоростью. Вот тут им придется поднапрячься. А почему? А потому, что в первом случае точкой опоры служила земля, а во втором случае - движущаяся лента.
2.2 Автомобиль и самолёт на транспортерной ленте. В чем разница? Автомобиль отталкивается колесами. От транспортерной ленты. На это и рассчитывал коварный автор задачи, думая, что решающий воспримет самолет в том же качестве, что и автомобиль. Но у самолета нет трансмиссии, связывающей колеса с двигателем. К ним подведены тормоза, поворотные механизмы, но никак не тяга двигателя. И если автомобиль можно уподобить чувакам, отталкивающимся от транспортерной ленты, то самолет - тем же чувакам, отталкивающимся от земли, и не испытывающим проблем. Для самолета опорой, которая сообщает горизонтальную скорость, является, конечно, не земля, а воздух (для винтового) или реактивная струя (для реактивного), но главное - не транспортерная лента.
3. Эпилог. Самолет взлетит.
Написал сумбурно, много лишнего, наверное, но, думаю, основные физические моменты обозначил. Будут вопросы или замечания - отвечу, конечно.
Добавлено (14.02.2013, 21:37) --------------------------------------------- Добавлю. Как бы ни двигалась лента, - по или против - колесо самолета всегда будет вращаться так, что скорость Н будет равна нулю относительно ленты (проскальзывания нет), а самолету это до лампочки при малом трении в подшипниках (по нормальной схеме).
14.02.2013
Сообщение отредактировал miflin - Четверг, 14.02.2013, 21:22
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?
Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса. Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.